Ах, как волнует и завораживает танец! Все равно, где кружатся пары – в блестящей бальной зале дворянского поместья или полутемном помещении модного ночного клуба. Музыка, ритм, аура коллективного сумасшествия. И – долгожданная встреча! Он и Она. Вот главный секрет многовековой популярности времяпрепровождения под названием танцы.
Когда это было? Сто, двести лет назад? Барышни записывали кавалеров в особую книжечку, чтобы не забыть, кому какой танец обещан. На балах девичьи мечты претворялись в реальность. Признание, помолвка, свадьба… Ссора, ревность, дуэль… Наташе Ростовой и Андрею Болконскому было достаточно тура вальса, чтобы понять – друг без друга не жить. Кстати, в фильме “Война и мир” Сергей Бондарчук просто гениально оттенил разницу в отношениях между Наташей и князем Болконским, Натали и красавцем Курагиным именно с помощью танца. Танец-сказка двух молодых, открытых миру и друг другу людей завораживает настоящим чувством. Для “маленького князя” это возвращение к жизни после смерти жены. Для Наташи – мгновенное перерождение из подростка в барышню. Они рядом, но едва касаются друг друга. Главная встреча – не тел, но душ.
Что изменилось с тех пор? Да, пожалуй, немногое. Все перемены свелись к упрощению. Вместо дуэлей – разборки, вместо нежных, влюбленных отношений и тонкого обольщения – грубый натурализм двадцатого века. Вместо сложных па – бездумные ритмичные движения. В середине 90-х я попала на современную европейскую дискотеку в Болгарии. Зал был освещен какими-то особыми лампами, благодаря которым белые фрагменты одежды танцующих фосфоресцировали. Этот свет, а также музыка, звучащая на пределе возможностей динамиков, создавали атмосферу нереальности происходящего, словно все мы попали в параллельный мир. Юноши и девушки приходили компаниями, заказывали спиртное, на мой взгляд, в неумеренных количествах. На медленные танцы приглашали только своих. Вот тут-то, кстати, я и вспомнила Наташу Ростову, которая грустила, что ее не приглашают танцевать. Психология кавалеров с тех пор ничуть не изменилась… Интимные отношения развивались стремительно и буквально на глазах у всего народа. Откровенные позы, впрочем, не смущали ни наблюдающих, ни наблюдаемых. В общем, меня хватило на два часа созерцания молодежного образа жизни.
Какими будут публичные танцы будущего? Музыка на дискотеках все агрессивнее, движения все меньше напоминают танцевальные. Танцы перерождаются? Иногда кажется, что скоро они вовсе отомрут за ненадобностью. Но нет! Недавно в Сокольниках увидела, как пожилые и молодые – вперемежку – танцуют допотопные вальсы белым днем. В городском саду играет духовой оркестр…
А года два назад в Соединенных Штатах меня пригласили в танцклуб, который я про себя назвала “Для тех, кому за семьдесят”. В маленьком городке Венечи штата Вашингтон старички и старушки несколько раз в неделю собираются пообщаться, потанцевать старинные танцы. В начале вечера я мысленно хохотала, глядя на веселенькие рубашечки партнеров и юбочки-болеро партнерш, из-под которых были видны стройные венозные ножки. А потом нас стали учить этим танцам. И я восхитилась. Какая легкость, какая память на все эти повороты, кружения, притопы и прихлопы! Вряд ли внуки этих танцоров-любителей продолжат дело предков. Но в консервативной Америке так привержены традициям, что я не удивлюсь, если, попав в Штаты лет через 30, застану в Венечи тот же танцклуб и “новеньких” стареньких клубменов.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии