search
main
0

Совершенствование ума и сердца Уроки в 5-м классе

Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.

Тема “Зачем нужна школа”

Новая постоянная группа. Вспомните, как вы первый раз шли в школу, какие чувства вы при этом испытывали. Наверное, вам не терпелось узнать, какие ребята будут в вашем классе, какая у вас будет учительница… Наверное, сердце билось и радостно, и тревожно… Это не случайно. Ведь в этот день вы должны были познакомиться с людьми, с которыми большинство из вас проведут целых девять или одиннадцать лет жизни.

Вспомните, что такое общество. Назовите признаки, говорящие о том, что ваш класс – это общество.

Среди них, скорее всего, окажутся и те, с кем вас свяжет судьба не только на годы учебы в школе, но и на всю жизнь. С того дня вы и ваши одноклассники стали небольшим обществом, постоянной группой. С того дня события, которые будут происходить в вашем классе, отложатся в вашей общей памяти, станут вашей общей судьбой.
Но что такое школа? Почему для большинства юных жителей планеты Земля один из дней в году, как правило, осенний, становится началом нового учебного года, началом похода за знаниями?
Немного истории. Вы уже знаете из истории, что школа существовала не всегда, в первобытном обществе ее не было. Однако это совсем не означает, что тогда детей ничему не учили. Их учили, но обучение шло в ходе трудовой деятельности. С самого раннего возраста дети собирали ягоды, грибы, питательные коренья, личинки и все то, что могло сгодиться в пищу. Взрослые прямо в лесу или в поле учили их, как найти нужное растение, как отличить съедобное от несъедобного, как приготовить еду и питье. Когда дети подрастали, то мальчиков учили стрелять из лука, пользоваться копьем, а девочек – быть хозяйками в доме. Позднее, с появлением земледелия, скотоводства и ремесла, работая вместе с родителями в поле или в доме, дети учились пахать землю, ухаживать за животными, лепить из глины посуду, шить одежду, ткать, делать орудия труда и многое, многое другое.

Есть ли какие-то умения, которым вас обучают родители, или вашим обучением занята только школа?

Но чем выше поднимались люди по лестнице культуры, чем сложнее становилась жизнь человеческого общества, тем труднее было родителям справляться с задачей обучения. Именно тогда появились специальные люди, которым община поручила обучение детей. Собрав вокруг себя малышей, самые опытные люди рода знакомили их с обрядами, преданиями, обучали счету на пальцах, только-только появившемуся в обществе умению писать.

Как вы думаете, какая община стала поручать образование детей специальным людям: родовая или соседская? Докажите свою точку зрения.

Еще позднее, когда появилось государство, возникла потребность в людях, которые помогали бы в управлении страной. Нужны были писцы, жрецы, архитекторы, специалисты других профессий. Этим людям требовались особые знания, которым невозможно было обучить ребенка, просто включив его в трудовую деятельность.

Чем можно объяснить, что для обучения различным профессиям нужны специальные учебные заведения?

Вот тогда-то государство и создало специальные учреждения – школы, в которых детей обучали образованные люди, знающие все премудрости. Естественно, что школы были доступны не всем, чаще всего в них учились дети богатых и знатных родителей. Дети же из бедных семей в очень редких случаях могли получить образование. Во-первых, потому, что в хозяйстве бедняка нужны были рабочие руки, и ребенок, работая бок о бок с отцом или матерью, обучался приемам земледелия, ремесла, скотоводства, охоты, рыболовства. Во-вторых, образование давало не только возможность занять доходную и почетную должность, но и приблизиться к власти, а это уже удел избранных. Поэтому знать очень старалась, чтобы дети из низших слоев общества не могли учиться: образование было не просто платным, оно было очень дорогим.
Из учебников истории вы узнаете о школах древнего мира, о том, как учились дети в средние века, как появились высшие учебные заведения – университеты. Однако век шел за веком, но образование по-прежнему оставалось привилегией богатых и знатных, лишь немногим из простолюдинов удавалось приобщиться к знаниям.
И только с середины ХIХ века в развитых странах мира все люди получили возможность учиться в школе. А с начала ХХ века начальное образование стало не только доступным, но и обязательным. Сегодня во многих странах, в том числе и в нашей, обязательным и бесплатным стало не только начальное, но и среднее образование. Так что же произошло? Почему взрослые люди всего мира хотят, чтобы все дети Земли, независимо от того, бедные они или богатые, имели возможность посещать школу? Зачем же нужна школа?
Школа – это ваше будущее. Вы, вероятно, согласитесь, что учиться трудно. Трудно вставать рано утром, особенно зимой, трудно заставить себя сесть за уроки – ведь так хочется погулять, посмотреть телевизор, поиграть в мяч, поболтать с друзьями. Трудно учить что-то наизусть и разбираться в сложных формулах, решать задачи, отвечать на вопросы учебника, трудно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя… Да всего не перечислишь! Ведь так? Зачем же взрослые так загружают бедных детишек?
Оказывается, именно забота о детях, об их будущем заставляет взрослых беспокоиться об образовании. За прошедшие тысячелетия человечество не только накопило огромное количество всевозможных знаний, но и сама жизнь изменилась до неузнаваемости. Возникло множество новых профессий, которые отвечают различным потребностям общества. О существовании некоторых профессий люди даже не могли догадываться не только сто, но и пять-десять лет назад. Например, совсем недавно появились такие профессии, как веб-дизайнер, менеджер, риэлтер, имиджмейкер, и др.
Многочисленные научные открытия привели к появлению большого числа всевозможных приборов, машин, технических устройств, без которых современный человек просто не представляет свою жизнь. Все это должно работать, приносить пользу людям. Нужно сделать так, чтобы эта техника не ломалась, следить, чтобы ее поломка не привела к какой-либо страшной катастрофе. А ученые делают все новые и новые открытия, которые, входя в жизнь людей, требуют все новых знаний и профессий.
Кроме того, современный человек общается со множеством людей, нередко ему приходится принимать очень сложные решения.

Вспомните, чем современный мир отличается от мира прошлых веков. Какие требования предъявляет современное общество к человеку? Почему?

Поэтому сегодня требуются различные научные знания: нужно знать, как живет общество, нужно уметь говорить на разных языках, понимать людей, уметь договариваться с ними по очень многим вопросам, и еще много чего должен уметь современный человек. Паровая машина давно уступила место электрическому двигателю, в жизнь вошли компьютеры, атомные электростанции. Сегодня нужен очень высокий уровень образованности и дисциплины людей. Вот потому-то современный школьник изучает самые разные учебные предметы.
Но ведь каждый из вас не похож на всех остальных людей. Каждый что-то любит, а что-то не очень, у кого-то способности к математике, а у кого-то – к литературе, кому-то нравится биология, а кому-то – физкультура… И каждому человеку желательно создать такие условия, которые позволили бы ему раскрыть свои способности. Но ведь чтобы определить, что вам больше нравится, к чему у вас больше способностей, надо познакомиться с различными областями знаний, попробовать свои силы в математике, научиться ставить опыты, писать сочинения и так далее. Современные родители, даже очень образованные, далеко не всегда могут сами заниматься обучением собственных детей.

Как вы думаете, почему?

Вопросы и задания
1. Чему и как учили детей в первобытном обществе?
2. Когда и почему появилась школа?
3. Что дает человеку образование? Почему знатные и богатые люди не хотели, чтобы дети бедных людей учились?
4. Почему сегодня считается необходимым, чтобы все дети посещали школу?
5. Зачем современному человеку образование?
6. Почему школьники вынуждены изучать такое большое количество различных учебных предметов?
7. Что еще, кроме знаний, дает вам школа? Чему еще она учит?
8. Докажите, что класс – это постоянная группа.
9. Назовите известные вам современные профессии. Какие потребности людей и общества они удовлетворяют? Перечислите знания, которые необходимы людям, желающим овладеть этими профессиями.

Ищем ответ на главный вопрос. Главный вопрос, на который мы с вами должны найти ответ, изучая четвертую главу учебника: как сделать так, чтобы школьные годы стали чудесными? Вы прочитали восемнадцатый параграф. Запишите в тетради наш главный вопрос, а ниже попытайтесь ответить на него.
1. Для чего вам нужно знать, что написано об образовании в Конвенции о правах ребенка?
2. Почему в Конвенции о правах ребенка государства обязуются ввести бесплатное начальное образование?
3. Как вы считаете, получение образования – это только право или это еще и обязанность ребенка?
4. Почему в статье говорится только об обязательном начальном образовании, ведь во многих странах обязательным стало уже среднее образование?
5. Как вы понимаете следующие слова: “осуществление права на образование на основе равных возможностей”?
6. Найдите в статье конвенции пункты, которые, по-вашему, обеспечивают для всех детей “равные возможности”.

Древняя китайская мудрость
Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис.
Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья.
Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека.

1. Кому могли быть адресованы эти слова?
2. Кому бы вы адресовали эти слова сегодня?
3. Как вы думаете, почему древние китайцы считали, что обучить человека важнее, чем вырастить рис или посадить дерево? Согласны ли вы с ними?
4. Вспомните пословицы, говорящие о том, что думали россияне или другие народы о роли образования в жизни человека и общества.

Тема “Главный школьный закон”

Чтобы дети учились, взрослые должны хорошо работать. Как мы с вами выяснили, образование детей – это не только забота родителей, это забота общества и государства. Для того чтобы дети могли учиться, все люди страны должны приложить очень много усилий. Так как у нас в стране образование бесплатное, то нужно, чтобы хорошо работали фабрики и заводы, добывалось больше нефти, газа, угля, золота, развивалась торговля, строились дома, железные и автомобильные дороги и так далее. Если на всех предприятиях люди будут успешно трудиться, они смогут получить большой доход, а значит – заплатить больше налогов в государственную казну, тогда государство сможет выделять больше денег на развитие школ. На эти деньги строители построят для школьников замечательные здания, директора школ смогут закупить в классы удобную и красивую мебель, всевозможные приборы для лабораторных работ, компьютеры, различные учебники и учебные пособия и так далее.

Как вы думаете, почему общество и государство заинтересованы, чтобы все дети получали образование?

Оказывается, в стране практически нет людей, которые так и или иначе не были бы связаны с образованием. Во-первых – это учащиеся, учителя, администрация школы и родители. Во-вторых, бабушки и дедушки, которые тоже очень внимательно следят за тем, как учатся их внуки. Нередко именно они помогают готовить уроки, провожают и встречают из школы. Кроме того, есть еще различные чиновники, которые следят за тем, чтобы образование в стране успешно развивалось. Вот, оказывается, какое количество людей имеет отношение к образованию. А раз так, значит, и здесь нужны правила, которые будут регулировать их действия. Поэтому в 1995 году был принят специальный Закон “Об образовании”. Что же в нем записано?
Что говорится в Законе “Об образовании”. Согласно закону, каждого ребенка, достигшего шести-семилетнего возраста, родители обязаны записать в школу. Школа же должна обеспечить его обучение. В нашей стране каждый ученик обязан закончить 9 классов, то есть – получить основное образование. Наверное, у кого-то из вас возник вопрос: можно ли потом вообще не ходить в школу? Можно, если к этому времени школьнику исполнилось пятнадцать лет. Впрочем, большинство детей такие вопросы решают вместе с родителями, которые, любя своего сына или дочь, вряд ли посоветуют плохое. Полное среднее образование школьник получает по окончании 11 классов. При этом он решает сам, учиться или нет в 10-м и 11-м классе, и если он захочет продолжить обучение, то школа не вправе ему в этом отказать.
Программы обучения во всех классах связаны между собой. Программа каждого последующего класса – это новая ступенька в образовании ученика. Знания, которые школьник получил в предыдущем классе, являются основой для последующего обучения. Например, для того чтобы перейти из 5-го в 6-й класс, ученик должен успешно овладеть программой 5-го класса. А если он не смог этого сделать, тогда, по усмотрению родителей, отстающий может быть оставлен в 5-м классе для повторного обучения. Те ученики, у которых задолженность по одному предмету, в следующий класс могут быть переведены условно, и на их родителях лежит ответственность за то, чтобы ребенок в течение следующего года ликвидировал эту задолженность.
Поскольку образование является не только правом, но и обязанностью, по итогам каждого года обучения школьники должны сдавать экзамены. Обязанностью является и то, что ученик должен посещать уроки и не имеет права на них опаздывать. Более того, он должен прийти в класс примерно за пять минут до урока, при этом обязан иметь все необходимое: учебники, тетради, ручку, линейку и так далее. Ну и, разумеется, обязанностью школьника является внимательно слушать учителя, выполнять все задания и, конечно, соблюдать дисциплину. Это важно, во-первых, потому, что получить образование можно, только активно работая на уроке и дома. Во-вторых, школьник, нарушающий дисциплину, мешает другим ученикам осуществить свое право на образование, то есть он нарушает права другого человека. А можно ли выгнать ученика с урока за то, что он нарушает правила поведения на занятиях? Нет. Это запрещено правилами и этому должны следовать все учителя. Но что же делать с таким непоседой? Здесь может помочь либо сам класс, либо учитель – вызвать родителей озорника, либо педсовет – обсудить поведение этого ребенка и вынести свое решение.
Что делать, если… А если ученик не может посещать уроки по уважительной причине? Такие случаи в законе тоже предусмотрены. Например, если ученик много пропустил и уже не сможет наверстать программу учебного года, он может быть оставлен на второй год по болезни. Но может быть и так: если во время долгой болезни ребенок учиться в состоянии, то учителя будут ходить к нему домой и заниматься с ним индивидуально, причем бесплатно. Для этого нужны лишь заявление родителей и медицинская справка.
Пропуски уроков без уважительной причины могут привести к неприятным последствиям – обсуждению на педсовете, вызову родителей в школу, поскольку именно они отвечают за своего ребенка. А может быть и того хуже: обсуждение поведения прогульщика на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
За что в школе берут деньги. Помимо обязательных школьных предметов школа может предоставлять дополнительные платные услуги: например, организовать кружки вышивания, танцев, рисования, спортивные секции и тому подобное. Школа может предложить учащимся дополнительные предметы, которые не являются обязательными. Например, изучение второго или даже третьего иностранного языка, философии, логики и так далее. Посещать эти замечательные кружки, секции, занятия школьник может только исходя из своего желания, навязывать все это школа не имеет права. А почему за это надо платить? Потому что эти услуги не являются для школы обязательными и на них не предусмотрены деньги из государственной казны.
Школа может предложить ученикам поехать на экскурсию, организовать посещение театра или музея. В этом случае родителям также придется заплатить, но ровно столько, сколько стоит конкретное мероприятие. Учитель, который пойдет с вами в поход или в театр, в музей или на экскурсию, не получает дополнительной платы, так как это входит в его профессиональные обязанности.
На что еще могут собирать деньги? Нередко родительские комитеты собирают деньги на цветы для учителей к праздникам: к Дню учителя, к Новому году, к 8 Марта и так далее. Но и эти деньги родители сдают только добровольно.

Евгения КОРОЛЬКОВА,
Надежда СУВОРОВА,
кандидаты педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте