search
main
0

Состоялся Всероссийский открытый урок по русскому языку

Российские школьники узнали об эволюции славянских языков, светской культуре при Петре I и вкладе Александра Пушкина в развитие литературного языка.

Фото: Институт воспитания

В четверг, 14 сентября, состоялся Всероссийский Открытый урок «Русский язык», на котором школьникам рассказали о праславянском и старославянском языках, новой светской культуре при Петре I и вкладе Александра Пушкина в развитие литературного языка. Бессменная ведущая Открытого урока София Хоменко встретилась с экспертами и узнала об эволюции славянских языков. Так, учитель русского языка и литературы Классического пансиона МГУ имени Ломоносова Николай Пронев объяснил, как правильно приветствовать знакомых, а также чем отличаются слова «привет» и «здравствуйте» с точки зрения этимологии.

Ребятам рассказали, что славяне говорили на общем праславянском языке, из которого позднее выделился древнерусский язык. Именно на древнерусском языке, который использовался для устного общения, начали разговаривать только восточные славяне.

В IX веке благодаря Кириллу и Мефодию на Руси появилась письменность. Братья-миссионеры из византийского города Салоники создали старославянский язык и перевели на него Священное писание. Этот язык можно назвать просветительским, поскольку на нем писали первые книги, обучали грамоте и чтению.

На Открытом уроке показали познавательный сюжет, посвященный реформе Петра I, которая привела к новому шрифту и исключению из алфавита «лишних» букв. Именно в эту реформаторскую эпоху в русском языке появилось много заимствований, которые просто заполонили устную речь. Иностранных слов стало так много, что общество разделилось на тех, кто «за» и «против». После смерти Петра I противоборствующие стороны пришли к компромиссу и оговорили, какие заимствования оставить можно, а какие нет.

Традиционно корреспонденты Открытого урока сняли репортаж. Они съездили в усадьбу Захарово, которая находится в одноименной деревне Одинцовского района Московской области. Здесь прошло детство Александра Пушкина. Ребята поговорили со старшим научным сотрудником государственного историко-литературного музея-заповедника Александра Пушкин Михаилом Гладилиным. Они узнали о деревенском укладе жизни, который сформировал взгляды великого поэта. «Александр Сергеевич записывал народные песни, крестьяне передавали ему старинные русские напевы. В своих произведениях он часто использовал и народные поговорки, и пословицы, о которых узнал еще в детстве», – уточняет Михаил Гладилин.

В Институте воспитания сообщили, что на Открытом уроке был сделан акцент на том, что Россия – многонациональная страна. Представители каждого народа разговаривают на своем родном языке, а общаться с другими им помогает русский язык. «Русский язык играет большую роль как средство межнационального общения, будь ты татарин, чуваш или мариец. Мы все тебя поймем, если ты знаешь русский язык», – пояснила учитель из Чувашии Марина Агалкова. А учитель языка Коми Татьяна Хохлова рассказала, что в ее маленьком городке живет более 100 национальностей, поэтому русский язык «нас объединяет, помогает нам вместе жить, работать, учиться, сотрудничать, создавать семьи». Она подчеркнула, что знание русского языка очень важно. Из репортажа школьники узнали, чему были посвящены первые стихотворения Александра Пушкина и как народная жизнь повлияла на взгляды писателя относительно русского языка.

Урок можно посмотреть на сайте трансляции.институтвоспитания.рф, в официальных сообществах Института воспитания и Минпросвещения РФ во «ВКонтакте».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте