Есть праздники, которые притягивают все сердца как магниты. День славянской письменности и культуры объединяет тысячи людей в Узбекистане. По последним данным, в республике проживают, как отметил Госкомстат, 1 миллион 150 тысяч русских. Половина – в Ташкенте. Но сила этого красочного, полного песен и танцев торжества в том, что в зале республиканского интернационального культурного центра собираются многие представители славянских народов.
– С вопросами, что собой представляет современная русская диаспора и каков ее потенциал в Узбекистане, я обратился к Светлане ГЕРАСИМОВОЙ, члену сената (верхней палаты парламента Узбекистана), председателю Русского культурного центра республики.
– Я по специальности русист-словесник, поэтому моему сердцу ближе всего русский язык. Конечно, проблем у нас хватает – в первую очередь мы должны заботиться о ветеранах, оказавшихся в непростой ситуации. Многие по комсомольским путевкам приехали в Центральную Азию осваивать целину, строить заводы, открывать институты. Многих связывают прочные человеческие корни с Россией, а процедура получения гражданства усложнена. Острой проблемой для нас стало и то, что раньше в Государственной Думе России в Комитете по делам соотечественников от нас были два представителя в ранге общественников (от других республик и диаспор также), которые, прекрасно зная обстановку на местах, могли внести позитивную струю в работу этого парламентского комитета. Но время отсчитывает уже месяц за месяцем, как этой структуры нет. А она очень нужна. И мы ставим вопрос о ее воссоздании.
В Термезе мы создали смешанные курсы русского языка, на которых охотно учатся узбеки, казахи, таджики, киргизы, люди других национальностей. На курсах занимаются 50 человек три раза в неделю. Наш культурный центр направил учебники, методическую литературу, наглядные пособия – здесь нам, не жалея сил, помогает Московский дом соотечественника. В Нукусе, столице автономной Республики Каракалпакстан, входящий в состав Узбекистана, многие родители разных национальностей стремятся, чтобы их дети учились в классах с русским языком обучения. Это положительный момент, в то же время большинство детей в этом регионе приходят в школу с очень слабым знанием русского языка. Большую работу проводит областное подразделение Русского культурного центра для того, чтобы русский язык приоткрывал перспективы для поступления в вузы России, чтобы сокровищница русской культуры была доступна для самых разных социальных групп.
О правильности такого подхода свидетельствует весьма красноречивый факт: в Национальном университете Узбекистана им. Улугбека с целью выяснения уровня владения русским языком абитуриентов и студентов, чьим родным языком является узбекский, было проведено анкетирование. Результаты заставили ученый совет увеличить количество часов на изучение практического курса русского языка до 140 часов с 72, ранее отведенных министерством высшего и среднего специального образования. Деканы всех 15 факультетов университета признали на ученом совете важность русского языка исходя из того, что основная часть литературы по специальности на факультетах – на русском. На отдельных факультетах русских книг – до 90% всего библиотечного фонда.
Мы стараемся наладить взаимообмен с российскими школами на договорной основе. Мы ведем переписку с целым рядом школ России.
– А трудно быть сегодня директором школы, которая первой в независимом Узбекистане стала гимназией, а потом превратилась в многопрофильную школу?
– Наша школа №50 – одна из старейших в Ташкенте. Характерная особенность – здесь учатся династиями: бывшие ученики, став взрослыми, приводят к нам уже своих детей. Есть уже и третье поколение. Примечательно, что год от года растет число учеников, у которых родной язык – узбекский. Сегодня их 80 процентов. Родители хотят, чтобы они в совершенстве владели русским. Они связывают будущее своих детей с русской культурой, наукой и надеются, что, получив знания, они вернутся на родину и будут способствовать экономическому расцвету Узбекистана.
Наша школа с углубленным изучением предметов: есть физико-математические, химико-биологические, банковско-экономические классы. Есть у нас и собственный школьный театр. Репертуар – от «Снегурочки» и «Золушки» и до классики, которая, к сожалению, сейчас мало представлена на сцене Академического русского драматического театра Узбекистана, когда-то носившего имя М. Горького. А жажда школьников, и не только их, в постановке классических произведений отнюдь не утолена.
Русская культура – это живительный родник. И, припадая к нему, мы обретаем надежду и силы.
Комментарии