search
main
0

Сотрудничество плюс дух партнерства Толерантность – важное качество личности

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков “новое” и незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Может быть, это влияние моды, но искренне желаю, чтобы толерантное отношение к другим стало такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому я попытаюсь вас убедить в том, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим. Современные дети довольно рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли. И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке в соответствии с Оксфордским словарем толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов”. В китайском языке быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
В русском языке существует два слова со сходным значением – “толерантность” и “терпимость”. Термин “толерантность” используется в медицинских науках, а также употребляется в обыденной речи, но звучит “терпимость” и означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей”.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие “толерантность” стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие “толерантность” прочно войдет в семейный лексикон.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий “толерантность” и “толерантная личность”. Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути “инакости”, отличности от других.
Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств – все эти люди, несомненно, являются “иными” в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы – терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности – это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.
Наша с вами задача – не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: ПОНИМАНИЕ + СОТРУДНИЧЕСТВО + ДУХ ПАРТНЕРСТВА.

Тема “Черты толерантной личности”

Цель. Ознакомить родителей с основными чертами толерантной личности. Дать родителям возможность оценить степень своей толерантности.
Оборудование. Бланки опросника для каждого участника; большой бланк опросника с колонкой “В” на ватмане прикрепляется на доску.

Ход занятия
1. Заполнение родителями опросника. (5 мин.).
15 характеристик, перечисленных в опросниках, присущи толерантной личности. Сначала в колонке “А” поставьте “+” напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “-” – напротив трех черт, которые у вас наименее выражены.
Затем в колонке “В” поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать предельно честно, ни на кого не оглядываясь.
2. Заполнение общего бланка с колонкой “В”.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто отметил в колонке “В” первое качество (затем второе и т.д.). (Число поднявших руку подсчитывается и заносится в колонку свободной таблицы).
Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения вашей группы.
Теперь сравните свое собственное представление о толерантной личности с общегрупповым представлением. И сравните представление о себе самом (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным вашей группой.
3. Лекция “Отличие толерантной личности от интолерантной личности”.
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются достаточно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1) Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинить окружающих. Психологи выявили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между “я – идеальным” (т.е. представлением о том, каким бы я хотел стать) и “я – реальным” (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого “я – идеальный” и “я – реальный” практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен винить окружающих.

2) Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить как в согласии с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.

3) Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то свершается с ним, а не им. (Сегодня получил “2”, потому что не мой день, так расположились звезды, это судьба. И вовсе не из-за того, что недостаточно учил материал). Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них.

4) Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части – черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они четко делят на “свои” и “чужие” группы людей. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5) Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верное суждение о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.

6) Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

7) Авторитаризм. Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, желанием сильной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
4. Рефлексия.
– Я попрошу каждого из вас назвать хотя бы по одному качеству, которым бы вы хотели обладать, и почему, в каких случаях вам это качество необходимо? (Например, “терпение” – зачем оно вам, в каких случаях вы хотите быть “терпеливым”).
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим.
2. Снисходительность.
3. Терпение.
4. Чувство юмора.
5. Чуткость.
6. Доверие.
7. Альтруизм.
8. Терпимость к различиям.
9. Умение владеть собой.
10. Доброжелательность.
11. Умение не осуждать других.
12. Гуманизм.
13. Умение слушать.
14. Любознательность.
15. Способность к сопереживанию.

Тема “Как быть толерантным в общении”

Цель. Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Оборудование. Листы чистой бумаги, ручки.

Ход занятия
1. Вступительное слово классного руководителя.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то “дает сдачи”, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного общения, сохранить собственное достоинство и не унизить другого?
2. Составление схемы достойного выхода из ситуации.
Прошу вас вспомнить и рассказать конфликтную ситуацию между вами и вашим ребенком. Давайте ее проанализируем.
Итак, кто обиженный, обидчик? В чем причина возникновения конфликта? Можно ли было иначе решить проблему, чтобы никто не остался обиженным и проигравшим? Каким образом? Ваши ощущения во время конфликта и после него?
Ну а теперь давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для вас. (Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду).

1) Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает:
Для сына
“Когда ты накричала на меня при ребятах…”
Для мамы
“Я очень устаю на работе и нуждаюсь в твоей помощи дома…”

2) Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам:
Для сына
“…Я почувствовал себя неудобно…”
Для мамы
“…Мне очень больно и обидно видеть твое безразличие к моим просьбам о помощи…”

3) Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:
Для сына
“…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…”
Для мамы
“…поэтому я прошу тебя проводить своих друзей и вымыть посуду…”

4) Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение:
Для сына
“…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям”.
Для мамы
“…тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей”.

Как вы считаете, подобный выход может привести к развитию конфликта?

3. Закрепление.
Прошу вас разделиться на группы по 4 человека и составить письменно выход из различных ситуаций, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого:
А) Ваш ребенок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).
Б) Вы с сыном (дочерью) договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел (ла).
4. Рефлексия.
Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?
Каковы преимущества толерантного общения?

Наталия ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте