Елена ШИМУТИНА, заместитель директора Центра образования №548 «Царицыно», директор Института развития государственно-общественного управления образованием: – История управляющего совета начинается с 2003 года, когда в Российской Федерации появились первые советы. Среди таких лидеров – субъектов РФ был Южный округ Москвы, который вошел в первый пилотный проект, в котором был создан первый управляющий совет. Комплексный проект модернизации образования показал, что более чем в 30 субъектах РФ в почти 100 процентах ОУ такие советы были созданы, сегодня в планах создание управляющих советов во всех образовательных учреждениях Москвы и России. Сегодня уже 77,7% московских школ имеют органы государственно-общественного управления. При этом 56% – в виде управляющих советов, примерно в 40% образовательных учреждений столицы одновременно действуют по несколько форм государственно-общественного управления. Управляющий совет – это коллегиальный внутришкольный орган. Мы должны понимать его отличие от многих советов, в частности, от попечительского, который может быть и внешней организацией по отношению к школе.
В управляющий совет входят избранные, назначенные, кооптированные члены (избранные – из числа родителей, учащихся, работников школы, кооптированные – представители внешнего сообщества, назначенные – входящие в совет по должности директор школы, представители учредителя, омбудсмен), имеющие зафиксированные в уставе школы управленческие полномочия. При этом в наших рекомендациях мы не говорим о жестком перечне тех полномочий, которые есть в конкретных школах у их управляющих советов. В каждой школе в зависимости от своей ситуации, своих целей и задач коллективы сами определяют те полномочия, которыми будет обладать ее управляющий совет. Это очень важно, для того чтобы в школе понимали, какие решения может принимать ее управляющий совет. Кто же такой общественный управляющий в образовании? Это представитель деловой, профессиональной, родительской и иной общественности, наделенный полномочиями представлять на всех уровнях интересы сообщества и входящий в орган государственно-общественного управления. При этом когда мы говорим «орган государственно-общественного управления», то имеем в виду не только управляющие советы. Необязательно давать этому органу такое название. У совета должны быть соблюдены два принципа: состав (представители государства и общества), те полномочия, которыми он наделен. Совет может называться советом школы, и он будет работать, только надо внести изменения в устав школы и прописать его полномочия. Тем не менее управляющие советы все больше и больше появляются в наших школах. Но как же другие советы, которые работают в нашей школе, значит ли это, что их надо закрывать? Ни в коем случае. В сильных школах работают и родительские, и попечительские советы, и ученическое самоуправление, и замечательные педагогические советы. Но директору в такой школе приходится встречаться с каждым таким советом, каждому многое объяснять, улаживать конфликты, иными словами, тратить значительное количество времени и сил. Вместо этого можно создать единую переговорную площадку, на которой будут встречаться все заинтересованные лица, где они могут договориться, куда будет двигаться школа. Этимология слова «управляющий» – рулевой, на пароходе это капитан, куда он рулит, туда этот корабль и поплывет. Никто не говорит о ежедневном контроле, постоянных проверках, разговор идет о том, куда и как будет развиваться школа. Все органы самоуправления будут работать дальше, но при этом понимать, что надо сотрудничать. Основная функция управляющего совета – прежде всего стратегическая функция развития школы. Вторая – очень важная позиция конструктивного критика, взгляд со стороны, тот опыт, профессиональное мастерство, те знания, которые члены УС могут привнести в школу. Очень важен состав управляющего совета, наш опыт работы с УС с 2003 года показывает, что происходит постоянная ротация его членов, поэтому во многом от подхода к формированию зависит эффективность деятельности совета. Задача совета не только определять стратегию развития образовательного учреждения, но и вместе со школой ее реализовывать. Совет вместе со школой отвечает и за достижения, и за недостатки ее работы, ведь мы пришли сюда не контролировать работу профессионалов, мы пришли сюда не всегда соглашаться с директором, так как он лучше знает, как сделать. Мы вместе вникаем в суть дела и решаем, как лучше работать нашей школе.Постепенно управляющие советы начинают подходить к реализации тех стратегических полномочий, которые прописаны в положении об УС. Не секрет, что наш первый опыт, наши первые исследования показали: зачастую вначале УС продолжали рассматривать те вопросы, которые рассматривали до того родительские комитеты. Но у УС иной статус, иные задачи, например, вопросы основных образовательных программ, развития образовательного учреждения, нормативно-правовые акты, планы хозяйственной деятельности. Примерно в 90% образовательных учреждений, имеющих органы государственно-общественного управления, все эти вопросы стоят на повестке дня на заседаниях управляющих советов.В последние годы мы довольно много работали над созданием сайтов, публичными докладами, сейчас мы видим, что эти показатели по Москве стали выше, чем по стране. Меня радует, что в Москве в 2,5 раза больше, чем в среднем по стране, создано виртуальных и реальных площадок для взаимодействия с общественностью и родителями. Это говорит о том, что мы можем использовать те технологии общения, которые действительно позволят соединить многие возможности в решении общих проблем. 40% дошкольных образовательных учреждений имеют нынче органы государственно-общественного управления, динамика создания и активность работы советов выше, чем в общеобразовательных учреждениях. То есть к нам в школы приходят родители, которые уже имеют опыт работы в управляющих советах. Те учащиеся, которые были в первых управляющих советах, возвращаются в школы и ДОУ в виде молодых родителей или кооптированных членов УС. То есть перспективно накапливается тот опыт, который позволяет относиться к этой работе неформально. Мы надеемся, что в новом законопроекте «Об образовании в РФ» появится положение об управляющих советах, потому что они уже реально существуют в большинстве субъектов РФ. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- Теперь никто из директоров школ и детских садов не скажет: нам так велели в департаменте или в окружном управлении образования. Не знаю, к счастью или к несчастью для директоров школ, но так кивать на вышестоящие организации им невозможно по определению. Тем не менее я уверен, что ни в коем случае не должен директор школы оставаться один на один и с этой свободой, и с этой ответственностью. В школе должен быть управляющий совет. Собственно, как мне кажется, главная роль управляющих советов в том, чтобы правильно разделить с администрацией школы права и ответственность перед городом, перед московскими школьниками, перед московскими семьями, перед педагогическими коллективами образовательных учреждений. При этом хоть со вздохом, но могу сказать: все равно интегральная ответственность, конечно, всегда останется за Департаментом образования, но если правильно будут выстроены отношения внутри каждого образовательного учреждения между администрацией и управляющим советом, то, я уверен, ошибок в принятии решений будет во много раз меньше, тогда ответственность департамента за то, что происходит в системе образования, будет немного более спокойной, чем тогда, когда управляющие советы не влияют на ситуацию в ОУ.Евгений БУНИМОВИЧ, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве:- Как опытный чиновник, долгое время работавший в Московской городской Думе, я чувствую, что тема управляющих советов интересует и меня самого. Я в этом году возглавлял городской наблюдательный совет за реализацией пилотного проекта по модернизации среднего образования, хотя и не во всем и не со всем согласен, хотя некоторые моменты в пилотном проекте у меня вызывают определенную тревогу, хотя я вижу риски, которые могут быть при таком переходе к новым системам финансирования. Просто я вдруг понял, что при реализации проекта должен быть действительно общественный наблюдательный совет, чтобы видеть не только радостные моменты, но и все проблемы, которые могут при этом возникать. Не может быть такого движения вперед, когда нет опасностей, вещей, от которых становится хуже. Значит, надо думать и решать, как все это компенсировать. При огромном количестве самых разнообразных конструкций, которые возникают у нас сегодня, я считаю управляющий совет интересным и важным механизмом, который будет развиваться и действовать.Во время работы в наблюдательном совете я убедился в том, что при всех существующих проблемах при переходе школы на новый механизм финансирования и НСОТ появляются директора, которые учатся не только говорить, но и действовать. Я наконец увидел других директоров, кроме тех блестящих директоров, которые всегда и везде замечательно выступали. Эти директора всегда были в тени, они не так блестяще говорили, но они начали решать те задачи, которые раньше не решали. Вместо того чтобы, приходя к начальству, говорить, нам нужны средства, нам нужно то или другое, они вдруг начали говорить так: мы посчитали, посмотрели и поняли, что это сделать можем уже в этом году, а то – в следующем. Они уже думают о том, как привлечь больше детей, как получить какой-то грант, для того чтобы позволить сделать одно, другое, третье. Это другой разговор, это другая интонация разговора, это другая позиция. Одновременно очень важным для меня в наблюдательном совете было то, что практически каждый раз на заседания приходят либо председатели управляющих советов тех школ, которые представляют свою работу в пилоте, либо представители других общественных советов. У меня опытный слух, я могу отличить текст выступления представителя управляющего совета, написанный им самим, от текста, написанного для него директором школы. Как правило, большая часть текстов – это собственные тексты людей, которые входят в советы и понимают, о чем говорят со знанием дела. Это очень важный момент, так как это нужно для школы в широком смысле слова. Ко мне члены УС уже обращаются как к уполномоченному по правам ребенка по проблемам, связанным с образованием, их вопросы для меня становятся естественными, а для меня естественным становится вопрос: «А управляющий совет вашей школы уже обсуждал эту проблему?» Я задаю такой вопрос не потому, что продвигаю управляющие советы, а потому, что это на самом деле может стать действенным механизмом, когда речь, например, идет о питании школьников, об укрупнении школ. Управляющий совет может всякий раз принимать свое решение, отвечая на вопрос: детям от этого лучше или хуже? Всегда есть недовольные, но главное, чтобы УС не был карманным. Такое может быть, я к этому отношусь, как и все взрослые люди, с пониманием, но тогда возникает вопрос к родителям как к воспитателям своих детей. Если они допускают в своей школе, в достаточно ограниченном коллективе, который важен им непосредственно, так как в нем учатся их дети, формальное отношение к УС, то чему тогда они учат своих детей? Как мы будем управлять своими домами, всем остальным, если не научим своих детей тому, что нужно принимать во всем участие? Родители, жители Москвы должны понимать, что школа должна быть все время центром активности. Есть много вещей, которые директор и педагоги видят под другим углом. Мне с женой оставили летом двух внучек двух и пяти лет, и я очень многое увидел другими глазами по части возможностей отдыха детей в Москве в июле. Теперь я по-другому смотрю на детские площадки: не на то, как они раскрашены, а на то, какое у них покрытие внизу, как сделаны качели. Это тот взгляд, который, я верю и надеюсь, может привести в школу людей, участвующих в заседаниях управляющих советов.Сергей КРАВЦОВ, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ:- Я занимался управляющими советами, когда возглавлял Институт управления РАО. Мы тогда вместе с Еленой Шимутиной изучали модели советов и пришли к мнению, что управляющий совет выполняет несколько функций. Первая – участие в назначении руководителя, директора школы. Поэтому когда мы во многих регионах видим, что совет всего лишь проводник идей директора школы, это не то понимание совета, которое должно быть. Прежде всего управляющий совет должен в той или иной форме участвовать в реальном управлении школой, тогда у него появляются реальные механизмы для этого и к нему прислушиваются. Мы сталкивались с проблемой управления, когда стали избирать директоров школ, и эта практика не оправдалась, процесс не пошел. Конечно, тут важна ответственность. Человек, который возглавит школу, должен уметь работать с детьми, чтобы организовать ее работу. Была практика в разных городах, когда выбирали или назначали директоров школ, а через год работы они уходили, потому что дети мешали им работать. В Англии, прежде чем кандидатура будущего директора попадает на рассмотрение управляющего совета, этот человек должен пройти соответствующие курсы повышения квалификации и подготовки, обязательно 5 лет проработать учителем, то есть иметь определенную квалификацию, стаж и подтверждение независимой комиссии, которая состоит из опытных директоров, что он может управлять школой. Только после этого человек приходит в управляющий совет, где его избирают или не избирают исходя из сложившихся представлений о нем. Поэтому тот или иной механизм выборов в тех или иных формах должен быть, так как он дает возможность управляющему совету реально воздействовать на жизнь школы. Вторая функция – финансирование школы, не случайно говорят о том, что управляющие советы создавали, чтобы привлечь для школы и спонсоров, и средства. Когда управляющие советы имели такую возможность, это было большее влияние на развитие школы. Но у нас сложилась такая практика, что управляющие советы играют более значимую роль в жизни школы (питание, охрана), что важно, необходимо. А по поводу выборности, привлечения и распределения финансов их работа пока не так эффективна, как того хотелось бы.Ирина ВАСИНА, член экспертно-консультативного совета родительской общественности Департамента образования, предприниматель:- Мы живем в интересное время – время быстрых перемен, неожиданных решений, интересных результатов. Сегодня происходит переориентация образовательного процесса в современной школе. Семья и сам ученик все настойчивее требуют внести необходимые изменения в работу школы, с тем чтобы помочь ее выпускнику приобрести навыки и умения, которые помогут адаптироваться во всех сферах современного социума. Мы отчетливо видим, что прежними технологиями подобные социальные запросы семьи и личности ребенка не удовлетворить, требуется иной педагогический подход, позволяющий учитывать запрос общества.Выбор образовательного учреждения, образовательных программ, вопрос преемственности в обучении, определение перспектив развития школы, контроль питания и в целом переход на новую систему финансирования – все эти вопросы стали приоритетной зоной интересов родителей как участников образовательного процесса, ведь единое образовательное пространство не может существовать без родительского участия.Задача достижения высокого качества образования – задача не только воспитателей и педагогов, но и родителей, а следовательно, модернизация образования, использование новых ресурсных возможностей при переходе на новые образовательные стандарты, включая финансово-экономические механизмы, должны быть понятны и доступны каждому родителю. В образовательной среде создаются условия и пространство для самоопределения и самореализации детско-взрослого коллектива, устанавливаются правила, по которым будут выстраиваться наше партнерство и сотрудничество. Требует изменения и подход родителей к своему участию в школьной жизни. Самосознание и социальная активность родителей очень важны. Все большее число родителей определяют себя как полноправных и заинтересованных заказчиков, участников образовательного процесса. В этом году активно шел процесс реорганизации образовательных учреждений, и шел он не без участия родителей. В каждом отдельном случае результатом было согласие или несогласие родительской общественности с реорганизацией. Объединение школ и детских садов, создание образовательных холдингов – процесс неизбежный и абсолютно необходимый, но только в тех случаях, когда в результате выиграют все – ребенок, родитель, педагог. И подходить к этому процессу необходимо осторожно, понимая все плюсы и минусы процесса, просчитав все риски, используя переговорные площадки для создания бесконфликтной среды. Родительское согласие было получено в тех случаях, когда на подготовительном этапе для разъяснения и информирования активно подключились все структуры образовательного учреждения, когда решение принимали информированные родители, понимающие необходимость и целесообразность перемен, доверяющие педагогическому коллективу единомышленников и партнеров. При объединении очень важно также иметь привязку к социуму, учитывать территориальную составляющую.В прошлом учебном году наши родительские активы, как никогда ранее, ощутили открытость образовательного пространства, получив реальные полномочия и заинтересованность в работе. Новая система финансирования, создав равные стартовые возможности для образовательных учреждений, определила главное: финансируется не школа, а ученик, значит, абсолютно логично участие родителей в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда с учетом вклада каждого в единый процесс образования. Но не каждый родитель, имея желание, может полноценно участвовать в этом процессе. Для этого выбор кандидатов в члены управляющего совета должен происходить с учетом профессионально-социальных возможностей родителей, обеспечивая необходимость в проведении надзора и контроля в своем образовательном учреждении в ходе учебно-воспитательного процесса, разграничивая при этом права, обязанности и степень ответственности сторон. На основе Закона РФ «Об образовании» управляющий совет наделен полномочиями в вопросах стратегического управления, решения важнейших задач. Современный директор, входящий в состав УС, должен обладать определенными умениями и навыками управления, быть учителем, умеющим обучать, обучаясь – управлять, управляя – воспитывать. Решение, принятое управляющим советом, должно основываться на мониторинге, быть реальным и прозрачным. Задача эта трудная, но, включая все реальные механизмы взаимодействия, ресурсы, уверена, решаемая. Это необходимое условие работы управляющего совета и родительской общественности в целом.Только с активной родительской общественностью, с родителями-профессионалами, готовыми укреплять имидж выбранного образовательного учреждения, будет достигнуто улучшение качественных и как следствие количественных показателей деятельности учреждения. Включаясь в работу управляющего совета, мы найдем возможность решить важнейшие задачи, стоящие не только перед системой образования, но и перед каждым родителем.Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Московской городской Думы, председатель управляющего совета Пушкинского лицея №1500:- В Московской городской Думе моя обязанность – стратегическое развитие Москвы, а в школе – ее стратегическое развитие. В нашем лицее управляющий совет существует практически с 2000 года, у нас уже накопился опыт серьезной работы. Управляющий совет – это не усиленный родительский комитет и не расширенный педсовет. Мы не должны ни в коем случае представлять собой орган родительской общественности и орган учительской самореализации. Чем занимается управляющий совет, который я возглавляю? Прежде всего стратегией развития, определяя, что же мы хотим от школы. Если школа не развивается, она умирает. У нее есть только одна возможность оставаться хорошей школой – развиваться, поэтому мы, как совет, должны рассматривать возможности ее движения вперед. Это движение определяет управляющий совет, и в этом смысле совет не боцман, не рулевой, не впередсмотрящий, а штурман, определяющий путь. В школе возникают хозяйственные вопросы – получение новых ресурсов, возведение пристроек, укрупнение. Разные вопросы, иногда масштабные, серьезные, требуют обсуждения на управляющем совете. Решение управляющего совета подчиняется концепции той миссии, которую он сам для себя и выработал. Иначе нет смысла собираться и что-то обсуждать. Для школы важна кадровая политика. Нужны профессионалы, но как нам этих людей найти, получить, набрать в вузах? Наш лицей сотрудничает с двумя факультетами МПГУ, Академией правосудия, МГУ, Бауманкой, МАИ. Таким образом, мы получаем профессиональные кадры. Есть еще контрольно-аналитическая работа. Она нужна, ведь для чего иметь управляющий совет, если он не может анализировать и контролировать. Другое дело, что мы не можем наказывать, но можем проконтролировать и сказать: вы делаете не то, о чем мы мечтали. А в случае возникновения конфликтов УС может выступить посредником и разобраться.Елена НОРЕНКО, директор школы №1995:- Хотим мы этого или нет, но за годы обучения в школе родители учащихся и учителя становятся почти родственниками, ведь у них общие дети и общая цель – получение образования. Мы не всегда можем дать четкое определение качественного образования, но знаем, в какую школу хотим определить ребенка, по крайней мере надеемся, что знаем. Любой педагогический коллектив стремится к высоким достижениям и надеется их достичь. Такие цели были всегда, но таких возможностей, какие предоставлены сегодня нашему образованию, никогда не было. Сегодня главная сила школы – управляющий совет.Направлений работы совета много. В прошлом году мы остановились на четырех комиссиях. Первая – учебно-педагогическая. Как расставить акценты в образовательной программе, озаботиться качеством обучения, и не только по результатам ЕГЭ и ГИА, а всегда? Решили направить наблюдателей из числа родителей на официальные контрольные, которые проводим в школе четыре раза в год по всем предметам. В конце года неожиданно появился анализ такой работы, проведенный по инициативе родителей: на одном листе – спасибо, на другом – на что обратить внимание в следующем учебном году. Ценность такого документа для школы несомненна. Результаты контроля показали, что оценки по некоторым предметам стали ниже, но реальнее, зато экзамены в форме ГИА сдавали все 112 девятиклассников, например, один из самых трудных предметов – английский язык – выбрали и успешно сдали 44 ученика. Учителя стали требовательнее к своим коллегам, администрация – четче выстраивать планы персонального контроля, повышения квалификации. Понятно, что подобная работа управляющего совета не у всех сотрудников вызывает горячую поддержку, но для дела она нам очень нужна.В школе идет очень большая работа по профориентации начиная с первого класса. По результатам работы этого года управляющий совет принял решение об открытии еще двух профильных классов – социально-экономического и оборонно-спортивного в дополнение к социально-гуманитарному, физико-математическому и химико-биологическому. Нас много, поэтому мы можем предоставить индивидуальную образовательную траекторию каждому ребенку. Но, увеличив объем работы учащихся и ее интенсивность, главное – не забывать о перегрузках. Мы бы с удовольствием перешли на пятидневную рабочую неделю, но пока нет возможности, так как в школе учится свыше тысячи учащихся вместо 850, для всех два иностранных языка, обязательное деление на подгруппы и профильные предметы. Управляющий совет принял непростое решение об обучении в две смены со следующего нового учебного года, а чтобы никому не было обидно, решили, что 5-7-е классы будут учиться во вторую смену раз в неделю. В УС есть комиссия по работе с родителями. Главная задача – приобщить родителей к жизни ребенка независимо от занятости на работе. Родители должны обладать информацией о жизни школы, быть компетентными.Наверное, не самая яркая, но самая суровая – финансово-экономическая комиссия УС. Она контролирует расход внебюджетных средств, согласует стимулирующие выплаты, участвует в аттестации кадров, продумывает вместе с нами, как уменьшить расходы на коммунальные услуги, рассчитывает стоимость платных образовательных услуг и придумывает, какие еще услуги школа может предложить населению.До начала нового учебного года остается все меньше дней. У управляющего совета много дел: контроль благоустройства территории, особенно стадиона, организация второй смены, забота о мебели для первоклассников (их в этом году 138), реорганизация работы групп продленного дня, корректировка учебного плана, анализ возможностей ФГОС третьей ступени, активизация участия родителей в научно-исследовательской деятельности.
Комментарии