search
main
0

Состояние – поиск. Инновационные процессы в системе образования Санкт-Петербурга идут интенсивно и разнонаправленно

​Современная петербургская школа ведет активный поиск и создает инновационные средства обучения и управления. В первую очередь поиск направлен на повышение качества образования, обеспечение вариативности образования и повышение эффективности управления. Может, поэтому интерес образовательных учреждений (ОУ) города к инновационной деятельности стабильно высок.

В Санкт-Петербурге традиционно проводятся два региональных конкурса инновационной направленности. Один из них – конкурс инновационных продуктов, позволяющий структурировать опыт работы ОУ и создавать условия для распространения инноваций в системе образования. Из созданных продуктов формируется банк, и ими могут пользоваться абсолютно все педагоги. Второй конкурс проводится между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. Его целью является отбор лучших программ, направленных на создание устойчивых моделей модернизации общего образования. Данные модели рекомендованы для дальнейшего массового внедрения в ОУ.Если говорить о конкурсе инновационных продуктов, то он проводится в Санкт-Петербурге с 2009 года. Ежегодно в нем принимает участие около 70 ОУ, которые представляют для экспертной оценки учебные пособия, методические и диагностические материалы, технологии, модели, сайты, программное обеспечение как результат образовательной практики, готовый для использования в других учреждениях города и страны. Стоит отметить, что большое количество конкурсных материалов являются изданными пособиями или функционирующими электронными ресурсами. Большая часть представляемых на конкурс продуктов связана с вопросами содержания образования, однако увеличивается число разработок, связанных с воспитательным процессом, профессиональной ориентацией школьников, индивидуализацией образования, автоматизацией управленческих процессов.С 2013 года конкурс проводится по двум номинациям – «Образовательная деятельность» и «Управление образовательным учреждением». Это позволяет выявить уникальные практики управления, которые в прежние годы зачастую терялись среди инновационных образовательных продуктов, касающихся обновления содержания образования, методик и технологий обучения.За последние годы победителями конкурса признавались такие продукты, как: учебно-методическое пособие для учителей математики, истории, литературы и учащихся 5‑7‑х классов «Был город-фронт, была блокада», УМК «Проектирование индивидуальной образовательной программы учащимися старших классов», УМК «Воспитание у школьников ценностного отношения к профессии инженера», модель организации интегративных образовательных практик подростков, система редакционно-издательской деятельности ОУ.Важно отметить, что в экспертизе конкурсных материалов на очном туре помимо профессионального жюри принимают участие представители общественных организаций и СМИ. По итогам общественного голосования определяются пять обладателей приза «Овация».Материалы победителей, лауреатов и дипломантов конкурса публикуются в сборнике «Петербургская школа: инновации», который ежегодно представляется участникам пленарного заседания Петербургского международного образовательного форума и размещается на портале «Петербургское образование». Также эти материалы включаются в систему распространения инновационного опыта, реализуемую СПб АППО, СПб ЦОКОиИТ и СПб ГДТЮ.Конкурс между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы, предполагает государственную поддержку лучших программ, в результате реализации которых создаются инновационные продукты, готовые к распространению в ОУ Санкт-Петербурга.Представляемая на конкурс программа должна отражать авторский вариант решения одной из стратегических задач развития петербургской системы образования. Среди таких задач в разные годы были: культурно-образовательные практики в ОУ как основа проектирования моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся; проектирование и реализация программ профессиональной ориентации учащихся основной школы; создание проектов развития образовательной техносферы ОУ; использование потенциала социальных партнеров ОУ при реализации образовательных программ и проектов; инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании; внутришкольная система оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся.Победителями конкурса ежегодно признаются 10 ОУ, каждое из которых получает субсидию в размере 2 миллионов рублей из средств бюджета Санкт-Петербурга на закупку оборудования, необходимого для внедрения представленной на конкурс программы. На указанные средства ОУ создали кабинет ландшафтного дизайна, кабинет-лабораторию «Виртуальный Петербург», зоны для организации совместной деятельности подростков и взрослых в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся, оснастили лингафонные кабинеты, студии проектной деятельности, ресурсный центр инклюзивного образования и др.Комитет по образованию уделяет большое внимание оценке результативности реализации инновационных образовательных программ ОУ – победителями конкурса: проводится презентация результатов, в том числе в виде публикаций в педагогической прессе.Открыты для идейОУ Санкт-Петербурга третий год успешно участвуют в конкурсном отборе на предоставление грантов на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании. За период 2016‑2018 годов в формируемую Минпросвещения России сеть инновационных школ вошли 14 ОУ Санкт-Петербурга (2016 год – 3 ОУ, 2017 год – 4 ОУ, 2018 год – 7 ОУ) по направлениям: система управления качеством образования в школе, реализация инновационных программ воспитания обучающихся, разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования, поддержка детского и юношеского чтения, инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании, цифровая образовательная среда и электронное обучение в ОУ.На реализацию программ инновационной деятельности ОУ-победителям предоставляются не только гранты из федерального бюджета, но и софинансирование из бюджета Санкт-Петербурга.В Санкт-Петербурге работает много ОУ, имеющих статус федеральной или региональной инновационной площадки. К примеру, в 2017‑2018 учебном году осуществляли деятельность 11 федеральных инновационных площадок (ФИП). Это самый высокий показатель по нашему городу за последние 10 лет. Кроме того, Санкт-Петербург стал лидером по числу ФИП (их 8) от одного региона Российской Федерации. Во многом этот успех объясняется сложившейся в Санкт-Петербурге за многие годы, успешно функционирующей и постоянно совершенствующейся системой работы региональных инновационных площадок (РИП). В настоящее время таких площадок 137.В целях совершенствования региональной системы распространения и внедрения инноваций в практику работы ОУ в 2018 году объявлен конкурс на разработку проекта ОЭР по теме «Создание и апробация механизмов внедрения педагогических инноваций в практику образовательных учреждений». Победителем признан Электромашиностроительный колледж, который в течение 3 лет будет разрабатывать и апробировать алгоритм работы по внедрению педагогических инноваций в практику, создавать методические рекомендации для руководителей ОУ по внедрению педагогических инноваций в практику. При успешном завершении проекта разработанная система станет еще одним форматом для распространения продуктов инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга.ОУ Санкт-Петербурга имеют возможность реализовывать и представлять результаты инновационных проектов и программ в различных форматах. Вместе с тем, учитывая отсутствие законных оснований для открытия районных инновационных площадок, существовавших в системе образования города многие годы, перед районными системами образования была поставлена задача развития иных форм поддержки инновационной деятельности и педагогического творчества. Инновационный поиск в этом направлении в 2017‑2018 учебном году способствовал организации районных площадок. Это площадки педагогического творчества, исследовательские, методические, опорные площадки, центры инновационного педагогического поиска, лаборатории образовательных инноваций и т. п. Такой формат дает возможность ОУ получить опыт создания и реализации инновационных программ/проектов, проведения опытно-практической, научно-методической, исследовательской работы по актуальным направлениям развития районной системы образования. Подобные площадки созданы в Адмиралтейском, Выборгском, Кировском, Колпинском, Красносельском, Московском, Петроградском, Приморском и Центральном районах. Также были проведены районные конкурсы/фестивали инновационных продуктов (инновационных идей) в 15 районах Санкт-Петербурга; иные конкурсы (для определенных групп педагогов или ОУ) по представлению актуального педагогического опыта, результатов исследований и методических продуктов в Адмиралтейском, Василеостровском, Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Кронштадтском, Курортном, Московском, Невском, Петроградском, Петродворцовом и Приморском районах.Деятельность информационно-методических центров районов Санкт-Петербурга по сопровождению ОУ в инновационных программах/проектах, не являющихся региональными или федеральными инновационными площадками, будет рассмотрена и проанализирована на заседании Совета по образовательной политике при комитете по образованию в декабре 2018 года. Успешный опыт будет представлен системе образования Санкт-Петербурга.Петербургская школа открыта для новых идей, которые позволяют ей совершенствовать педагогические и управленческие практики, соответствовать образовательным потребностям жителей города, укреплять имидж инновационной системы образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте