При всем уважении ко всем программам, представленным на ХХХVIII Московском международном кинофестивале, безусловно, самое большое внимание ценителей настоящего кино было приковано к двум постоянным разделам ММКФ – «Эйфории» киноведа Андрея Плахова и «Восьми с половиной фильмам» киноведа Петра Шепотинника. Именно там были сосредоточены кинохиты этого года. И конечно, это виртуозное, суперпрофессиональное кино.
«Аттестат зрелости» румына Кристиана Мунджиу был показан в программе «Восемь с половиной фильмов». Картина из каннского конкурса этого года. Когда-то именно в Каннах и взошла звезда Мунджиу, что дало повод говорить о румынской «новой волне». В 2007 году фильм режиссера «4 месяца, 3 недели и 2 дня» получил главный приз Каннского международного кинофестиваля. «Аттестат зрелости» тоже не остался в Каннах без наград, получив приз за режиссуру. И режиссура тут, конечно, великолепна. Простая на первый взгляд частная, семейная история рассказана с мельчайшими нюансами, с вниманием к деталям, с точной и меткой обрисовкой персонажей. Выпускница школы Элиза уже зачислена на учебу в колледж в Великобритании. Для того чтобы получать там стипендию, ей надо всего лишь сдать экзамен в своей школе с максимально высокими баллами. Что, в общем, не должно составить для нее труда, так как девочка – отличница. Но накануне экзамена на Элизу нападает насильник, до самого ужасного дела не дошло, но у девочки жуткий стресс и немного повреждена рука. И тут наступает время компромиссов. Для нее, а главное – для ее отца, честного, порядочного труженика, врача, которому придется пройти все круги своего персонального ада, пойти на сделку со своей совестью, связаться с криминальными личностями. И все это лишь для того, чтобы Элизе поставили высокие баллы, даже если она по понятным причинам напишет экзаменационную работу не так хорошо, как могла бы. Обычно сделки с совестью у приличных людей заканчиваются печально. Герою фильма Мунджиу все же повезло, судьба оказалась к нему благосклонной, пощадила, и финал картины вселяет осторожную надежду. Серьезные отношения со своей совестью и у героини фильма братьев Дарденн «Неизвестная» (картина входила в программу «Европейская эйфория: между раем и адом»). Кстати, она тоже, как и персонаж фильма Мунджиу, врач. Женни внимательна и чутка к пациентам, блестящий профессионал, ее любят и ценят. Но непредвиденный случай заставляет героиню усомниться в своей хорошести. Хотя опять же она не сделала ничего плохого. Просто, когда в дверь ее рабочего кабинета спустя час после закрытия позвонили, не открыла дверь. И имела, в общем-то, полное право, ее рабочий день был закончен. Но наутро выяснилось, что чернокожую девушку, которая звонила в дверь, нашли мертвой на улице неподалеку от кабинета Женни. Личность девушки установить не удалось, при ней не было документов. И тут героиня начинает долгий путь к поискам истины, а в итоге к самой себе, считая своим моральным долгом узнать об умершей девушке все и сообщить о смерти ее родным. И делает она это большей частью для себя, потому что иначе просто не сможет спокойно жить дальше. Это не подвиг, а нормальный поступок совестливого и порядочного человека. Увы, современный мир от нормы крайне далек, поэтому подобная история и становится сюжетом фильма. Можно только позавидовать упорству и бесстрашию хрупкой молодой женщины: она даже оказывается на шаг впереди полиции, и ее расследование увенчивается успехом. А вот кто совсем далек от нормы, так это герои фееричной ленты Брюно Дюмона «В тихом омуте». Действие происходит в начале XX века в прелестном курортном местечке во Франции. На одной стороне бухты живет семейство восхитительных идиотов ван Петегемов, а на другой – семейка мрачных каннибалов Брефоров. Между ними мечется парочка не менее идиотических полицейских во главе с комичным инспектором Маршаном. Они ведут расследование по делу исчезновения людей в бухте, которых, ясное дело, потихонечку пожирают Брефоры. Можно тут искать глубокие метафоры на тему: пока буржуазия будет жить призрачной жизнью, не снимая розовых очков, восхищаясь природой и не замечая, что творится у них под носом, упертые варвары завоюют мир. А можно просто насладиться превосходным зрелищем. Дюмон снял уморительную эксцентричную комедию, половина успеха которой – блистательные актерские работы Жюльетт Бинош и Фабриса Лукини. Это большое кино, которое мы все так любим.
Комментарии