Проблема взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей не нова. Дошкольное образование на сегодняшний день единственный общественный институт, регулярно и неформально взаимодействующий с семьей, а следовательно, имеющий возможность оказывать определенное влияние на семьи воспитанников.
Необходимо отметить, что развитие системы дошкольного образования округа невозможно без активного участия родительской общественности. В течение всего учебного года мы проводим родительские собрания, районные и окружные родительские конференции. Представители родительской общественности округа принимают активное участие в работе городского совета родительской общественности. В октябре 2009 года в округе проводился городской «круглый стол» «Роль окружного совета родительской общественности в повышении качества дошкольного образования в Северном округе, вопросы взаимодействия с родительской общественностью».
Представители родительской общественности города смогли ознакомиться с работой актива родителей округа и перспективами взаимодействия управления образования и родительской общественности.
В округе регулярно проводятся заседания родительской общественности дошкольных учреждений и районов. Родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, гимназии, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Эти позиции становятся основой для эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями, определяют приоритетное направление программы развития ДОУ – социально-личностное развитие ребенка.
Единая команда администрации, воспитателей, педагогов дополнительного образования старается выполнить социальный заказ в области дошкольной педагогики творчески, тесно взаимодействуя с родителями воспитанников, реализуя системный подход в организации взаимодействия с родителями.
Основными направлениями этого взаимодействия стали:
изучение потребностей родителей на образовательные услуги (анкетирование, социологические исследования) для определения перспектив развития взаимодействия ДОУ и семьи, форм и содержания образовательных проектов для взрослых;
формирование активной позиции родителей в воспитании детей, в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения;
просвещение родителей, повышение их психологической и педагогической культуры;
выявление инициативной группы взрослых, опираясь на которую можно строить образовательный процесс.
В связи с этим система работы с родителями включает в себя:
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
ознакомление родителей с содержанием работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета (в каждом ДОУ есть перспективный план работы с родителями, план работы родительского комитета);
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Таким образом, родители принимают активное участие в создании условий для развития дошкольного учреждения, изучая, обсуждая нормативно-правовую базу (устав учреждения, Положение о родительском комитете, договор с родителями), анализируя и планируя физкультурно-оздоровительную работу, организуя летний отдых и подготовку территории и учреждения к новому учебному году, оказывая помощь в организации публичных выступлений детей (в фестивалях, конференциях, концертах).
В процессе такого взаимодействия взрослые лучше начинают понимать ребенка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в выборе образовательных программ и технологий.
Результатами нашего сотрудничества с родителями можно считать:
создание детско-взрослого сообщества;
накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;
обобщение опыта ДОУ и семьи и опыта семейного воспитания;
укрепление и сохранение материально-технической базы;
организацию работы ДОУ по музыкально-театрализованной деятельности; активное участие в качестве исполнителей ролей на утренниках, открытых занятиях, городских фестивалях и конкурсах детского творчества.
Взгляд на семью как на партнера по образованию и воспитанию детей значим как в русле происходящих изменений в системе образования, так и в реализации идей личностно ориентированной педагогики, это повышает готовность родителей к сотрудничеству не только с ребенком, но и с другими родителями, педагогами ДОУ, а в дальнейшем и школы.
На окружных конференциях, которые проводились в нынешнем учебном году, родительская общественность знакомилась с воспитательным пространством округа, для родителей будущих первоклассников проходили собрания по вопросам приема детей в первый класс.
Окружной совет родительской общественности на своих заседаниях рассматривал вопросы организации новых форм дошкольного образования и создание условий для разностороннего развития ребенка в условиях этих форм, вопросы питания в дошкольных учреждениях, вопросы раннего языкового обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, вопросы воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, вопросы интеграции детей с особыми возможностями здоровья в среду сверстников, родители принимают активное участие в создании условий для развития дошкольного учреждения.
Таким образом, работа с родительской общественностью стала важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге на повышение статуса дошкольного образования.
С.КЛОКОВА,
председатель Совета родительской общественности Северного округа
Комментарии