8 Марта, вслед за которым выходит этот номер «Учительской газеты-Москва», не только Международный женский день, но и день рождения рыцаря гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. Мэтр без малого ровесник века – ему исполнилось 90.
Основные установки и методические подходы его оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, повлияли на поколения педагогов и образовательные системы различных уровней.
Любовь и понимание ребенка, доброта, откровенность и искренность по отношению к нему сегодня воспринимаются как своего рода must have образования и воспитания. В свое же время эта концепция вступила в глубокий экспертный диалог с авторитарной императивной педагогикой.
Как оказалось, идеи Шалвы Александровича, которые он продолжает развивать на базе лаборатории гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, повлияли на смежные сферы, например на медицину. Так, креативные стоматологи с увлечением рассказывают, как строят практику лечения детей на базе идей Шалвы Александровича. Это касается как общения с маленькими пациентами, так и создания устойчивой мотивации к лечению, профилактики и так далее. Соратники Амонашвили есть в сфере культуры, искусства, дополнительного образования, иными словами, его уникальный подход еще и универсален.
К слову, принципы гуманной педагогики нашли свое отражение и в законодательстве. Например, то, что каждая школа может создавать свою образовательную программу, а также то, что при ее создании необходимо исходить и из интересов самих учащихся, а не только учителей или государства.
Взаимная помощь и поддержка, понимание сложностей и совместное их преодоление особенно актуализируются в периоды неопределенности, новых вызовов. Так, столичный опыт организации вынужденного дистанционного обучения, по мнению международных экспертов, оказался одним из самых успешных в мире.
По мере приближения к первой годовщине известных событий детский фонд ООН – ЮНИСЕФ представил любопытную инсталляцию «Класс во время пандемии» – модель класса, состоящего из 168 пустых парт, каждая из которых представляет собой миллион детей, живущих в тех странах, где школы были закрыты из-за локдауна в связи с COVID-19.
За каждым пустым стулом висит пустой школьный рюкзак как место для хранения отложенного потенциала ребенка.
Кто из даже самых ярких визионеров нашего времени мог предположить и спрогнозировать такой сценарий?
Универсальность системы Шалвы Александровича еще и в том, что в ее основе не принцип подготовки ребенка к жизни, а понимание детства как важнейшего жизненного этапа со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
В номере «Учительской газеты-Москва», который вы держите в руках, несколько ключевых тем. Среди них – опыт дистанционного обучения, коррекционное образование, особенности дошкольного образования, наконец, воспитательная функция школы, приобретающая в контексте изменений законодательства новое звучание.
Что по-настоящему важно – за каждым из этих сюжетов, тем и текстов личности детей. Давайте продолжим слушать и слышать друг друга, а значит, прикладывать усилия в реализации потенциала наших ребят. И пусть события, через которые все мы прошли, сделают нас сильнее.
Марина КУДИНОВА, директор школы №1579, председатель межрайонного совета директоров №31
Комментарии