ПОСТАНОВЛЕНИЕ 08 июля 2010г. г. Москва № 24 О ситуации в сфере оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений Рассмотрев ситуацию по оплате труда работников бюджетной сферы, Совет Ассоциации отмечает сохранение серьезных проблем.
Президент Совета Ассоциации,Председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ М.М. КузьменкоПредседатель Профсоюза работников народного образования и науки РФГ.И. МеркуловаПредседатель Российского профсоюзаработников культурыГ.П. Парошин
Новые системы оплаты труда, реализуемые в настоящее время в субъектах РФ, не только не привели к существенному увеличению размеров заработной платы в подавляющей части государственных и муниципальных учреждений, но и обусловили ряд новых проблем, снижающих эффективность реформы в этой сфере. Практически повсеместно отмечается сокращение дифференциации в уровнях оплаты труда высококвалифицированных специалистов и работников неквалифицированного труда; существенное различие в заработной плате специалистов одного уровня квалификации в разных субъектах РФ и даже в учреждениях одного субъекта РФ; отсутствие реальных финансовых возможностей для стимулирования качественного и эффективного труда.
Это в значительной степени обусловлено минимизацией государственных гарантий, заложенной в основу проводимой реформы; крайне недостаточными объемами дополнительного финансирования введения новых условий оплаты и реализации увеличенного с января 2009 года минимального размера оплаты труда (МРОТ); отсутствием, как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, муниципальных образованиях, реальных мер по реализации нормы Трудового кодекса РФ в части индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Одновременно Совет Ассоциации выражает озабоченность правовой неурегулированностью в части обеспечения гарантий минимального размера оплаты труда работников.
Необходимо напомнить, что сразу после внесения в апреле 2007 года поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации, изымающих из его 129 статьи определение МРОТ, и, как следствие, неоднозначное толкование на местах норм Трудового кодекса РФ в части включения в размер МРОТ различных выплат, появились случаи обращения работников в судебные инстанции с исками об ущемлении их экономических интересов.
ФНПР однозначно отвергла включение компенсационных, стимулирующих и социальных выплат в вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты, как конституционной гарантии.
Эта позиция использовалась многими профсоюзами и их территориальными объединениями при поддержке членов профсоюзов, обратившихся в суд с иском о недоначислении заработной платы.
10 марта 2010 года постановлением Президиума Верховного суда РФ был утвержден Обзор судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2009 года. В нем было приведено разъяснение Верховного суда по вопросу включения в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационных и стимулирующих выплат.
По существу, Президиум Верховного суда РФ подтвердил позицию ФНПР о размере минимальных тарифных ставок и окладов.
Однако Президиум Верховного суда РФ постановлением от 16 июня 2010 года отозвал свое разъяснение о порядке установления минимального размера оплаты труда. Аргументация данного шага до настоящего времени не предана гласности.
Учитывая изложенное, Совет Ассоциации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Территориальным организациям профсоюзов – членов Ассоциации:
– организовать проведение на местах информационно-разъяснительной работы с целью инициировать обращение работников по данному вопросу в судебные органы;
– оказывать методическую и юридическую поддержку при обращении членов профсоюзов в суд за взысканием недоначисленной заработной платы;
– оперативно информировать центральные комитеты профсоюзов о судебных решениях по данному вопросу.
– поддержать общепрофсоюзную кампанию «МРОТ – по закону!»;
– инициировать рассмотрение этого вопроса на заседаниях соответствующих трехсторонних комиссий.
2. Президиумам (Исполкомам) центральных комитетов профсоюзов – членов Ассоциации:
– продолжить мониторинг ситуации на местах в части обеспечения гарантий прав работников на дифференцированную оплату труда с учетом уровня подготовки, квалификации, специфики и сложности производственной деятельности, условий труда;
– постоянно инициировать в рамках социального партнерства в органах законодательной и исполнительной власти предложения по внесению поправок в правовую базу, регламентирующую вопросы оплаты труда, в том числе установления и финансового обеспечения МРОТ, стандартов оплаты труда работников, индексации в 2010 году фондов оплаты труда учреждений с целью реального повышения заработной платы работников.
3. Совету Ассоциации в случае отсутствия конкретных результатов в переговорном процессе с органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ по реализации указанных выше требований профсоюзов в сфере оплаты труда:
– провести консультации с руководящими органами членских организаций Ассоциации о целесообразности организации в IV квартале с.г. коллективных действий в формах, предусмотренных действующим законодательством;
– до 01 октября 2010 года обобщить информацию Президиумов (Исполкомов) центральных комитетов профсоюзов – членов Ассоциации с целью принятия решения о необходимости коллективных действий, процедуре их организации и проведения.
Комментарии