search
main
0

Сотрудничество

Умелец воспитает умельца

Реализация деятельностного подхода в институциализированных и открытых формах требует специалистов, готовых сопровождать образовательные практики, содействовать педагогам в диагностике и формировании учебно-предметных компетенций и метапредметных эффектов обучения. На первый план выходит позиция проектировщика. Позиция учителя-проектировщика существенно отличается от позиции учителя-мастера – умельца, который погружает ученика в общее дело и учит собственным примером.

 

Лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ предпринята попытка построения целостной модели деятельности и подготовки такого специалиста – тренера-технолога деятельностных образовательных практик. Исследователи и авторы развивающего обучения Галина Цукерман и Елена Чудинова отмечают, что учитель – это взрослый, который учит самому ученью, он учит ставить новые задачи и искать способы их решения: «Сотрудничество с умельцем формирует в ребенке такого же умельца, в конце совместной работы умелый взрослый и ребенок (в идеале) станут равны в своей умелости. Такое конечное тождество не предполагается при встрече ребенка с учителем. Учитель – это тот, кто способен научить любого ученика учиться, сделать его субъектом самообучения. Итак, умелец формирует умельца, а учитель – не коллегу-учителя, а учащегося (себя)».

Учитель, осваивающий новую деятельностную парадигму обучения, которой нет в его прошлом опыте, нуждается в специальной поддержке целеполагания, планирования, контроля, оценки. Эти педагогические действия могут выполняться учителем совместно с коллегами или сопровождающим – тренером-технологом деятельностных образовательных практик.

Тренер-технолог – это профессиональная позиция, которая сопровождает процесс перехода педагогов из традиционного подхода в деятельностный при работе со школьниками.

Сообщество тренеров-технологов объединяет педагогов, владеющих методами и технологиями деятельностного подхода. С 2018 года проводятся ежегодные съезды тренеров-технологов деятельностных образовательных практик, сочетающие концептуальные доклады и мастер-классы, живое общение теоретиков и практиков образования, освоение новых компетенций, обсуждение планов сообщества тренеров-технологов. По итогам съездов в серии «В помощь тренеру-технологу» издаются сборники со статьями исследовательского, экспертно-аналитического и программного характера, с описанием технологических средств и деятельностных образовательных практик.

Овладеть компетенциями для работы тренером-технологом можно в магистратуре дирекции образовательных программ МГПУ «Тренер-технолог деятельностных образовательных практик». Студенты учатся сопровождать в образовательных организациях инновационные процессы, руководить командами, генерировать и сопровождать образовательные проекты, проводить тренинги с детьми и взрослыми. Приглашаем присоединиться к сообществу тренеров-технологов, учителей школ, заместителей директоров, педагогов дополнительного образования, тьюторов, специалистов методических центров, руководителей семейного образования и всех, кому интересны деятельностные практики в образовании.

Тренер-технолог – это не должность, не функция, а позиция, которая создает условия для перехода педагогических команд из традиционного подхода в деятельностный, сопровождает внедрение инноваций в педагогическую практику и прокачивает компетенции учителей на рабочем месте.

 

Владимир ЛЬВОВСКИЙ, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ, кандидат психологических наук;

Татьяна МЫСИНА, младший научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования НИИ УГО МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте