В день рождения юннатского движения и дополнительного образования в России сотрудники Российской академии образования рассказали о том, кто такие юные натуралисты.
Движение юных натуралистов существует в стране больше столетия, за это время появились новые направления исследований, в которых могут участвовать дети. Юных любителей природы объединяет желание лучше узнать ее особенности и стремление бережно к ней относиться. Юннатами руководит взрослый биолог-наставник, который направляет участников кружка в их исканиях. Об этом сообщает Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Сегодня, с увеличением значимости вопросов экологии и изменением государственной политики в области воспитания, любовь и бережное отношение к природе стали одной из ключевых ценностей, которые необходимо формировать у подрастающего поколения совместными усилиями семьи и педагогов.
Начало юннатского движения
В июне 1918 года молодой биолог Б.В. Всесвятский и детский врач И.В. Русаков на организованной ими районной биологической станции юных натуралистов и любителей природы в Сокольничей роще впервые собрали 17 ребят. Они пришли по объявлению, которое дал Всесвятский. На бывшей купеческой даче дети с педагогами наблюдали за жизнью птиц, животных, насекомых и растений; 15 июня прошла первая официальная экскурсия для школьников по территории станции. Эту дату стали считать точкой отсчета в жизни Центральной биостанции юных натуралистов им. К.А. Тимирязева (БЮН), а также днем рождения юннатского движения и всего дополнительного образования в стране.
На биостанции в Сокольниках дети разработали специальные правила для кружковцев – «заповеди юного натуралиста». Среди них – наблюдение за природой, запись и зарисовка наблюдений, указание точного места и условий наблюдения, беспристрастность и правдивость в описаниях наблюдений, неспешность выводов, многократная их проверка и постановка опытов.
Экспедиции юных натуралистов в СССР
При БЮН появилась летняя школа будущих биологов. В 1924 году в СССР работали уже 259 кружков юннатов, тогда же утвердили программу и устав Всесоюзной организации юных натуралистов. В 1932 году школа при БЮН закрылась, а Станцию юных натуралистов реорганизовали в Сектор естествознания Программно-методического института (позднее – Центральный институт политехнического образования). Примечательно, что в 1928 году стали издавать журнал «Юный натуралист», он выходит и сегодня.
В советское время члены движения активно путешествовали по стране и проводили исследования. Так, в 1930-е годы проходили экскурсии по родным регионам для ребят, организовывались экспедиции по Волге, на Байкал, в горы Алтая и Кавказа, в Среднюю Азию и Дальний Восток. Эти экспедиции инициировал И.В. Мичурин.
С 1950-х кружки юных натуралистов существовали почти в каждой школе страны. Юннаты принимали участие во Всесоюзных сельскохозяйственных выставках. Они, как и взрослые, самостоятельно выращивали цветы, овощи, деревья, полевые культуры, разводили и изучали животных, развивали механизацию в сельском хозяйстве, контролировали чистоту водоемов и лесов.
Информацию о работе юных любителей природы обрабатывали на Центральной станции в Москве, самые заметные результаты обсуждали в научном и сельскохозяйственном сообществах. Им было что обсуждать: ребята на учебно-опытных участках ставили показательные эксперименты с сельхозкультурами по заданию НИИ и опытных станций. Дети также вели работу с животными ценных пород, выполняя задания, которые им поручали животноводы.
Юннаты сегодня
После того, как появились школьные лесничества и научные общества при юннатском движении в 1970-е годы, внимание ребят сосредоточилось на экологии. Были созданы концепции экологического образования и воспитания детей разного возраста. В 90-х годах разработан проект «экологизации» движения юннатов, его запланировали перевести в систему дополнительного образования.
В 2004 году в качестве преемника Московской БЮН выступил Федеральный детский эколого-биологический центр (ФДЭБЦ). Каждый год проходили всероссийские конкурсы среди ребят, которым интересны экология и биология.
В настоящее время ФГБОУ ДО ФЦДО – это федеральный ресурсный центр по развитию естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей. Он управляет работой 82 региональных ресурсных центров. Центр создает условия, чтобы выявлять и развивать таланты детей в области естественных наук, готовить кадровый резерв в области новейших методов экологического мониторинга и контроля, а также новых технологий низкоуглеродной индустрии, сельского и лесного хозяйства.
Комментарии