В сердце добровольчества собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше.
Кофи Анан, генеральный секретарь ООН
3 марта на педагогическом форуме «Воспитание в школе: траектория достижения цели» подведены итоги и объявлены победители городского конкурса лучших воспитательных практик. Всего в конкурсе приняли участие 422 воспитательные практики. Наша школа с проектом «Школьный театральный фестиваль» вошла в Топ-70.
Но мы хотим рассказать о другой нашей практике, которая размещена в разделе городских практик конкурса.
В последнее время волонтерство набирает силу в нашей стране. Мы хотим видеть вокруг себя людей добрых, отзывчивых, душевных. Качества эти не рождаются сами по себе, их необходимо формировать и развивать с детства.
Волонтерское движение – это именно то, что помогает формировать у подрастающего поколения общечеловеческие ценности, гуманизм, милосердие и сострадание.
Привлекает то, что волонтерство является формой вовлечения детей и подростков в социальную практику, дает возможность реализации своего потенциала, повышает уровень созидательной активности личности. Кроме того, волонтерская деятельность позволяет культивировать в детской и подростковой среде такие нравственные ценности, как жертвенность, милосердие, сострадание, альтруизм и бескорыстие.
Каждая образовательная организация задумывается над тем, как дать детям не только знания, которые они успешно смогут реализовывать в своей будущей профессии, но и научить ребят быть настоящими людьми. А это значит быть неравнодушными, не проходить мимо чужой беды, быть порядочными, честными, добрыми и отзывчивыми.
Каждый день мы сталкиваемся с множеством проблем, даже не задумываясь, что кому-то нужна помощь, что кому-то труднее, чем нам. А если и задумываемся, то нам кажется, что мы не в силах что-то изменить. А на самом деле каждый может изменить чью-то жизнь к лучшему, наполнить хотя бы один день радостью.
Доброе дело – это деятельность, приносящая пользу не только тем, ради кого она совершена, но и внутреннее удовлетворение тому, кто ее совершил, – «я могу приносить пользу». Когда мы видим, что итогом наших действий становятся реальная помощь и хорошее настроение других людей, мы и сами становимся более позитивными и открытыми. Настоящая волонтерская деятельность и благотворительность – это великая задача, часто она не связана с финансовыми расчетами, здесь речь идет о щедрости сердца.
Одномоментно стать чутким, внимательным и желающим помочь невозможно. Для этого необходима четко выстроенная система работы, направленная на создание среды, способствующей социализации детей, готовящей их к проживанию в многообразном обществе при предварительной подготовке всех субъектов общения для эффективного комфортного взаимодействия.
Волонтерами не рождаются, ими становятся. Не ради золотых гор, а ради помощи тем, кто в ней нуждается. Ради бесценного жизненного опыта, ради добра и мира во всем мире.
Ребенка нельзя научить быть волонтером, его можно лишь мотивировать, направить и поддержать. Даже маленький поступок, совершенный во благо, делает тебя большим и значимым человеком. Помогаешь кому-то – помогаешь себе, учишься понимать, сострадать, радоваться за другого.
Направлениями волонтерской деятельности в школе являются:
– социальное волонтерство (помощь ветеранам, пенсионерам и пожилым людям, работа в детских домах, поддержка многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
– участие в благотворительных акциях;
– экологическая защита и благоустройство территории.
В нашем образовательном учреждении нет волонтерских отрядов, так как все участники образовательного процесса задействованы в волонтерском движении. Волонтерство в нашей школе – это бескорыстное, от чистого сердца содействие всех участников образовательной деятельности в жизни нуждающихся.
Члены волонтерского движения нашей школы придерживаются принципа: хочешь почувствовать себя нужным – помоги другому, побудь рядом с теми, кому трудно, не жалей сил и энергии для добрых дел. Этот принцип понятен и близок всем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь вокруг себя лучше можно только совместными усилиями во благо тех, кто живет рядом.
Наши ученики всех уровней образования – от дошкольников до выпускников – активно участвуют в волонтерских мероприятиях экологической и социальной направленности:
– эколого-благотворительная акция «Добрые крышечки»;
– сбор макулатуры в рамках экологической акции «Разделяй и умножай» городского фестиваля «Сохраним планету вместе»;
– акция «Подари новогоднюю открытку»;
– акция, посвященная Дню Победы, «Подари открытку ветерану»;
– патронатная акция «Подарки ветеранам района Арбат»;
– акция «Корзина добра» в сотрудничестве с благотворительным фондом помощи «Русская береза».
Ежегодно в России почти у 5000 детей выявляют онкологические заболевания. Это страшная цифра, но необходимо понимать главное – детский рак излечим! По статистике, в мире около 80% заболевших детей выздоравливают. Лечение очень дорогое и длительное, тяжелое физически и морально, но детский организм способен его выдержать и победить болезнь.
Чтобы облегчить состояние детей, убрать страх и подарить надежду детям и их родственникам, мы ежегодно проводим благотворительную акцию «Добрая суббота». Инициаторами этой акции стали родители и старшеклассники. Несколько лет назад ребята защищали социальные проекты по волонтерскому движению на английском языке и выступили с инициативой организации благотворительной акции «Добрая суббота» в школе. В 2020-2021 учебном году акция переросла в благотворительный марафон «Сотворим сказку в школе №1234», главной целью которого был сбор средств для детского онкологического отделения РДКБ и калужской больницы в сотрудничестве с благотворительным фондом «Жизнь».
Проект получил высокий уровень поддержки со стороны детей, родителей, учителей. Мы не можем количественно посчитать, скольких людей мы сделали счастливее в последние дни их жизни, скольких спасли от смерти, скольких научили быть настоящими людьми. Это проект не про статистику, а про душу, про великую силу добра, которое разбивает любые преграды на пути. Самым полезным эффектом все-таки стало осознание людьми мысли, что «нужно иметь силы, чтобы стать чудом».
Цель благотворительной акции – спасение жизни конкретных детей. Именно этой благой цели посвящается огромная работа по подготовке действительно общешкольного события, в котором принимают участие обучающиеся всех классов, учителя, родители, администрация.
Задачи проведения благотворительного марафона:
– привитие учащимся гуманного отношения к людям;
– содействие личностному росту и развитию таких характеристик, как уважение к людям, милосердие, сострадание, осознание необходимости поддержки других людей;
– включение школьников и их родителей в активную благотворительную деятельность по оказанию конкретной помощи нуждающимся;
– формирование сплоченного коллектива волонтеров.
В течение трех лет собираются значимые суммы, которые могут изменить судьбы детей, находящихся на лечении. Даже самое небольшое пожертвование является весомым вкладом, из тысячей подобных пожертвований составляются суммы, способные спасать жизни. Однако не менее важной является и моральная поддержка больных детей сверстниками. Игрушки, собранные для так называемой коробки храбрости, открытки с пожеланиями и записки – все это имеет огромное значение не только для заболевших детей, но и для их родителей. Даже пара строк в открытке, заключающих в себе обеспокоенность чьей-то судьбой, дарит надежду на лучшее, может стать источником силы для продолжения схватки с болезнью.
В декабре 2020 года все мероприятия марафона, включая благотворительный аукцион, ярмарку, мастер-классы, проводились в онлайн-формате. Была спроектирована и поэтапно осуществлена следующая деятельность:
– создан родительский чат «Сотворим сказку!», куда вошли представители всех классов комплекса;
– на официальном сайте школы создана специальная страница «Сотворим сказку в школе №1234»;
– на сайте школы, в социальных сетях Facebook и Instagram размещены анонсы акции, обращения родительской общественности;
– среди учеников школы проведен конкурс на денежные знаки ярмарки и аукциона – «арбатики»;
– представители ученического самоуправления разработали эмблему акции.
Многие ученики, родители, преподаватели вносят свой вклад в наше большое и доброе дело – готовят и записывают мастер-классы (кулинарные, художественные, декоративно-прикладные), играют спектакли, проводят экскурсии, создают своими руками настоящие шедевры (картины, рисунки, мозаики, гравюры, игрушки, угощения, поделки, декоративные композиции) для благотворительной ярмарки и аукциона.
К нашей акции присоединились известные актеры, певцы, спортсмены, общественно-политические деятели. Участники марафона перечисляют средства в благотворительный фонд «Жизнь», с которым у школы заключен договор о сотрудничестве. На сайте фонда в отчетах можно увидеть информацию о поступивших средствах и их адресном использовании. Подарки детям и их родителям направляются непосредственно в онкологические отделения.
На сайте школы можно увидеть в новостях фотоотчеты о проведенных мероприятиях.
Но это не значит, что мы творим добрые дела только раз в году. Это значит, что планомерные события этой акции являются мощным стимулом для школьников продолжать самосовершенствоваться, делать добро всегда. Для нашей школы участие ребят в волонтерской деятельности является своего рода гарантией того, что подросток в будущем станет открытым, честным, милосердным человеком.
Благотворительность, то есть деятельность, направленная на безвозмездную помощь другим, помогает нам помнить о том, что действительно важно в век, полный соблазнов и оправданий, оставаться прежде всего людьми с сердцем и душой. Альтруизм – это одно из самых человечных качеств, которое делает хорошо не только тому, кто нуждается, но и тому, кто эту поддержку оказывает. Благотворительность объединяет людей, помогает лучше понимать друг друга и учит творить добро безвозмездно. Она учит не полагаться только на других, а сначала думать о том, что ты лично можешь сделать.
С помощью благотворительности можно добиться абсолютно всего, главное – делать это всем вместе. С помощью благотворительности можно добиться счастья. Когда человек помогает, он счастлив, потому что знает, что все его действия не зря. Когда человеку помогают, он счастлив, потому что знает, что он не один в этом мире и не брошен окружающими. Эта деятельность объединяет всю школу, делает нас одной командой, учит делать добро и творить сказку.
Именно поэтому волонтерская деятельность формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все вышеперечисленные качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. На наш взгляд, добровольческая деятельность влияет на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Волонтер однажды – волонтер навсегда!
Сергей ЧАРНЕЦКИЙ, заместитель директора по воспитанию и социализации, учитель истории, обществознания и права школы №1234
Комментарии