В этом году председатель профсоюзной организации Московского района Казани Татьяна Садреева стала абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Лидер в образовании» в номинации «Лидеры общественных организаций», а гимназия №94 вошла в число тридцати лучших школ России! Наверное, без ежедневной поддержки таких профкомов, как в 94-й гимназии, подобных побед добиться было бы сложно. А такие сухие и официальные слова, как «социальное партнерство в коллективе», можно применить к работе гимназии лишь в отчетах. Потому как коллектив школы – одна семья, а председатель профкома не просто партнер, а друг и помощник директора. Приведу лишь один пример: когда мы встретились с Леонидом Николаевичем на конкурсе «Лучшие школы России», первый вопрос, который он задал: «Как там моя первичка?! Переживаю и болею за нее!» Такие взаимоотношения в коллективе если не редкость, то пример, достойный подражания.
Первичная профсоюзная организация гимназии №94 Московского района КазаниПредседатель профкома:Елена Борисовна ГАРИНАДиректор школы:Леонид Николаевич МУРЫСИНОхват профсоюзным членством: 100%
Профсоюзная организация была создана в школе в 1933 году, и на протяжении всех лет ее существования в рядах профсоюза состояли все сотрудники гимназии. Это объясняется тем, что уровень развития партнерства между администрацией и профкомом всегда был высоким. Стиль отношений – сотрудничество и взаимовыручка. А приоритетами совместной деятельности партнеры считают создание благоприятных условий труда и отдыха сотрудников, формирование такого микроклимата в коллективе, который помог бы каждому работнику максимально раскрыть свои профессиональные таланты и возможности.
Деятельность первички основана на Положении о первичной профсоюзной организации гимназии №94, которое составлено исходя из требований и рекомендаций Центрального Комитета, утверждено на профсоюзном собрании и прошло уведомительную регистрацию в Совете профсоюзных организаций работников образования Московского района Казани. В нем четко сформулированы цели и задачи профсоюзной организации, определены основные виды и направления работы, полномочия выборных органов.
Хорошо продуманный план работы – половина успеха. Профсоюзный комитет стремится к тому, чтобы он был не просто перечнем каких-либо единичных мероприятий, но отражал системный, может быть, даже программный подход в деятельности организации. При планировании профком старается учитывать многолетние традиции, уже сложившиеся в гимназии, районе, городе, отрасли, и одновременно не пропустить новые веяния.
Для более успешного претворения в жизнь поставленных задач при профсоюзном комитете было создано несколько комиссий, работа которых подробно отражена в плане. Так, в обязанности производственно-правовой комиссии входит работа с локальной нормативно-правовой базой, подготовка и проведение семинаров по вопросам трудового законодательства, контроль за правильностью оформления трудовых договоров и книжек, а также за выполнением плана по моральному стимулированию работников, организация информационно-методической работы, обновление профсоюзной Web-странички.
Справедливо ли распределена учебная нагрузка, рационально ли составлено расписание уроков. Правильно ли выплачиваются надбавки из надтарифного фонда, объективно ли выдаются премии. Все это контролирует комиссия по защите социально-трудовых прав работников. Кроме того, члены комиссии организуют участие членов профсоюза в коллективных акциях протеста и совместно с администрацией стараются создать учителям условия для повышения педагогического мастерства.
Комиссия по охране труда проводит независимую экспертизу технического состояния здания, учебных кабинетов, лабораторий и оборудования, разрабатывает необходимые инструкции, организует противопожарные мероприятия, контролирует соблюдение законодательства и выполнение пунктов соглашения между администрацией и профкомом по охране труда.
Комиссия по социальному страхованию следит за тем, как расходуются средства соцстраха на оплату пособий, больничных, лечение и отдых, профилактику заболеваний. Собирает заявки на санаторно-курортное лечение детей сотрудников, ведет учет и распределение путевок для самих педагогов.
Жилищно-бытовая комиссия проводит перерегистрацию работников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий, занимается квотированием мест в общежитиях города и района для молодых учителей, оказывает помощь в оформлении документов для получения кредита по социальной ипотеке.
Организовать в коллективе праздник, поздравить юбиляра, отправить учителей в туристический поход, помочь им подготовиться к районному или городскому мероприятию, провести конкурс профессионального мастерства – за все это в профкоме отвечает спортивная и культурно-массовая комиссия.
Профсоюзное собрание – высший руководящий орган первичной организации – созывается не реже чем раз в квартал, а его тематика отражает приоритеты совместной деятельности профкома и администрации гимназии по решению тех задач, которые были поставлены в начале учебного года. Жизнь вносит свои коррективы. Например, после объявления национального проекта в области образования профсоюзная организация провела дополнительное собрание, посвятив его выдвижению лучших педагогов на Премию Президента РФ.
Основной документ, регламентирующий социальное партнерство в гимназии, – коллективный договор. Он был принят в феврале 2007 года, после подписания отраслевого Соглашения между Министерством образования и науки Республики Татарстан и республиканским комитетом профсоюза на 2007-2009 годы и такого же городского соглашения. В документе оговорены вопросы заключения и расторжения трудового договора, оплаты труда работников, рабочее время и время отдыха, вопросы занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, охраны труда, гарантии профсоюзной деятельности. Отчет о выполнении коллективного договора заслушивается на общем собрании работников гимназии ежегодно. Также ежегодно сдается письменный отчет о реализации его пунктов в СПО.
Одной из своих основных задач профсоюзный комитет считает контроль за соблюдением трудового законодательства. Члены профкома входят в состав рабочих групп по подготовке локальных нормативных правовых актов, а также любых программ и концепций, затрагивающих сферу трудовых и социально-экономических отношений. Совместно с администрацией профком определяет распорядок работы образовательного учреждения, продолжительность учебной недели и занятий, разрабатывает и утверждает Правила внутреннего трудового распорядка. Члены профсоюзной организации на паритетной основе входят в состав комиссий по трудовым спорам, по социальному страхованию, по моральному и материальному стимулированию работников гимназии. Комиссия по социальному страхованию следит за своевременностью прохождения медицинских осмотров сотрудниками и перечислением средств на эти цели. На контроле у профкома также находятся вопросы своевременного и полного перечисления работодателем средств в фонды социального и медицинского страхования, Пенсионный фонд.
Большое внимание профсоюзная организация уделяет вопросам охраны труда. В соответствии с требованиями законодательства и коллективного договора в гимназии создана комиссия по охране труда, избраны уполномоченные. На каждый календарный год между администрацией и профкомом подписывается соглашение, которое определяет мероприятия, направленные на создание благоприятных и безопасных условий образовательного процесса. О его выполнении руководство школы ежегодно отчитывается перед трудовым коллективом. Администрация и профком добиваются, чтобы каждый кабинет, лаборантские, столовая, спортивные залы отвечали всем современным санитарно-гигиеническим требованиям. Ежегодно 3-4 кабинета капитально ремонтируются и переоснащаются. За последние годы полностью заменена система электроосвещения, над учебными досками установлены софиты, проведена современная противопожарная сигнализация. В начале учебного и календарного года проходит обязательный инструктаж по охране труда как для педагогов, так и для учеников. В учебных кабинетах, коридорах, учительской оформлены информационные стенды. Регулярно проводятся тренировки по экстренной эвакуации детей и сотрудников.
В гимназии работает программа «Здоровый учитель – здоровый ученик». В содружестве с кафедрой психологии Института развития образования для педагогов проводятся тренинги по релаксации, сохранению эмоциональной энергии. Каждый учитель имеет возможность проконсультироваться у психолога, получить необходимую медицинскую помощь, два раза в год бесплатно принять массаж. В учебных кабинетах установлены ионизаторы воздуха, а в период эпидемий проводится кварцевание. Все сотрудники гимназии в 2007 году прошли диспансеризацию. Педагоги и их дети могут поправить свое здоровье в санаториях по льготным путевкам. Все условия созданы в школе и для любителей спорта: работает группа здоровья, в спортивном зале есть тренажеры, необходимый инвентарь для игры в теннис и волейбол. Каждый желающий может воспользоваться лыжной базой. Коллектив гимназии участвует в районной спартакиаде, регулярно занимая призовые места.
Что касается финансовой политики первички, то профком поддерживает практику, сложившуюся в районе, – аккумулировать профсоюзные средства на едином счете. Консолидированный бюджет позволяет оказывать существенную материальную помощь членам профсоюза по социально значимым причинам, качественно проводить спортивные и культурные мероприятия на районном уровне. В последние годы они охватывают все больше различных категорий работников: проводились туристические поездки, встречи, праздничные концерты для школьных библиотекарей, учителей физкультуры, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, руководителей учреждений образования, профсоюзного актива, ветеранов педагогического труда. Это позволяет избегать вопросов, куда идут профсоюзные взносы. Отчеты о расходовании профсоюзных средств на районном уровне проводятся дважды в год: к 1 сентября и по итогам финансового календарного года. В первичку возвращается 10% средств. Смета расходования данного фонда разрабатывается на заседании профкома в начале учебного года, согласуется с ревизионной комиссией и утверждается на отчетном собрании первичной организации. На этом же собрании заслушивается и отчет о выполнении сметы за минувший учебный год.
В современных условиях учителю просто необходимо разбираться в законодательстве, четко знать свои права и обязанности. Отсюда вытекает следующая задача – вооружение членов профсоюза правовыми знаниями. Сегодня каждый сотрудник гимназии знает, что получить нужные сведения он может на семинарах, совещаниях, на информационных стендах и, конечно же, на сайтах профсоюзных организаций всех уровней. Одной из первых в городе гимназия создала кабинет профкома. Здесь есть все, что нужно для работы первички, – оргтехника, компьютер с подключением к Интернету, стенды с полезной информацией по социальной ипотеке, оформлению пенсий, пособий по рождению детей. Председатель профкома всегда может открыть электронную библиотечку, которая сегодня состоит уже из 15 выпусков, и найти ответ практически на любой вопрос. Хорошо известна в коллективе общероссийская газета «Мой профсоюз». А благодаря школьному «Альманаху» о работе профкома узнают не только учителя, но и гимназисты и их родители.
В гимназии реализуется план обучения профсоюзного актива, прежде всего – членов профкома и общественных комиссий. Ведь именно к ним в первую очередь обращаются коллеги по многим вопросам. Проводятся и ежемесячные семинары по трудовому законодательству для работников гимназии. Кроме того, на базе кабинета профкома создан центр консультативной помощи, через который осуществляется взаимосвязь профсоюзных лидеров школ и детских садов, расположенных в микрорайоне. На базе гимназии проходят практические семинары для председателей первичных профсоюзных организаций района, города, республики. В апреле 2007 года здесь состоялось заседание президиума городского Совета ветеранов работников образования, на котором был представлен мастер-класс по совместной работе профкома, Совета старшеклассников и волонтеров. Опыт гимназии был рекомендован для распространения.
В школу приходят молодые специалисты, и задача первичной профсоюзной организации – вовлечь их в общественную жизнь гимназии. Для этого на первой встрече с коллективом им торжественно вручаются профсоюзные билеты, они знакомятся с традициями школы и со своими наставниками. Первые три года молодые педагоги получают 30-процентную доплату из республиканского бюджета. Все они являются слушателями районной Школы молодого учителя и по инициативе СПО ежегодно приглашаются на встречу с главой администрации Московского района Казани.
Славная история гимназии отражена в школьном музее, где собраны уникальные материалы: письма учителей с фронта, первые рукописные журналы, личные вещи знаменитых выпускников. Центральной экспозицией музея является стенд, посвященный памяти директора Иосифа Марковича Найшулера, который заложил добрые традиции школы – единство учеников, учителей и родителей. Ежегодно в день его рождения, 10 октября, проходит спортивная эстафета, в которой одновременно участвуют ученики всех классов. Именно в этот день дается старт всем начинаниям на новый учебный год. Уверены, что и в этом году дружный коллектив гимназии ожидает немало интересных дел.
Комментарии