search
main
0

Сотворение чуда

Истории о том, как мечта стала реальностью

Ведущей силой педагогического процесса является личность учителя, личность воспитателя. Его характер, мировоззрение, устремление, культура, его духовно-нравственный мир, знания, образ жизни, привычки, его любовь к детям и своей профессии, в общем, вся его личность предопределяют качества педагогического процесса.

Шалва Амонашвили

 

 

Обучая, учусь

Учение – это мудрость, а мудрость – долгий и основательный опыт. Говорить о мудрости мне, молодому педагогу, очень рано. К счастью, каждый день я вижу работу моих старших коллег, восхищаясь, стараюсь запомнить, проанализировать их рассудительные слова и действия, насквозь пропитанные настоящей педагогической мудростью. Благодаря их примеру и постоянной работе над собой я с каждым проведенным уроком становлюсь ближе к заветному званию учителя.

Желание учить появилось у меня давно. Однако к профессии учителя я пришла не сразу, хотя мечтала об этом с детства. Мой трудовой путь берет свое начало в юридической области. Полученные знания и опыт я активно применяю на уроках, дополняя их практическими примерами. Считаю это изюминкой.

Я сразу поняла, что хочу стать учителем истории и обществознания. Воспитывать можно через любой предмет, но история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания обучающихся, ведь «нравственность – душа истории» (Жозеф Жубер).

Учитель истории и обществознания должен быть нравственным, патриотичным человеком. Патриотизм является одним из важнейших качеств гражданина. Именно его я стараюсь прививать своим ученикам. Моя основная задача – дать детям знания об истории своей Родины, чтобы они выросли истинными патриотами, любящими Россию и гордящимися ею.

Современный учитель должен понимать взаимосвязь с рядом других наук: математикой, географией, биологией, искусством, литературой, музыкой… Он должен знать все про многое и уметь с помощью своих знаний заинтересовать, расширить кругозор детей, развить критическое мышление.

Прошло много лет, промчалась школьная пора, закончились замечательные студенческие годы, теперь и я учитель: до поздней ночи проверяю тетради, часами готовлюсь к урокам и переживаю за своих учеников.

И работа моя самая сложная на свете, ведь нет ничего более ответственного, чем детская душа, которую нужно заботливо растить, оберегать от зла, несправедливости, лжи и неискренности. Я отвечаю за будущее, которое через несколько десятков лет будет вершиться умами и руками моих учеников. Очень хочется, чтобы будущее было добрым и светлым.

Но самое важное в работе учителя – это любовь. Любовь к человеку, ребенку, ученику, школе, знаниям, предмету… Это чистое чувство помогает зажигать огонек интереса в глазах детей, вкладывать в их сердца знания о науках и жизни, направлять в правильное русло их энергию, помогать достигать высот. Только тот, кто отдает себя детям, не требуя взамен ничего, может работать в школе и гордо называться, учителем.

«Обучая учусь» – эти слова принадлежат римскому философу Сенеке. Каждый учитель уверен в простой истине: прежде чем научить чему-то ребенка, нужно самому стать компетентным в данном вопросе, всегда постигать что-то новое и не отставать от передовых технологий в технике, творчестве, педагогике. Обучая, учись, и не останавливайся на достигнутом – вот мой девиз в педагогической жизни.

Анна ГАЛКИНА, учитель истории и обществознания школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского

 

Что такое любовь?

Дети – школьные и свои – всегда есть и будут смыслом жизни, причиной для совершенствования, развития, профессионального роста. Еще после своего первого выпуска я написала рассуждение о любви в профессии.

Что такое любовь? Любовь – это искра, но она порождает большое пламя. Она заставляет жить и творить. В медицине она оживляет умершего, исцеляет безнадежно больного. Не менее чудотворна любовь в педагогике. Ведь что нужно маленькому человечку, пришедшему в школу? А ему нужно, чтобы его любили. Как у Екатерины Горбовской:

Со всеми недостатками,
Слезами и припадками,
Скандалами и сдвигами,
И склонностью ко лжи.

Считая их глубинками,
Считая их загадками,
Неведомыми тайнами
Их маленькой души.

Любить всей душой, всем сердцем, без остатка. А ребенок, чувствующий твои любовь и заботу, сам того не подозревая, начинает о ком-то заботиться и любить. Окрыленный этим чувством, он стремится делать только хорошее. Ведь так не хочется огорчать любящего тебя учителя, верящего в тебя, несмотря ни на что! И вот уже вчерашний бездельник с удовольствием идет в школу, туда, где его любят и ждут. А значит, будет учиться.

Ребенок видит твою любовь к окружающему миру и сам старается сделать его еще прекраснее.

Любовь – это искра. И когда на выпуске ты видишь, как в ответ тебе загораются 23 новые искорки, то понимаешь, что жизнь проходит не зря. Осознаешь, как прекрасен и благодарен труд педагога. И эти искры зажигают в душе учителя еще больший огонь. И теперь заставляют его жить и творить с новой силой.

А вы когда-нибудь вот так любили?
Чтоб сердце будто замерло внутри.
Как будто жизнь на миг остановили.
Он не один, их сразу двадцать три!

А вы когда-нибудь вот так прощались?
Когда в висках стучит, клокочет кровь
И слезы комом в горле от печали.
Такая вот учителя любовь!

Эти строки были написаны мной и посвящены выпуску 2005 года. Спустя годы я могу сказать, что не только учительская любовь делает чудеса, но и ученическая тоже. После тяжелой аварии я была долгое время прикована к постели. А мои ученики писали мне письма. Как раньше, на бумаге. Мне читали их сыновья. Эти письма придавали мне сил, заставляли жить.

Светлана ЗИННАТУЛЛИНА, учитель математики школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева

 

Курортный конфуз

Как часто мы вспоминаем наше детство? Мы, взрослые люди, сами уже ставшие мамами, папами, бабушками и дедушками. Именно с детством связаны самые интересные истории, яркие эмоции, первые впечатления и ощущения. В дошкольном и школьном возрасте формируется наша личность, выявляются и развиваются способности и таланты. Немудрено, что и дня не проходит без возвращения к прошлому. Разве можно забыть первую любовь, первого учителя, первую школьную линейку, первую ложку манной каши в детском садике? Конечно, нет. Это так же невозможно, как вырвать из груди кусочек сердца.

Вспоминая свои школьные годы, долгожданные летние каникулы, я каждый раз представляю себя настоящую на месте себя той юной девчонки с курносым носом и локонами. Как много конфликтов и неловких ситуаций можно было  бы избежать, если бы я тогда знала то, что знаю сейчас! Но ведь именно поэтому мы прощаем детям многое, что непростительно взрослым. Детская непосредственность нам не кажется хамством.

До сих пор помню неловкую ситуацию, в которую попала, когда отдыхала с мамой на Черноморском побережье, в Геленджике.

Каждое утро мы завтракали в столовой санатория за столиками на четыре персоны. Обычно за таким столиком мы сидели втроем: я, мама и дядя Семен, веселый взрослый мужчина, от которого всегда очень сильно пахло сигаретами и одеколоном «Саша». В этот раз с нами за столом оказалась еще одна соседка – яркая дородная женщина с непонятной кулебякой на голове и малиновыми губами. Она громко смеялась, что-то говорила маме, пыталась сделать вид, что умиляется моим кудряшкам, и явно строила глазки дяде Семену. И вот ее очередной ответ: «Ой, это было так давно!» – спровоцировал мой вопрос: «А сколько же вам лет?» Естественно, сейчас спросить такое у малознакомой женщины мне бы даже в голову не пришло, но тогда, в детстве, я ни минуты не задумывалась над тем, что это крайне нетактично. Женщина сначала смутилась, потом усмехнулась и спросила меня: «Ну а вот ты сама как думаешь, сколько мне лет? Ну сколько, сколько?» Скорее всего, в тот момент мое подсознание сработало, и в голове промелькнула мысль, что надо ответить так, чтобы женщине было приятно, снизить возраст. Я подумала: «Наверное, ей лет сорок пять, надо скинуть лет пять и сказать: «Сорок». Тогда и ей будет приятно, и мне конфету дадут». Я так и сделала. И уже была в предвкушении конфеты, когда увидела, как щеки ее наливаются румянцем, глаза становятся колючие и она изменившимся голосом, вставая из-за стола, почти верещит: «Да мне всего 37!» Я сразу поняла, что про конфету можно забыть, а еще, что никогда в жизни не буду задавать такие вопросы. Больше мы ее потом за нашим столиком не видели. Но прошло уже 25 лет, а я до сих пор помню эту неловкую ситуацию. На ошибках учатся. Наверное, они для этого и нужны, чтобы становиться лучше. Ведь именно с жизненным опытом нам становится проще избегать острых углов.

Все, что мы познали в детстве, останется с нами до конца наших дней. Победы и поражения, отношения со сверстниками, умение дружить, прийти на помощь, подсказать и поддержать. Это так важно и так нужно каждому из нас!

Елена КУЛАКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1912 имени Бауыржана Момышулы

 

Я улыбнулась… и начала урок

И вот наступило долгожданное утро 1 сентября 1977 года. Я иду в первый класс, еще не зная, насколько важным станет этот день в моей жизни…

Павловск – городок Воронежской области на берегу реки Дон, утопающий в зелени. Чистый и свежий, полный детских улыбок, ярких цветов в руках учеников и, конечно, белых бантов и белых фартучков! Линейка, поздравления, первый звонок – все трогательно, красиво, памятно! Ласково улыбающиеся педагоги, все рады первоклассникам!

И вот первый урок… В классе тишина… Помню как сейчас, стояла у доски учительница, красивая и строгая, и что-то говорила, говорила… А я сидела как завороженная, представляя себя на ее месте, и в эту минуту в моей голове промелькнуло и задержалось: «Я буду учителем, как Зоя Сергеевна!»

С той самой минуты, главной в моей жизни, мой внутренний мир жил этой мечтой!

Постоянная игра в школу с подружками, куклами, да и не важно, с кем, приближала меня к будущей профессии. На моем пути были разные учителя, которые по-разному относились к ученикам, к своей профессии, но все они пытались донести до нас разумное, доброе, вечное, отдавая частичку своих сердца, души.

По окончании первого класса мне пришлось уехать с родителями в Тюменскую область строить новые города. Жаль было расставаться с тем, к чему привыкла за этот непростой год в моей жизни.

Но по приезде в Павловск я непременно навещала Зою Сергеевну Халваш. Навестила и тогда, когда уже училась в педагогическом училище, и с гордостью сообщила, что иду по ее стопам, мне нравится это дело! Зоя Сергеевна была рада встрече со мной и несказанно удивлена тому, как сильны мечта и желание осуществить ее.

С большим уважением вспоминаю еще одного учителя в моей жизни – Аллу Васильевну Екинекову, классного руководителя тогда 7‑го класса, учителя русского языка и литературы, хорошо знающего свой предмет, чуткого и мудрого человека! Алла Васильевна почувствовала и увидела мое желание и стремление быть учителем. Она много рассказывала мне об этой профессии, направляла меня и мои мысли в нужное русло. Даже позволяла мне подготовить какой-то маленький элемент урока и провести его в классе. Я была в восторге! Спасибо вам, Алла Васильевна, за оказанное доверие и понимание!

Шли годы… Наконец моя мечта стала реальностью. Педагогическое училище, институт. Мне присвоена квалификация «учитель начальных классов». Я получила диплом и готова работать, сеять разумное, доброе, вечное.

И вот теперь мне предстояла не менее трудная задача – не только быть учителем, но и стать им. Не только столкнуться с умением преподать и научить, но и заглянуть в души смотрящих на меня ребят, выстроить гармоничные отношения «учитель – ученик – родитель».

Во мне горел огонь, и я знала, что смогу все, чему меня научили мои хорошие учителя.

1 сентября… И уже я стою у доски, на меня смотрят ученики, и вновь тишина. Они ждут от меня чего-то необычного и интересного. И возможно, своим первым уроком я затрону чье-то сердце, и он захочет быть учителем. Я понимала, что от меня зависело очень многое! Я улыбнулась… и начала урок!

Первый год работы пролетел как один день. Я очень старалась, у меня горели глаза, я получала огромное удовольствие от того, что делаю! Мы ходили с ребятами в кино, в походы, устраивали праздники, круглые столы с родителями, вместе решали проблемы и радовались успехам. Дети и родители во всем мне помогали. Я была очень довольна и не жалела о выбранной профессии.

Работать с детьми непросто, но всегда интересно, так как удивительный энергообмен позволяет жить. Именно работа с людьми оттачивает в человеке умение чувствовать, любить, сопереживать, смотреть на мир глазами ребенка, быть и ощущать себя личностью, за которой будущее страны. И, конечно, чувствовать себя всегда молодой и энергичной, здоровой и счастливой, так как с моими малышами по-другому просто невозможно.

Жизнь стремительно пронеслась, многое в моей жизни изменилось. Я стала взрослее и мудрее. Теперь я живу и работаю в Москве, со мной моя семья, сын.

Меня окружают задорные и творческие ученики, которые все так же заряжают меня энергией молодости. У меня замечательные коллеги. Счастье есть!

Светлана МАТЬЕЗОВА, учитель начальных классов школы №853

 

Раскрыть множество бесценных секретов

Сколько помню себя, я всегда мечтала о школе. С раннего детства точно знала, что стану учителем. Фильм «Первоклас­сница» с Тамарой Макаровой в роли первой учительницы завораживал и вдохновлял на бесконечные игры по его сюжету. И вот наконец-то я тоже первоклассница. И – о чудо! Мою первую учительницу зовут Тамара.

Вот самые яркие впечатления о первых годах учебы. Нас в классе 40 человек. На доске длинные столбики слогов. В букваре тоже целая страница столбиков: сначала слоги, затем слова, внизу 2‑3 предложения. И это на весь урок! Пока все по цепочке, друг за другом, не прочитают. А у меня под раскрытым букварем «Приключения Робинзона Крузо». Обычно я успевала отследить свою очередь и найти глазами свой столбик. Но однажды сильно увлеклась судьбой Робинзона и попалась с поличным. «Подпольная литература» была конфискована, а моя такая долгожданная первая учительница сложила мои руки на парте «как положено», связала их веревкой и ткнула пальцем в букварь: «Будешь читать как все!» А многие в классе до конца учебного года не могли запомнить буквы и не понимали, как их вместе соединять. Неужели надо быть как все?

Чему я училась на этих уроках? Терпению, выдержке, выносливости, закаляла силу воли, воспитывала характер. И при этом никто не мог запретить думать! Обо всем на свете! Я не смогла стать «как все». На переменах все равно читала, а на уроках думала о прочитанном.

Переход в среднюю школу, которым нас нещадно пугали, оказался удачным. Истории нас учила Тамара Георгиевна Мелехина, интереснейший человек и прекрасный педагог. Уроки она вела энергично, азартно, увлекая нас содержательными рассказами, яркими эпизодами, выразительными интонациями голоса. Это были настоящие часы ученичества. Мы по сей день знаем и любим историю благодаря настоящему учителю. А с годами я стала понимать, что Тамара Георгиевна не только нас учила, но и формировала наши убеждения, гражданскую позицию, воспитывала патриотические чувства. Понятия долга, ответственности, совести наполнялись конкретным смыслом благодаря ярким и эмоциональным рассказам о жизни замечательных людей. Идейно-нравственный стержень, сформированный Тамарой Георгиевной, получился крепким и надежным.

После школы настала пора приблизиться к своей мечте. Для этого было выбрано лучшее место – московское педагогическое училище №1 имени К.Д.Ушинского. И вновь чудо! Я поступила! И по итогам экзаменов зачислена в группу к лучшему педагогу! Галина Мироновна Вальковская вела у нас русский язык, литературу и методику русского языка. Говорила она негромко, мягко и ласково, словно пела лирическую песню. Никогда не торопилась, но при этом успевала раскрыть нам множество бесценных профессиональных секретов. Главную свою задачу Галина Мироновна видела в том, чтобы превратить нас, учащихся, в учителей. И начались счастливые часы взросления. Мы учились грамотно выстраивать структуру урока в зависимости от темы, определять цели каждого этапа урока, соединять все этапы в единый сценарий и разыгрывать его как дирижер партитуру.

Галина Мироновна убедила нас в том, что надо обязательно увлечь детей чтением, помочь им полюбить книгу, чтобы каждый маленький школьник стал большим читателем. Только приобщившись к книжной культуре, можно стать поистине образованным человеком. Благодаря Галине Мироновне мы без робости входим в класс, знаем, что и как надо делать на уроке, и получаем удовольствие от своей работы. И никто из нашей группы за много лет не изменил своей профессии. У каждой из нас самые светлые воспоминания связаны с нашим педагогическим училищем.

Получив дипломы, мы в тот же день отвезли их в приемные комиссии вузов. Учеба продолжалась. Теперь это был Московский государственный педагогический институт. Я выбрала факультет русского языка и литературы. С первой лекции кумиром всего курса стал Николай Иванович Якушин, преподаватель русской литературы. Интеллигентный, эрудированный, виртуозно владеющий речью, он восхищал нас и вдохновлял на тщательное изу­чение своего предмета. Николай Иванович так эмоционально и артистично читал лекции по истории возникновения стилей и жанров, по развитию образной системы и обогащению палитры изобразительно-выразительных средств, что академические пары пролетали незаметно. Это были золотые часы гармонии слова. Мастер, виртуоз, чародей, Николай Иванович словно жил в те далекие времена и был лично знаком с каждым из поэтов и писателей, о которых ярко и вдохновенно рассказывал нам. Он учил глубоко проникать в авторский замысел, разбираться в причинах и следствиях событий, постигать характеры героев, погружаясь для этого в художественный текст и подтекст.

И я погружаюсь по сей день. Да, я по-прежнему продолжаю учиться у своих наставников. Уроки жизни, добра, света, мудрости, поэзии не заканчиваются. Мое становление как учителя, осуществление моей детской мечты – их заслуга, это благородный труд их ума и сердца. И за это я бесконечно благодарна им всем и преклоняю колени перед их великой миссией наставничества.

Людмила МАЛЬЦЕВА, учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы школы №853

 

Словно Икары

Профессия педагога всегда была, есть и будет почетной, уважаемой и достойной. Она является одной из самых тяжелых и ответственных, ведь основной задачей является взращивание, воспитание и обучение не просто человека, а настоящей личности с малых лет. О важности и необходимости труда учителя великолепно сказала в одном из своих стихотворений поэтесса Вероника Тушнова:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.

Работа с детьми в определенной степени заставляет всегда двигаться вперед, особенно с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. При этом приходится культивировать в себе такие качества, как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Работа учителя – это постоянный поиск. Ведь, находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.

Свой профессиональный путь я начала более 15 лет назад. С трепетом переступила порог школы, думая: «Что скажу я своим ученикам? Найду ли нужные слова? Какие вы, мои ученики?» Затаив дыхание я вошла в класс. Я смотрела на ребят, они смотрели на меня, и в тот самый момент я ощутила, что выбрала верный путь. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и не­удачам, нести за них ответственность. Ведь учитель – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа, это призвание, это жизнь. Для меня быть учителем – это и значит жить.

Ольга ИЗМАЙЛОВА, учитель английского языка школы №1150 имени дважды Героя Советского Союза К.К.Рокоссовского

 

Надо мечтать как можно больше

Вспоминаю себя маленькой девочкой. Мои игрушки? Тетрадь и ручка. Уже в то время я мечтала, что, когда вырасту, непременно стану учителем. Мысль о профессии учителя жила во мне: я аккуратно вела записи в своих тетрадях, умела писать цифру «5». Все мои соседи (девочки и мальчики) заслуживали только этой оценки. А когда мы расходились по домам, я мечтала, как буду входить в класс, объяснять детям что-то новое, совсем неизвестное, проверять тетради и писать эту замечательную цифру «5». Эти мечты были рядом со мной все школьные годы. Наконец, получив восьмилетнее образование, я, не раздумывая, поступила в Салаватское педагогическое училище.

И спустя много лет, стоя на своей первой, уже учительской, линейке, я вдруг осознала, что нет, наверное, ничего лучше, чем стоять вот так – в окружении этих пышных бантов и стриженых макушек – и ловить на себе любопытные, смешливые и настороженные взгляды тех, кому ты хочешь и можешь дарить любовь и заботу.

Учитель начальных классов – это особенный учитель. Его роль созвучна роли скульптора, ваяющего идеальную форму. Шаг, шаг, еще шаг… По великой планете зашагало, затопало маленькое существо с высоким именем «человек».

Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Сколько в них чувств, переживаний! Чтобы узнать о ребенке больше, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Быть учителем трудно, но и учеником быть нелегко. У детей, которые пришли в первый класс, большая потребность не столько в получении знаний, сколько в общении и эмоциональном контакте. Поправить воротничок, погладить по голове, спросить о настроении. Да и родители первоклассников, безумно любящие своих детей, очень надеются, что педагог также будет любить их. Живя в столь сложном мире, родители все куда-то спешат, часто забывая или не успевая давать своим детям внимание и заботу. А учитель просто обязан помнить об этом, да и должен помочь родителям открыть своего ребенка. Учитель должен стать для детей не просто педагогом, дающим знания, а духовным наставником, своего рода проповедником, который не только указывает истинный путь, но и проходит его вместе с каждым ребенком, поддерживая в нем веру в добро и справедливость. Пройдет время, и маленькие робкие первоклассники станут взрослыми людьми. Мне хочется, чтобы они выросли добрыми, умеющими видеть прекрасное, кормящими голодных птиц и животных зимой, любующимися закатами и рассветами, ценящими дружбу.

Учитель обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нем личность и уметь распознать положительные черты характера. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и теплые слова!

Чтобы понять каждого своего ученика, считаю необходимым, образно говоря, опуститься до их уровня, а потом плавно подняться на планку выше. Учитель и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики, – уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руку тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания.

Мою педагогическую философию определяет ученик, ребенок, в личности которого я должна найти, развить и сохранить те зернышки доброты и душевного таланта, которые, бесспорно, там рассыпаны. Все учителя начальных классов едины в одном – любви к своей профессии, к детям. Если любишь – научишь, поможешь, поддержишь, не останешься равнодушным.

Моя педагогическая философия – воспитывать здоровых, жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.

Школа для меня не только место работы, но «и каждый час, и каждую минуту о чьих-то судьбах вечная забота…». Иначе говоря, смысл состоит в том, чтобы отдавать, вносить вклад, жить ради чего-то большего, чем свое «я».

Гузель СЕМЕННИКОВА, учитель начальных классов школы №854

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте