search
main
0

Сотрудничество с властью Тема “Исполнительная власть”

Во многих уголках России учителя граждановедения и права успешно используют учебную книгу для ученика “Живое право”. К ней было издано пособие для преподавателя. Авторы его те же – Виктор Пронькин – ректор Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г.Ольденбургского и Аркадий Гутников – проректор этого института. Сегодня вам предлагаем методическую разработку урока из этого пособия.

Место занятия в курсе
Данное занятие продолжает знакомство учащихся с государственным (конституционным) правом и посвящено исполнению законов и проблемам функционирования исполнительной власти, возможности участия граждан в решении общих дел в сотрудничестве с властью.
Цель занятия
Занятие (занятия) по теме 10 предполагает получение учениками знаний о функциях и устройстве исполнительной власти, признаках права, отработку навыков взаимодействия с исполнительной властью и выработку ответственного отношения к такому сотрудничеству.
Основные понятия: исполнительная власть, нормативный акт.

Компоненты темы
1) знания
рассказать о главной задаче исполнительной власти,
описать устройство исполнительной власти в России,
объяснить, что такое нормативный акт;
2) умения, навыки
обратиться в орган власти лично, написать письмо в орган власти;
3) отношения
задуматься о роли исполнительной власти и выразить свое отношение к сотрудничеству с властью;
4) правовые понятия
исполнительная власть, нормативный акт;
5) законы, нормы, права человека
Конституция РФ (КРФ) – гл. 2,4 и 6,
Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан,
Закон о государственной службе,
обязательность официальной публикации нормативных актов о правах человека (п. 3 ст.15 КРФ),
право на участие в управлении (ст. 32 КРФ), право на обращение в государственные органы (ст. 33 КРФ), право на обжалование и судебную защиту (ст. 46 КРФ), право на возмещение ущерба (ст.52 КРФ);
6) процедуры
обращение гражданина в орган власти;
7) общественные проблемы
коррупция,
неэффективность власти,
недоверие к власти и неучастие в управлении, несотрудничество с властью;
8) вопросы внутреннего развития:
Готов ли я участвовать в решении общих дел и сотрудничать с властью?
Буду ли я брать взятки? Буду ли давать взятки? Готов ли я лишиться каких-то благ и возможностей, если их получение невозможно без дачи взятки?
9) дискуссионный вопрос:
Что больше подходит для России: президентская или парламентская республика?
Могут ли быть оправданы дача и получение взяток?
10) вопросы к размышлению:
Должны ли органы исполнительной власти субъектов Федерации быть непосредственно подчинены федеральному правительству?
Почему?
Как влияет на твою жизнь работа президента, Правительства РФ, органов исполнительной власти твоего субъекта Федерации? Приведи примеры.
С какой бы проблемой ты, твои родители и друзья могли обратиться к исполнительной власти? Как ты можешь принять участие в решении общих дел вместе с исполнительной властью? Нужно ли это делать? Почему?
11) конфликт ценностей
общие и личные интересы;
12) практические советы, применение:
Как общаться с властью?
Письмо (предложение, заявление, жалоба) в государственный орган;
как сотрудничать с властью (см. ниже перечень социальных проектов в п.18);
13) способы разрешения конфликтов
переговоры;
письменное обращение;
обжалование;
сотрудничество в решении общей проблемы;
14) жизненные ситуации
получение разрешения у чиновника;
нарушение прав человека властью;
решение проблемы при участии власти;
15) общекультурные сведения
виды монархии, проблема коррупции:
Горбачев, Ельцин, Л.Тихомиров, М.Катков, Победоносцев, Петр I, Ким Ир Сен, Макиавелли;
16) методики
гражданский форум в комитете по образованию (открытый бюджет, попечительский совет, открытое расширенное заседание);
изучение казуса;
написание письма;
работа с прессой;
17) общественные ресурсы
любые чиновники, общественные организации;
18) внеклассная работа
экскурсия в орган исполнительной власти;
встреча с чиновником;
социальные проекты: гражданский форум, общественные слушания, гражданин, открытый бюджет, школьное самоуправление, социологический опрос, петиции, другие проекты сотрудничества с органами власти (в том числе обращения, жалобы, запросы);
19) оценивание
участие в слушаниях;
написание письма и соблюдение советов;
составление схемы;
20) межпредметные связи
история, русский и иностранный язык, география, литература.

Занятие первое
План проведения занятия
1. Введение (5 мин.)
2. Игра “Общественные слушания в комитете по образованию” (30 мин.)
3. Подведение итогов (10 мин.).
Ресурсы к занятию
1. Книга для ученика (глава 2, беседа 10).
2. На доске – ПОПС-формула, план проведения слушаний:
1) Обсуждение в группах, выработка позиции и аргументов 15 мин.
2) Выступления от групп 10 мин.
3) Общая дискуссия 5 мин.

Описание хода занятия
1. Введение – 5 мин.
Урок можно начать с проверки домашнего задания (можно выбрать варианты проверки):
Попросите объяснить, что такое нормативный акт.
Спросите:
Будет ли считаться нормативным актом записка губернатора своему сыну о том, что, если тот не получит пятерочный аттестат, отец не купит ему мотоцикл? Почему?
Будет ли считаться нормативным актом обращение правительства области к населению с поздравлением по случаю Дня Победы? Почему?
Будет ли считаться нормативным актом приказ министра финансов области о выплате премии своему заместителю за успехи в работе? Почему?
(Это, конечно, не нормативные акты, ведь во всех трех случаях документы не содержат норм права; вспомните, что нормы права – обязательные для всех правила, за выполнением которых следит государство).
Попросите вспомнить или придумать пример нормативного акта органов исполнительной власти вашего субъекта Федерации.
(Это может быть любой закон, а также распоряжение, приказы, содержащие нормы права, они в изобилии представлены в СМИ, особенно в официальных изданиях).
Спросите, какова главная задача исполнительной власти? (исполнять законы и решать повседневные общие дела).
Спросите, какой закон мы сейчас выполняем? (могут быть разные ответы, в том числе Конституция и Закон “Об образовании”).
А какие органы исполнительной власти должны исполнять закон об образовании и решать повседневные общие дела, связанные с образованием? Есть ли эти органы в схеме органов исполнительной власти нашего субъекта Федерации? Как они называются?
2. Игра “Общественные слушания в комитете по образованию”
Попросите открыть “Дело об открытом бюджете районного комитета по образованию” (стр. 251 книга для ученика).
Спросите, какова цель общественных слушаний в комитете по образованию?
Объявите, что сейчас мы проведем эти слушания. В качестве председателя комитета, ведущего слушания, выступит учитель.
(Вы можете также попросить заранее подготовиться и провести слушания одного из учеников).
Объясните правила слушаний:
1) Класс разделится на четыре группы – группа сотрудников комитета по образованию, группа директоров школ, группа учителей и группа учеников. Каждый должен быть в своей роли до самого конца слушаний.
2) Сначала группы обсудят все подходы, выработают свою позицию по приоритетам расходования средств и найдут самые сильные аргументы в поддержку своей позиции. В конце совещания группа подготовит 2-3 выступления на 1 минуту с использованием ПОПС-формулы. На все это можно потратить 15 минут.
3) Затем представители от всех групп будут по очереди выступать с аргументами в защиту своего подхода. Все остальные внимательно слушают и отмечают самые здравые, грамотные, сильные аргументы.
4) После этого пройдет общая дискуссия, где от групп смогут выступить остальные участники с короткими мнениями (по 30 секунд).
Разделите класс на четыре группы. Группы должны собраться по отдельности и начать обсуждение.
Подходите к каждой группе, уточняйте, понятно ли задание. Напоминайте об оставшемся времени.
По истечении 15 минут попросите всех участников слушаний занять места и внимательно слушать выступления друг друга.
Предоставляйте слово по очереди представителям от каждой группы. За 10 минут вы сможете выслушать по 2-3 представителя от каждой группы.
Теперь объявите режим “открытого микрофона” – по 30 секунд на выступление каждого желающего.
(Используйте какую-то вещь, например ручку, пенал, линейку и т.п. в качестве “переходящего микрофона” – говорит только тот, кому вы вручили этот предмет).
По истечении 5 минут общей дискуссии поблагодарите всех участников слушаний и отметьте самые, на ваш взгляд, полезные для принятия решения выступления.
(Желательно отметить представителей от всех групп).
Объявите слушания оконченными.
Попросите учеников выйти из ролей.
3. Подведение итогов
Задайте отельным ученикам некоторые из следующих вопросов:
Как вы думаете, какой приказ издаст председатель комитета по образованию? Почему? Как повлияли на него слушания?
Как еще могут повлиять граждане на решение исполнительной власти?
Какими способами органы власти могут учитывать мнение граждан?
Какие трудности вы испытывали в чужих ролях?
Как изменилось ваше отношение к проблеме расходования средств на образование?
Как бы вы сами поступили на месте председателя комитета по образованию? Почему?
Стали бы вы сами участвовать в таких общественных слушаниях как представитель учащихся? Если да, то для чего (если нет, то почему)?
Как еще можно сотрудничать с органами власти в решении общих дел?
Как вы сами можете сотрудничать с органами власти в решении проблем развития образования в вашем районе, в вашей школе?
Как можно повлиять на чиновника для принятия правильного, по вашему мнению, решения? Какие способы допустимы, а какие нет и почему?
Как проконтролировать действия чиновника?
Что делать, если средства тратятся не так, как вы считаете правильным?
Как можно обжаловать действия чиновника?
По каким вопросам вы считали бы нужным провести общественные слушания с участием местной власти и представителей населения в вашем регионе?

Варианты дополнительных занятий и упражнений
Проведите дискуссию по поводу эпиграфа на стр. 236 книги для ученика. Согласны ли вы с китайским философом? Почему? Как граждане России относятся к представителям власти разных уровней? Почему?
Попросите нарисовать на доске схему органов исполнительной власти вашего субъекта Федерации. Спросите остальных учеников есть ли дополнения, изменения к схеме.
Какие бы министерства (комитеты) надо добавить, какие – сократить? Почему?
Напомните о создаваемых структурах министерств и ведомств на уровне федеральных округов. Спросите, в каком федеральном округе мы живем. Где находится столица федерального округа? Какие субъекты Федерации входят в наш федеральный округ?
Попросите перечитать вопросы на полях стр. 242 книги для ученика. Проведите дискуссию по этим вопросам, попросите занять позицию и обосновать свое мнение по вопросу: может ли быть оправдана дача взятки? Может ли быть оправдано получение взятки?
Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, в которых проявляется коррупция, и разыграть ролевые игры (например, инспектор ГИБДД останавливает водителя, нарушившего правила, а тот предлагает взятку, сотрудник приемной комиссии вуза намекает родителям абитуриента на возможность “гарантированного поступления” и т.п.). Наблюдатели должны ответить на вопрос: проявляется ли в данном случае коррупция. Кто из участников ситуации действует неправомерно? Каковы могут быть последствия? Как бы вы поступили на месте участников ситуации? Как предотвратить коррупцию в таких ситуациях?
Обсудите также и ситуацию из беседы и ответьте на вопросы на полях стр. 243 книги для ученика.
Попросите всех учеников поменяться с соседом по парте написанным дома письмом в государственный орган (домашнее задание 2). Ученики должны быстро прочитать письмо и проверить, выполнены ли практические советы. За выполнение каждого из советов дается один балл. Спросите у нескольких учеников, какие советы выполнены их соседями, а какие нет. Каковы типичные ошибки? Набрал ли кто-нибудь максимальное количество баллов? Если итоги взаимной проверки неудовлетворительные, можно попросить еще раз переработать письмо и принести на следующее занятие. Если кто-то из учеников не выполнил домашнее задание, попросите его соседа проверить письмо Ивана на стр. 247 книги для ученика.
Попросите отдельных учеников выступить по вопросам домашнего задания 4 или раздайте по группам центральные и местные газеты и попросите найти примеры сотрудничества граждан и органов власти в решении общих дел и ответить на вопросы домашнего задания. Попросите группы подумать, какие общие дела необходимо совместно решить гражданам и власти в вашем регионе. Что могут сделать граждане? Какие органы власти (федеральные, субъектов Федерации, местные; законодательные, представительные, судебные) должны участвовать в решении этого дела? Что они могут сделать? Кто может выступить инициатором решения проблемы? В заключение предложите написать письма-обращения в перечисленные органы власти и в СМИ с предложениями о совместной работе по решению проблемы.

Рекомендации по внеклассной работе
Можно провести экскурсию в орган исполнительной власти или пригласить сотрудника этого органа для встречи. Заранее познакомьте его с материалами беседы 10. Попросите гостя рассказать о работе органов исполнительной власти региона, проиллюстрировать эту работу на примерах. Попросите гостя ответить на вопросы на полях стр. 242, 248, 249 книги для ученика.
Можно провести социологический опрос по вопросам: как относятся граждане к власти? (см. эпиграф к беседе). Какие общие дела могут быть решены совместно гражданами и органами власти? (Результаты этого опроса могут быть использованы при проведении проектов “Гражданский форум” и “Гражданин”).
Можно провести социальный проект “Гражданский форум” (см. стр. 437-440 книги для ученика). Постарайтесь обсудить вопрос, требующий для своего решения сотрудничества разных людей, например учеников, учителей, родителей и администрации школы или жителей, общественных объединений, органов местного самоуправления и органов власти субъектов Федерации. Пригласите на гражданский форум представителей всех причастных к решению проблемы групп и организаций, представителей СМИ. Такие слушания можно сделать регулярными, в том числе в рамках школьного самоуправления для решения школьных проблем. По аналогичным правилам можно проводить общественные слушания совместно с органом местного самоуправления, отдельными комитетами и управлениями, администрацией школы и т.п.
Можно начать подготовку и реализацию проекта “Гражданин” (стр. 440-456 книги для ученика). Хорошей подготовкой к проекту могут быть гражданские форумы, встречи с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественности, анализ местных проблем на занятиях.
Можно реализовать проект “Открытый бюджет”. Наибольшую пользу принесет реализация такого проекта в школе при участии администрации, педагогического коллектива, родителей, учеников, попечительского совета (если таковой создан), органов местного самоуправления. При этом предполагается проведение серии общественных слушаний (гражданских форумов) по вопросам планирования и исполнения бюджета, участие всех категорий участников образовательного процесса в принятии бюджета и контроле его исполнения. Принципиальным является создание атмосферы прозрачности (доступности, полноты, ясности) всей информации, касающейся доходов и расходов школы. Не следует думать, что такие проекты подходят лишь для школ, имеющих большие бюджеты, спонсоров и т.п. Наоборот, проведение политики “прозрачности”, проектов типа “Открытый бюджет” могут позволить “бедным” школам найти пути выхода из тяжелого положения, определить приоритеты, объединить общественность и органы власти в стремлении решить материальные проблемы школы.
В рамках клуба правоведов, школьного самоуправления, молодежных организаций можно организовать составление и направление письма, петиции в органы власти и СМИ по волнующим учеников вопросам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте