Идея развития образования как системы, по-настоящему открытой для общества, системы, требования к которой определяются и контролируются обществом, реализуется сегодня в деятельности управляющих советов образовательных организаций, общественных советов по развитию образования на уровне района, округа и города.
В Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года говорится о возрастании роли государственно-общественного управления, роли общественных советов, которые не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств.Усиление роли государственно-общественного управления за последние годы позволило сформировать новые – партнерские – отношения между всеми участниками образовательного процесса, позволило эффективно использовать возможности управляющих советов, без которых теперь ни один вопрос в жизни образовательной организации не решается. Управляющие советы образовательных организаций стали действенными, когда родители почувствовали себя реальными участниками всех процессов, происходящих в школе, а администрация и педагогические коллективы получили активных союзников, а иногда оппонентов, но работа в единой команде оказалась полезной для всех. Мы вместе научились делегировать полномочия и принимать ответственные решения, коллегиально обсуждать самые сложные вопросы управления, а главное – получили в лице родителей профессиональных партнеров и заинтересованных единомышленников. В последнее время мы видим, как растет интерес к работе образовательных организаций не только со стороны родительской общественности и населения микрорайонов, но и представителей властных структур, различных ведомств, предприятий, вузов. Образовательные организации тоже стремятся быть востребованными у населения, конкурентными на уровне территории микрорайона, округа и города, открытыми к партнерству и сотрудничеству.Вопросы деятельности развития школ практически всегда затрагивали всю социальную сферу: и медицину, и культуру, и социальную защиту, и спорт, и охрану правопорядка, и безопасность жизни населения. При этом образование традиционно играло в этом консолидирующую роль, будучи одним из главных ресурсов развития социокультурной среды.Особенно это важно сегодня, в период формирования крупных организаций с разнообразными образовательными возможностями, где территориальная близость становится еще одним важным ресурсом для построения системы непрерывного качественного многопрофильного и многофункционального образования. Ведь все мы заинтересованы в том, чтобы наши выпускники стали достойными гражданами своей страны, успешными в профессии, счастливыми в жизни, уверенными в своем будущем. Именно поэтому недавно в нашем округе был создан межрайонный общественный совет по образованию, объединивший шесть районов: Хорошевский, Сокол, Аэропорт, Савеловский, Беговой, Тимирязевский. Создание межрайонного общественного совета сегодня очень своевременно и значимо не только для системы образования, но и для всей социокультурной ситуации районов, важно для развития конкурентной среды, способствующей формированию гражданского общества, консолидации населения. Мы с коллегами считаем, что межрайонный общественный совет по образованию позволит решать проблемы на качественно новом уровне, совместно вырабатывать стратегию развития образования на примере крупной территориальной единицы с гораздо большими возможностями, чем один образовательный комплекс или даже все образовательные организации в районе, а главное, межрайонный совет сможет проанализировать, как выполняются запросы населения на образовательные услуги от дошкольного до старшего школьного возраста, провести мониторинг качества их реализации и открыто обсудить пути дальнейшего развития образовательных организаций.В Положении о межрайонном общественном совете по образованию обозначено, что основной целью деятельности совета станет выработка концепций и программ развития межрайонного общественного совета по образованию на территории шести районов САО (Хорошевский, Сокол, Аэропорт, Савеловский, Беговой, Тимирязевский), разработка предложений по реализации концепций и программ Правительства Москвы и префектуры САО, обсуждение и обобщение общественных инициатив в образовательной сфере этих районов. Определены основные задачи совета: содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, содействие в предоставлении дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории районов Хорошевский, Сокол, Аэропорт, Савеловский, Беговой, Тимирязевский; содействие созданию и деятельности образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов в соответствии с законодательством РФ в целях развития и совершенствования образования, общественных объединений участников образовательного процесса и иных граждан, заинтересованных в развитии образования, благотворительных организаций, содействующих межрайонной системе образования; развитие форм участия общественности в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, содействии открытости и публичности в деятельности образовательных учреждений на территории шести районов.При этом межрайонный общественный совет должен быть наделен реальными полномочиями, чтобы включаться в самые важные направления деятельности системы образования на территории ближайших районов. Поэтому к основным полномочиям совета наших шести районов мы отнесли: согласование программ развития системы образования районов; согласование решений о создании образовательных комплексов, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений районов; согласование кандидата на должность руководителя государственной образовательной организации; принятие рекомендаций по проекту бюджета органа местного самоуправления в части обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений районов, обустройство прилегающих к ним территорий; согласование планов и мероприятий по организации предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории районов; утверждение ежегодного публичного отчета о состоянии и результатах развития межрайонной системы образования и представление его общественности районов; разработка мероприятий и программ содействия общественности, общественным объединениям и благотворительным организациям в создании здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях районов; организация общественного наблюдения и общественной экспертизы деятельности образовательных учреждений районов, обеспечение участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров; рассмотрение предложений граждан о деятельности межрайонной системы образования, жалоб и заявлений о действиях (бездействии) руководителей образовательных учреждений, влекущих нарушение прав участников образовательного процесса, содействие гражданам в восстановлении нарушенных прав в сфере образования.Конечно, межрайонный совет – это общественная организация, но ее влияние на принятие самых серьезных управленческих решений может быть очень эффективным при условии высокого уровня профессионализма ее членов и заинтересованности в результатах работы.По Положению в состав совета могут входить представители органов местного самоуправления, физические лица и члены организаций, внесших значительный вклад в развитие образования и науки, участие которых в деятельности совета целесообразно и может способствовать успешному развитию образовательных учреждений наших шести районов.Совет сформирован из управленцев – профессионалов высокого уровня в области образования из всех шести районов: руководителей образовательных комплексов, представителей муниципальных образований, а также родителей-профессионалов. Каждый член совета предложил свой блок вопросов, который вошел в общую программу действий по всем направлениям развития образования в многоплановой социокультурной среде районов. Мы считаем, что на первом этапе работы совета нужна открытая и доступная информация о нем в различных СМИ, на электронных ресурсах образовательных организаций, в органах местного самоуправления.Думаю, что содержание работы межрайонных советов нужно постоянно обсуждать всем педагогическим сообществом, стремиться сделать его реально работающим и значимым для населения общественным органом на территории. Ирина ИЛЬИЧЕВА, председатель межрайонного совета по образованию, директор гимназии №1409
Комментарии