У Мадден Яхъяновны ЦЕЛЛОЕВОЙ есть свой мамонтенок. Он хранится в зоологическом музее Санкт-Петербурга. В 1978-м начинающий историк Мадден участвовала в раскопках в Магаданской области, где и нашла его, чудом сохранившегося в вечной мерзлоте. Еще у учителя истории лицея города Назрань Республики Ингушетия пятеро детей и медаль «Материнство» II степени. Старшие ребята работают на ГТРК «Ингушетия», средний – будущий стоматолог. Младшие девочки учатся в школе.
Ученики Целлоевой становились лауреатами и призерами Всероссийского конкурса «Права ребенка в новом веке», Всероссийского конкурса детских работ «Наш сосед Украина». Мадден Яхъяновна – постоянный член методического совета и аттестационной комиссии при институте повышения квалификации Магаданской области.
История, как известно, – память человечества, часть общей нравственности. Каждый мой урок истории – это разговор прошлого с настоящим, это устремление в грядущее.
Точно и очень верно об этом написала ингушская поэтесса Марьям Льянова:
Не все, что тленно, исчезает в Лету,
Способна память прошлое вернуть,
Кто не предал минувшее забвенью,
Тот пролагает в будущее путь!
Свою педагогическую философию хочу выразить одним словом – сотворчество.
Я использую различные формы проведения уроков.
Приведу пример сотворчества: модульный урок. Такое занятие отличает комплексная дидактическая цель, в которой наряду с усвоением новых знаний серьезное значение придается формированию умений самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников. Содержание урока конструируется из нескольких легко заменяемых блоков информации. Цель работы с каждым блоком четко сформулирована, а ее реализация обеспечивается системой заданий на актуализацию знаний, самостоятельное изучение исторического источника, формулирование и выражение собственного мнения, формирование познавательных и коммуникативных умений, самопроверку, контроль и диагностику развития познавательных способностей учеников.
Можно выделить примерные модели обучения:
усвоение учащимися четко заданного образа;
учебно-поисковая деятельность школьников в ее основных разновидностях;
познавательный систематический поиск учеников по типу научного исследования;
диалоговая деятельность.
В рамках модели учебно-поисковой деятельности учащихся наибольшую значимость приобретает работа по осмыслению «альтернативных ситуаций», поскольку ученики не всегда готовы к самостоятельному анализу неоднозначных историко-литературных публикаций, их сознание ограничивается, как правило, уровнем обыденных оценок и суждений.
В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова:
– создание ситуации выбора;
– уяснение ее сущности учащимися;
– определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив;
– анализ и оценка в соответствии с избранными критериями;
– аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме;
– анализ результата работы учителем.
При реализации модели систематического познавательного поиска учащихся по типу научного исследования учитель оказывает помощь ученику при выборе темы будущей творческой работы, учитывая не только личные интересы начинающего автора, но и уровень подготовленности, то есть его реальные возможности.
Сегодня я ориентирую учащихся на анализ проблем на уровне смежных учебных дисциплин, например, история – литература, история – философия и история – мировая художественная культура.
Модель диалоговой деятельности предполагает проведение занятий в диалоговых формах. Для этого проектируются ситуационные задачи: выбор решения альтернативных, разрешение проблемных ситуаций, поиск суждений о фактах или явлениях, решение задач, имеющих неоднозначные ответы, выдвижение гипотез.
Платон доказал, что диалог – лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотворчества. Такое понимание полностью отвечает принципам педагогики сотрудничества, где главное место занимают взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Сотворчество особенно четко прослеживается на уроке-полилоге. Урок-полилог – это обмен мнениями между людьми, имеющими собственную точку зрения.
В центре всей работы на уроке и при подготовке к нему ставлю ученика. Даже в ущерб занятиям. Главное помочь ребенку научиться ориентироваться в жизни, принимать решения.
Комментарии