Председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова оценила уровень социального партнерства профсоюза и Департамента образования.
С позиции профсоюза я отмечаю эффективную работу Департамента образования по выполнению показателей «дорожной карты» в системе образования столицы. План мероприятий по повышению эффективности образования и науки в Москве стал основой для развития социального партнерства на новом уровне:- идет ежеквартальный мониторинг размеров оплаты труда в разрезе различных категорий работников и типов образовательных учреждений, результаты которого обсуждают на заседаниях отраслевой комиссии, причем информационные базы ДОгМ позволяют обеспечить прозрачность и объективность мониторинга;- вопросы совершенствования процедур аттестации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС стали предметом совместной работы ДОгМ и МГО профсоюза, в результате которой разработаны и реализуются новые алгоритмы аттестации, введена упрощенная процедура аттестации для педагогических работников образовательных организаций, занимающих высокие позиции в ежегодном рейтинге;- совместно разработан, прошел обсуждение в палате руководителей межрайонных советов директоров проект эффективного контракта с учителем;- в рамках рекомендаций по введению НСОТ Департамент образования совместно с МГО профсоюза разработал показатели результативности деятельности педагогов;- в отраслевом Соглашении между МГО профсоюза и ДОгМ, текстах коллективных договоров, заключаемых в образовательных организациях, определены требования к процедурам введения в образовательных организациях эффективного контракта; – в мае 2015 года на заседании отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен ход реализации «дорожной карты»; принятые решения оперативно доведены до сведения руководителей и председателей первичных профсоюзных организаций.Главным достижением в реализации плана мероприятий, обеспечивающего введение изменений, направленных на повышение эффективности системы образования, несомненно, стало достижение установленных показателей в уровнях оплаты труда, которые вывели педагогических работников из зоны мало оплачиваемых работников и обеспечили повышение социального статуса московского педагога. Вместе с тем надо констатировать, что есть достаточно большой разрыв в уровне заработной платы учителей и воспитателей, реализующих программы дошкольного образования. Учет для расчета средней заработной платы только воспитателей отдельно существующих в качестве юридических лиц дошкольных образовательных учреждений, а не тех, кто работает в дошкольных отделениях комплексов, не позволяет детально анализировать положение дел и определять необходимые меры. Норматив подушевого финансирования, несомненно, высокий по уровню с регионами, тем не менее он был введен несколько лет назад, и его ни разу не индексировали, так же как и заработную плату работников, хотя ежегодно дважды менялся размер минимальной заработной платы на уровне города. На уровне Российской Федерации и в других регионах индексация заработной платы проводится достаточно регулярно.Заработная плата, значительно выросшая за короткий срок, в последние два года стоит на месте, и ресурс ее увеличения в образовательных организациях практически исчерпан. За эти годы инфляция перевалила в Москве в совокупности за 11 процентов, то есть реальная заработная плата даже снизилась. Надо еще учитывать и тот факт, что большой размер зарплаты – результат перегрузки учителя. Это размер оплаты не за одну ставку, а в среднем за полторы и более, что не может не сказаться на состоянии здоровья и качестве работы учителей.Введение новых систем оплаты труда требует тщательной подготовки и соблюдения процедур, предусмотренных трудовым законодательством. Это же касается и введения эффективного контракта. Профсоюзные проверки выявляют много нарушений работодателей по соблюдению норм трудового права, особенно при проведении оптимизации штатного расписания и сокращению численности. Самые серьезные из них касаются именно оформления или изменения условий трудового договора. В таких условиях трудно ожидать, что введение эффективного контракта обеспечит правовую защищенность работников. Оно должно проходить планомерно и не превращаться в кампанейщину и, как это происходит сейчас с отдельными руководителями школ, не должно стать следованием некой моде. Только правильно выстроенная цепочка: аттестация – повышение квалификации – эффективный контракт – определение критериев результативности работы – дифференциация в оплате труда – даст реальное повышение качества образования.Непосредственно связанная с этим проблема – объективность оценки труда, ее справедливость и участие работников и профсоюзных организаций в формировании критериев на уровне образовательных организаций. Здесь также много нерешенных проблем, вызывающих обращения работников, в том числе по заключению коллективных договоров в части регулирования оплаты труда.Перед ДОгМ, МГО профсоюза, образовательными организациями и первичными профсоюзными организациями стоят серьезные задачи повышения эффективности системы образования, которые могут быть выполнены только в ходе совместной работы, к чему мы готовы.
Комментарии