Городской психолого-педагогический центр – современный профессиональный ресурс для образовательных организаций столицы, позволяющий комплексно подойти к решению актуальных задач по созданию благоприятных условий развития, адаптации и обучения. Более 900 специалистов центра трудятся над тем, чтобы в полной мере раскрыть потенциал каждого маленького москвича.
«Сотрудничество» называют ключевым словом нового тысячелетия. Понятие это очень широкое. Если мы его сузим до системы образования, то должны включить в это сотрудничество всех участников образовательных отношений. Это родители, дети, педагоги, администрация.
Выделю отдельно то, как выстаиваются стратегия работы с детьми и вся образовательная политика в регионе, от этого зависит много, если не сказать вообще все. Сотрудничество не может ограничиваться образовательной организацией.
Москва – город, ставший открытой образовательной площадкой. Для решения задач, которые ставит сегодняшний день перед школой, через открытый диалог в сотрудничество включаются все городские структуры, все сервисные учреждения. Когда мы говорим о здоровье детей, мы говорим о взаимодействии с Департаментом здравоохранения, когда мы говорим о поддержке детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, то это очень плотная работа с Департаментом труда и социальной защиты населения, когда речь идет об организации досуга, об использовании ресурсов города для образования, тогда это взаимодействие с Департаментом культуры и Департаментом спорта. Этот список можно продолжать. То, что происходит сегодня, очень ярко показывает, что если есть задача, то ресурсы будут найдены.
И именно стратегия сотрудничества помогает давать оперативный и качественный ответ вызовам времени. Один из них – гибридные формы обучения. Задача сложная и организационно, и содержательно, и психологически. Но это реалии сегодняшнего дня, в потоке повседневной жизни, когда все расходятся с утра по своим делам, а вечером собираются за чашкой чая, она более спокойная, ровная. Но вот эпидемиологическая ситуация предписывает, чтобы ребенок был выведен на дистант, и часть организации образования родители вынуждены взять на себя. И здесь если нет предыдущего позитивного опыта и навыков сотрудничества семьи и школы, то решение этой задачи усложняется. Нет опыта сотрудничества – нет доверия. А это основа любых конструктивных отношений и залог успеха любого дела.
Продуманная и четко сформулированная общая цель – основа успешного сотрудничества. Цель – это успешность ребенка в жизни: в профессии, в обществе. Очень важно, чтобы она была общей и у родителей, и у школы. Здесь нет иного пути, на мой взгляд: либо мы сотрудничаем, либо будем иметь в лице родителя антагониста. Нельзя игнорировать мнение родителя, каким бы оно ни было. И нельзя воспитывать родителя во что бы то ни стало. Делать родителя объектом своих педагогических воздействий бесполезно. Должна быть договоренность. И тогда все получится. Тогда дальше мы вместе работаем над достижением общей цели. Возможно, сделаем разные заходы: одну и ту же цель мы рассмотрим с разных точек зрения. Но двигаться к ней будем вместе.
Чарлзу Дарвину приписывают фразу «Долгая история человечества… показала, что побеждали те, кто учился более эффективно сотрудничать и импровизировать». Мне кажется, успех дела – это 60% сотрудничества и 40% импровизации. И вот почему. Жизнь каждый день подбрасывает новые задачи. И задачи эти нерядовые по неизвестности, неожиданности, стремительности. Эта ситуация может быть охарактеризована как кризис временной некомпетентности. Как его преодолеть?
Человеку в ситуации неопределенности приходится решать новые задачи набором уже имеющихся у него компетенций. Без импровизации здесь никуда. Мы не сможем преодолеть кризис временной некомпетентности, если у нас не будет этого навыка.
Однако и сотрудничество важно. Если есть накопленный опыт сотрудничества, то каждая новая задача воспринимается через призму объединения усилий для ее решения. Расширяется инструментарий, для того чтобы решение было найдено. Сокращается время на поиск этого решения.
Если говорить еще о каких-то составляющих успеха, то, на мой взгляд, определяющим здесь является личность человека.
Школа – это не только про математику и русский язык. Она про человека.
Несмотря на то что процесс образования очень технологичен (стандарты, программы, поурочное планирование, планирование внеурочной деятельности, воспитательной работы), инструментов в руках учителя достаточно. Все равно остается что-то еще… Это как набор нот. Их 7, и кто-то просто играет гамму, а кто-то создает уникальные произведения. Воспитание – это процесс взаимодействия человека с человеком, результатом которого становится умение человека жить.
Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии