Такова концепция работы фотохудожественного центра “Ракурс”
Единственный в России – вот так, ни больше ни меньше, называют “Ракурс” его педагоги. А юные орловчане точно знают, что их любимый детско-юношеский фотохудожественный центр – самый лучший.
етские фотокружки и студии сегодня – большая редкость. Автоматические “мыльницы” и появившиеся в больших количествах мини-фотолаборатории вытеснили из нашего обихода “зениты” и “фэды”, а безденежье сделало недоступным черно-белую пленку и необходимые для печати реактивы. Увы, мало кому из нынешних мальчишек знакомо то волнующее чувство, когда в темноте, чуть разбавленной красным светом фонаря, на бумаге проявляются контуры. Такая фотография хранит не только изображение, но и тепло рук мастера, частицу его души.
– По работам можно узнать человека, – говорит Игорь Сигалов – директор “Ракурса”. – У нашего центра четыре филиала в районах и 800 учеников. Каждому ребенку, когда он приходит к нам, говорят: “Ты – гениальный!” Он должен поверить, что он действительно единственный, что больше таких нет. Бывает, дети сомневаются – нескромно так о себе думать и говорить, “якалка” получается. Но это не совсем так. Тщеславие – сестра таланта. Только надо помнить: произнося “я”, человек возлагает на себя огромную ответственность – Я это сделаю! Я это смогу! Думаю, именно с этого начинается воспитание творческой, интеллектуально развитой личности.
Детско-юношеский фотохудожественный центр “Ракурс” открылся в Орле в октябре 93-го года, инициаторы создания – городское управление образования и педагоги центра. Не так давно отпраздновали новоселье – управление выделило средства на реставрацию небольшого, но уютного здания, в котором разместились съемочный павильон, класс композиции, фотолаборатория.
– В 98-м году в Орле проходил шестой Всероссийский фестиваль “Юность России”, – продолжает Игорь Матвеевич. – Мы были одним из организаторов. Приехали делегации из сорока с лишним регионов. Наша теперешняя лаборатория тогда еще только создавалась, а гости уже шли. Москвичи – их студии более 65 лет – посмотрели и сказали, что к нам в Орел можно с полным правом переводить центр детской российской фотографии.
Лаборатория действительно как игрушка: стены одеты в черную плитку, две комнаты на восемь рабочих мест, над каждым столом – фотоувеличитель. Техника, по словам директора, самая обычная – “Беларусь”, “Крокусы”. Когда в 93-м открылся центр, было ясно, что покупка нового оборудования обойдется слишком дорого. Поэтому учителя обратились к орловчанам, может, кому-то техника уже не нужна (обзавелись “мыльницами”, печатают в ателье) и согласятся отдать ее детям. Так и получилось, люди понесли оборудование в центр!
– Но ребенок должен уметь не только фотографировать и печатать снимки. В классе композиции дети занимаются бумагопластикой, составляют коллажи. У нас попредметное обучение: изобразительное творчество, фотография, композиция, история искусств. Человек должен быть совершенен, это концепция нашего учреждения дополнительного образования. Кружки фотодела у нас есть в школах, даже детских садах, а центр, помимо основных занятий с детьми, проводит семинары, мастер-классы. На самом деле, нет дефицитнее специальности, чем хороший фотограф. А у нас это не является основным. Во-первых, педагог, а потом уже фотомастер. Можно быть хорошим специалистом, но плохим педагогом. Для нас такой человек не представляет интереса.
– А у вас какое образование?
– Я сначала был фотокорреспондентом, а потом пошел в вожатые. Одно время было такое понятие – производственный вожатый. Потянуло к детям, окончил пединститут, исторический факультет. И с 69-го года все время с ними.
Обучение юных фотографов состоит из трех этапов: первый год ребенок познает технику фотодела, на втором году осваивает приемы мастерства, дальше идет раскрытие авторского внутреннего мира, самовыражения. Порой из детских рук выходят образцы настоящего фотоискусства, работы, которые хочется рассматривать, а потом возвращаться к ним снова и снова. Таков портрет веснушчатого мальчишки – “Солнышкин любимец”, – сделанный шестнадцатилетним Сергеем Ветровым (педагог А.С.Сучков). Подобных высококлассных работ в центре много. Летом дети вместе с учителями выезжают в творческий лагерь: костер, палатки, общение с природой и знакомства, знакомства. Последний пленэр делали в деревне Сосково. Героиней одного из снимков стала бабуля, уроженка того же района. Ей 102 года! Сколько она еще проживет? А в работах, в памяти уже осталась!..
…Есть в центре и свой секрет выживания. Конечно, основную помощь оказывает управление образования, но, кроме этого, центр предлагает орловчанам дополнительные образовательные услуги – работает Школа раннего эстетического развития. Для пяти-шестилетних дошколят – пластика, ритмика, театральное мастерство, английский.
– Мы выполняем социальный заказ, – поясняет директор. – А это позволяет частично самофинансироваться. И нашим юным фотографам уже не нужно бегать в поисках пленок, бумаги и реактивов. Сами стараемся все покупать.
Татьяна МАСЛИКОВА
Орел
Комментарии