Троечников – на хлеб и воду
Новые размеры и виды стипендий утверждены совместным постановлением министерств вузов и труда во исполнение указа президента Республики Беларусь “О социальной поддержке учащейся молодежи”.
Итак, ежемесячное “довольствие” студентов и учащихся будет теперь именным, социальным и учебным. Именные стипендии – самые большие (потому что, естественно, их мало): 260% минимальной зарплаты в вузах и 240 – в средних специальных учебных заведениях. Учебные на их фоне выглядят значительно скромнее – соответственно 160 и 135% минимальной зарплаты. Меньше всего, увы, “потянут” стипендии социальные: 120 и 100%. Получат же их те, кого обеспечивает государство: дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, и другие. Есть и еще одно приятное новшество: 50-процентная надбавка ко всем видам установленных стипендий предусмотрена пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидам по зрению и слуху, военнослужащим, уволенным в запас по состоянию здоровья.
И самое главное. Для того чтобы получать учебную стипендию, студентам гуманитарных вузов надо иметь средний балл не ниже 3,6, а естественнонаучных – 3,4.
Светлана ГЕРАСИМОВА
право
Обсчеты, обвесы…
Начальник госинспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Воронежской области В.В.Самофалов сообщил, что в результате недавно проведенной проверки в 75 столовых школ в 50 выявлены нарушения, а проще говоря, систематический обман детей: недовложения продуктов, обсчеты, обвесы… Данная информация была доведена до сведения управления образования г. Воронежа. На отдельном совещании по этому вопросу были определены конкретные меры по наведению порядка, однако пока результатов этих мероприятий не видно.
Юрий ЧУГРЕЕВ
назначение
Косметический ремонт вместо капитальной перестройки
Косметический ремонт вместо капитальной перестройки
– Иван Иванович, помните ли вы свои школьные годы?
– Среднюю школу города Богородицка Тульской области я закончил с серебряной медалью. Самое яркое воспоминание – математические олимпиады и шахматные турниры, к которым меня приобщил мой учитель математики Роман Степанович Курченков. Я очень благодарен ему за многое, но главное – за то, что он научил меня думать. Я стал чемпионом района по шахматам. Потом участвовал в первенстве области по шахматам.
– Так что пересилило: шахматы или математика?
– После школы я поступил на мехмат МГУ и с этого момента навсегда связал свою судьбу с Московским университетом. Закончив аспирантуру, защитил диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. В 86-88-м гг. возглавлял профсоюзную организацию МГУ, а в 88-91-м – партийную. Все это время читал лекции на мехмате.
– Собираетесь ли вы оставить университет в связи с новым назначением?
– Нет. Не могу представить себя вне преподавательской работы в университете.
– Вы представитель фундаментальной науки, а проблемы школы вам близки?
– Думаю, учителям старших классов хорошо известны книги по математике, которые написаны мною и моими коллегами.
8 лет я преподавал в физико-математической школе-интернате # 18 при МГУ. Кроме того, сейчас двое моих детей учатся в школе, поэтому с проблемами среднего образования я знаком.
Основная проблема сегодня – это финансирование. Решив ее, мы сможем справиться и с остальными. Хотел бы подчеркнуть – кардинальное изменение отношения к образованию и науке возможно только при условии изменения ошибочного курса социально-экономических преобразований в стране. Без этого все меры, которые мы предпринимаем, носят только косметический характер.
– Вы вступили в должность во время всероссийской учительской забастовки. Ваши действия?
– В эти дни в Государственной Думе был поставлен вопрос о кризисной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты и стипендий в учреждениях образования. Мы приглашали представителей правительства. Пришли новый вице-премьер В.Кинелев и зам. министра финансов И.Молчанов. Они констатировали тяжелое положение дел, но не смогли предложить конструктивных шагов по его исправлению.
Нас это не удовлетворяет. Комитет по образованию и науке обратился к Совету Думы с предложением пригласить в феврале на заседание Думы председателя правительства В.Черномырдина с информацией о выполнении Закона о федеральном бюджете, Закона “Об образовании”, Указа #1 Президента РСФСР “О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР” и мерах по улучшению финансирования науки и образования.
Мы считаем необходимым предложить правительству погасить задолженность перед образованием и наукой за 1994-1995 годы в срок до 1 марта текущего года и привлечь к административной ответственности должностных лиц, виновных в срыве сроков выплаты заработной платы. Мы также обратились в правительство с рекомендацией списать долги с учреждений образования и науки за коммунальные услуги и энергоресурсы и включить эти учреждения в перечень организаций, которые запрещается отключать от системы энергоснабжения и связи по причине их неплатежеспособности. Ситуация нелепа. Правительство вовремя не просчитало, правительство вовремя не выделило, а в должниках перед соответствующими министерствами и ведомствами числятся институты и школы.
– Собираетесь ли вы бороться за увеличение финансирования образования?
– В феврале мы намереваемся внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении поправок в Закон о федеральном бюджете на 96-й год, имея в виду увеличение ассигнований на науку и образование.
23 января Госдума приняла решение поручить Счетной палате внеплановую проверку исполнения статей федерального бюджета, связанных с финансированием учебных заведений.
Мы также просим Совет Госдумы дать поручение Счетной палате ежемесячно информировать нас о соблюдении Закона о бюджете 1996 года в части финансирования образования и науки.
По принятому бюджету учреждения науки, например, должны ежемесячно получать примерно 900 млрд.рублей. На январь им планируется выплатить 100 млрд. рублей. То есть в 9 раз меньше той мизерной суммы, которая им положена.
– Какие еще законы готовит комитет?
– В феврале мы планируем внести на рассмотрение Думы еще один закон – “О выплате пенсии за выслугу лет работникам школ и других образовательных учреждений для детей”. Готовятся законы “О порядке определения средней ставки (должностного оклада) работников образовательных учреждений”, “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья”, “О Федеральной программе развития образования в России” и некоторые другие.
– Как вы думаете, новая Дума пойдет вам навстречу?
– Мне кажется, что большинство нынешних депутатов отчетливо понимают проблемы, которые сейчас стоят перед наукой и образованием, и сделают все от них зависящее, чтобы поправить ситуацию.
Наталья БУНЯКИНА
анонсы
Контактный телефон (095) 206-05-81
С 26 февраля по 1 марта Управление кадрового обеспечения и социальной защиты Министерства образования РФ совместно с Республиканским информационно-педагогическим центром РИПКРО проводит семинар “Совершенствование системы морального и материального поощрения работников образования РФ” для специалистов республиканских, краевых, областных, районных и муниципальных органов управления образованием, занимающихся вопросами оформления документов по награждению.
Контактные телефоны: (095) 923-84-73, 452-16-60
С 3 по 7 марта на базе Оренбургской областной социально-психологической службы пройдет молодежный семинар “Вопросы организации и развития центров социально-психической помощи молодежи”.
Контактные телефоны: (3532) 45-97-66, 47-37-15
С 4 по 5 марта в Томске пройдет психологический семинар по проблеме коллективно-распределенной деятельности в содержательном и коммуникативном слое. На семинаре проводятся работа с родителями и психологическое консультирование учителей.
Контактный телефон (3822) 25-94-18
С 13 по 15 марта в Петрозаводске пройдет семинар-совещание по проблемам развития системы дополнительного образования детей.
Контактный телефон (095) 924-27-69
С 15 по 20 марта в Кельн едет пермская делегация для презентации выставки “Профессиональное образование в России”.
Контактные телефоны: (095) 208-74-57, 208-79-05
С 19 по 21 марта в Архангельске пройдет межрегиональная научно-практическая конференция “Проблемы развития службы практической психологии в условиях севера России”.
Адрес: 163061, Архангельск, ул.Володарского, 24, корп.1. Городской центр психологической службы “Апрель”.
Контактный телефон (8182) 26-87-96
С 20 по 23 марта в Москве Институт информатизации образования проводит Дни открытых дверей Российского фонда компьютерных учебных программ (Росфокомп). Посетители фонда – педагоги и специалисты системы образования – бесплатно подберут программное обеспечение для любого типа персонального компьютера и любого предмета по Информационно-справочной системе Росфокомп, содержащей информацию о компьютерных учебных программах, получат демонстрационные ролики программ, зарегистрируют в фонде собственные программные разработки для широкой передачи их по сети “Информ-образование”.
Контактный телефон (095) 924-61-97
23 марта в Тамбове состоится чемпионат России среди юношей по кекусинкай – карате.
Контактные телефоны: (095) 925-32-45, 925-37-27 Федерация Кекусинкай России.
Лора ЗУЕВА
Еженедельные приложения к “УГ” (# 3)
“Открытый урок”
Потребительское образование на уроках в средней школе.
Экономика в заданиях: от предприятия к фирме или от директора к менеджеру?
Брокер? Нормальная профессия.
Хотите организовать школьную фирму? Нет проблем.
Без деловой репутации успеха не достичь.
Как муха и ее семья считали денежки.
Директор московской школы об интеллектуальной собственности.
Торговля в России. Плюсы и минусы.
Пора подписаться!
Индекс 32513
“Граждановедение”
Личные права и свобода. Тема очередной беседы главы научно-внедренческого центра “Гражданин” Якова СОКОЛОВА.
Какая экономика демократии к лицу?
Кого и как учить правам человека?
В чем преимущество разнообразия в США? Как можно избежать и решать конфликты, возникающие на почве разнообразия? Как правительство защищает права личности и развивает общее благо?
Исполнительная и законодательная власть в польских гминах.
Индекс 32515
“Чужая азбука”
Продукты культуры: разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Нетрадиционные уроки: уроки свободной мысли, аукционы, игры-путешествия позволяют детям образно передавать сухой материал по химии.
Образование в Японии становится менее обособленным и более открытым для других культур.
Что любят английские дети?
Индекс 32514
Комментарии