Коломенский район участвовал в федеральном эксперименте по реструктуризации. Одним из первых у себя стал внедрять систему единого госэкзамена. И сегодня он в составе пилотных территорий комплексного проекта модернизации.
Коломенский район растянут на 80 километров и поделен на 9 сельских поселений, из которых только Пески городского типа. В каждом из них есть глава, Совет депутатов. И в этих поселениях школа играет отнюдь не последнюю роль. Школьный спортивный зал зачастую становится единственным местом, где есть возможность проводить тренировки и поиграть с мячом, другого помещения там просто нет. Во второй половине дня в залах собираются уже не только ученики этой школы, но и их старшие братья, родители, соседи. Тренеры ДЮШ приезжают сюда и ведут занятия по борьбе и легкой атлетике, шахматам и волейболу. Такое сотрудничество очень удобно для всех. Спортивным тренерам не приходится содержать отдельное помещение, им не надо оплачивать коммунальные услуги и аренду зала. Единственное, что от них требуется, чтобы все было в порядке – они отвечают за безопасность, за противопожарную безопасность. Обо всех условиях заключается договор с директором школы.
В Коломенском районе есть Центр внешкольной работы. Он насчитывает 56 объединений. Они работают на базе образовательных учреждений. В Коломне находится небольшой офис, где бывают директор, заместители. Кстати, по этому же принципу работают и обе ДЮШ. Не дети приезжают к ним, а специалисты приезжают туда, где дети.
Центр внешкольной работы объединяет педагогов дополнительного образования. Они могут быть на ставке в школе, или это учителя, которые в первой половине дня ведут уроки, а во второй по совместительству занимаются с желающими краеведением, шитьем, создают хоровые коллективы, вокальные группы, театральные студии, развивают декоративно-прикладное творчество. Очень много у нас поделок, очень много выставок. Фестиваль искусств длится круглый год. У нас проходят смотры театральных, хоровых коллективов. Вокалисты выступают по номинациям эстрадного, народного пения. Постоянные выставки, конкурсы чтецов. В течение всего года тысяча школьников участвует в спартакиаде, которая идет у нас по восьми видам спорта. Лучшие попадают на ее областной этап.
И у нас работает районный информационно-аналитический компьютерный центр. Это детище реструктуризации. В 2003 году мы включились в федеральный эксперимент. У нас была фильмотека, вокруг которой собрались люди с инженерным мышлением, и в результате родился ресурсный центр. Расположился он в Хорошовской школе. Оборудовали его за счет федеральных средств, поступивших на участие в эксперименте, областных и своих. Зачем мы создали такой центр? Хотели аккумулировать все самое современное и использовать не только для Хорошовской школы, а для всего района. Стали собирать информацию, анализировать ее. В центре обучаются педагоги, но начали мы с обучения руководителей. Компьютерная техника приходила и приходит. Люди на ней должны уметь работать. Мы заключили договор с Педагогической академией последипломного образования, обучали сами у себя в центре и выдавали удостоверение о том, что слушатель прошел курс повышения квалификации. Сейчас основной упор делаем на обучение одаренных детей.
Мы апробировали некоторые модели реструктуризации сельской школы. Например, модель социокультурного комплекса ассоциативного типа родилась в поселке Сергиевский. В комплекс вошли средняя школа, Сергиевская начальная, Парфентьевская начальная школа – детский сад, детский сад №15 «Орленок», школа искусств, филиал районной библиотеки, Дом культуры, Центр внешкольной работы, ДЮСШ.
Создание сельского социокультурного комплекса определило направления развития с учетом изучения желаний, потребностей учащихся, имеющейся материальной базы и кадров, разработку единой программы духовно-нравственного воспитания.
У нас отрабатывалась модель школьного образовательного округа на ассоциативной основе. Здесь не предполагалось изменение статуса образовательных учреждений, их реорганизации или слияния. Образовательная политика была нацелена на сбережение сложившейся сети образовательных учреждений, поиск внутренних резервов решения проблем сельской школы.
Этот эксперимент показал, что единое планирование в рамках школьного образовательного округа обеспечивает преемственность в воспитании и обучении и создает оптимальные условия для расширения воспитательно-образовательного пространства жизнедеятельности ребенка, для разновозрастного общения, совместной деятельности старших и младших детей.
Образовательное пространство Коломенского района по количеству образовательных учреждений практически не изменилось. Тем не менее из 11 начальных школ-детских садов 3 начали действовать в новом качестве – как начальные школы-детские сады с группами круглосуточного пребывания, из 15 средних общеобразовательных школ одна обрела новый статус – опорная школа по преподаванию отдельных предметов.
Деятельность системы образования Коломенского района направлена на обновление содержания образования, повышение его качества, на воспитание, формирование здорового образа жизни, внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий, дальнейшее развитие инновационной и экспериментальной деятельности, постоянное улучшение мастерства педагогов, качественное совершенствование кадрового потенциала.
Управление, образовательные учреждения и педагоги района приняли активное участие в реализации нацпроекта. В прошлом году Пановская школа стала победительницей конкурса лучших общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Ребята Коломенского района становятся лауреатами и призерами районных и областных выставок, конкурсов и фестивалей. Юные таланты взращивают детские объединения «Гармония», «Радуга», цирковое объединение «Улыбка». Развивается детское движение. Проведен слет Союза детских общественных объединений Коломенского района «Созвездие». И в образовательных учреждениях района изучают и чтят историю, традиции, обычаи родного края.
Владимир КОММ, начальник Управления образования администрации муниципального образования Коломенского района
Комментарии