О приоритетах развития образования
Значительные, масштабные социально-экономические изменения во внешней к образованию среде, вполне естественно, привнесли немало перемен в содержание и технологии обучения, реализуются различные инновационные проекты, внедряются новые модели и механизмы повышения качества и конкурентоспособности образования.
Современные нововведения успешно сочетаются и эффективно работают в рамках гуманной педагогики, педагогики сотрудничества, дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения, обучения в работе, в действии, в тесной связи с жизнью и другими полезными наработками прошлого.
Вместе с тем нельзя, к сожалению, не замечать, что сложившееся положение дел, наметившиеся тенденции во многом, на наш взгляд, задерживают развитие и общего, и профессионального образования, превращают уникальную российскую систему в жалкую копию западной, что особенно остро и болезненно отзывается в душах педагогов старшего поколения.
Ничего хорошего не вышло из попытки встроиться в Болонскую систему, до сих пор продолжаются споры вокруг ЕГЭ, личный жизненный успех, измеряемый главным образом материальным уровнем жизни, практически повсеместно стал самоцелью, вытеснив на обочину общественного внимания, отодвинув как бы на второй план нравственные, духовные устои личности и государства. И этот прагматичный, эгоистичный, циничный подход, популярный в мире, переносится в образовательную деятельность страны, что несовместимо с нашими вековыми традициями. Раскручивается процесс коммерциализации образовательных учреждений, утверждается диктатура денег. Все, что делается в учебном заведении, должно приносить доход. Но там, где остается только бизнес, кончается образование. В подтверждение этого тезиса приведу выступление руководителя кадровой службы крупного предприятия на совещании директоров профессиональных учебных заведений в начале 90‑х годов. Он пытался доказать нам, что в ПТУ не нужно учить три года, изучать общеобразовательные предметы, достаточно нескольких месяцев, чтобы овладеть рабочей профессией. Но ведь образование служит для жизни в целом, а не только для работы. Экономика образования почему-то так и не превратилась в привлекательную инновационную сферу, слабо развиты попечительство, спонсорство… Наша школа по примеру иностранных стала «двойной», школой «двух коридоров». В одном, качественном и дорогом, готовится элита из детей богатых и состоятельных родителей, в другом, дешевом, – людская масса всех остальных. Совсем недавно у нас было иначе. Все дети были кандидатами в элиту. Сейчас много разговоров о работе с одаренными детьми, почему же в полной мере не используется в поисках юных дарований такой громадный резерв из массовой школы, который в прошлом сделал нашу державу сильной и великой?
В русской культуре учитель был носителем лучших качеств нации, выразителем высокой нравственности, духовности, даже святости. «Тот, кто работает с детьми, сотрудничает с Богом», – утверждается в пословице. В нашей нынешней школе учитель – по-прежнему служащий предприятия, продающего услуги, оказавшийся в униженном положении обслуги. Ну а известно, какое отношение и спрос с обслуги. Крайне низкой остается оплата труда работников образования.
Образование несет свою долю ответственности и за крайне неблагоприятные тенденции в воспитании молодежи. Наша школа не должна быть только школой учебы. Еще Л.Н.Толстой писал: «Знание без нравственной основы – ничто».
Традиционная школа в последние время подвергается нападкам, серьезной критике, отмечаются снижение интереса к учебе, отсутствие как внешней, так и внутренней мотивации обучающихся, ухудшение результатов российского образования в международных рейтинговых исследованиях. Все активнее раздаются голоса либеральных экономистов о необходимости коренных реформ в образовании, иначе мы не выживем в новом мире. Реформу школы называют ключевой экономической проблемой.
Это не может не беспокоить, так как у нас уже стало печальной традицией принимать основополагающие концепции, доктрины и программы развития российского образования без выяснения цели образования, без четкого механизма реализации декларируемых инноваций.
Небывало быстрый рост компьютерной техники, информационных технологий и их проникновение в сферу образования, как кажется, и пытаются поставить во главу всех перемен. Учителей пугают, что их заменят роботы, учебный процесс будет вестись дистанционно. При этом образовательный процесс понимается просто как средство, канал передачи от источника (генератора) информации к учащемуся, студенту, слушателю. Это, конечно, интенсифицирует, активизирует и оптимизирует многосложный процесс усвоения знаний, умений, навыков и различных компетенций.
Но педагогическая технология – это не только технология информационная, компьютерная, основанная на использовании новейших технических средств. Важно не потерять главное – эмоционально полноценный характер жизнедеятельности ученика, детям важно участие человека, а не машины.
Сложно предположить, как изменится профессия учителя через 5-10 лет, ведь скорость изменений в различных сферах очень высока. И одна из компетенций будущего – навык быстрой адаптации к этим изменениям. Одно можно сказать уверенно: профессия учителя никуда не уйдет, даже если роботы научатся проводить уроки. Потому что учитель – это личность, наставник, который оставляет след в жизни ребят. «Подлинная школа, – писал В.А.Сухомлинский, – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
Рассматривая вопросы стратегии развития образования, ориентированные на долговременную перспективу, необходимо учитывать специфику педагогического процесса, не создавать искусственные системы, далекие от реальной педагогической практики. Как сказал президент РАН А.М.Сергеев, вместо того чтобы проводить многочисленные реформы в академическом и образовательном секторах страны, быть может, проще систему, которая состоялась, поднастроить, а реформы, которые сбивают с набранного темпа, действительно заменить на эволюционное развитие.
Завершить же разговор о развитии образования будет правильно и возможно хоть в какой-то мере результативно, используя появившуюся недавно книгу о российской экономике Дениса Терентьева «Молоко без коровы. Как устроена Россия». Это когда власти пытаются внедрять нанотехнологии или изобретать новый IPhone, никак не меняя деловой климат в стране, где предприниматель беззащитен перед чиновничьим произволом, социальные лифты сломаны, где сословный характер распределения ренты и ресурсное проклятие.
Без решительного изменения отношения государства к образованию также невозможно решить задачу воспитания поколения нового человека, способного жить и трудиться в принципиально иных условиях.
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии