search
main
0

Сорти-де-баль цвета экрю. История отечественного кинематографа в атласе и кружеве

Мезонин знаменитого особняка на Пречистенке, 12/2, на ближайшее время превратился в большое модное ателье, в роскошную гардеробную: в честь Года российского кино Государственный музей А.С.Пушкина представляет выставку «Кино. Литература. Старинный костюм». Специально к этому событию киностудия имени Горького распахнула свои бездонные запасники, явив миру уникальную коллекцию подлинной одежды, обуви и аксессуаров XVIII – XX веков, а Музей кино дополнил это собрание старыми киноафишами и эскизами знаменитых художников по костюму.

Платья, фраки и мундиры, цилиндры и шляпки, шали, зонтики, перчатки и веера, высокие дамские ботинки на шнуровке и туфли с замысловатыми пряжками – каждый из этих экспонатов прожил не одну, а несколько жизней. Давным-давно их носили знатные дамы и бравые военные, в них делали визиты, участвовали в парадах и танцевали на балах те, от кого сегодня не осталось даже имен. Какой светской львице принадлежало это платье из переливающейся тафты-шанжан розово-синего цвета? Или вот это, из коричневого фая? Каким человеком был генерал-адъютант Его Императорского Величества, носивший мундир из красного кастора? Пользовался ли успехом у дам, участвовал ли в военных кампаниях или предпочитал им схватки за карточным столом? Нет ответа. Сукно и шелк, атлас и кружево молчат, оставляя за нами право строить собственные догадки и предположения. Да что там имена прежних хозяев – сами названия некоторых предметов гардероба давно уже нами позабыты. Мы больше не носим ни визитных мантеле, ни сорти-де-баль, крошечным шелковым сакам предпочитаем вместительные сумки для ноутбуков, а нежный цвет экрю называем буднично и просто: розовато-бежевый.То, что все эти наряды уцелели и дожили до наших дней – само по себе чудо. Спасибо тем, кто в середине XX века не перелицевал и не перешил их, не отнес на помойку, а отдал на киностудию, где у бесценных артефактов началась новая жизнь. Это сегодня уже сложно себе представить, что артист войдет в кадр в подлинном историческом костюме, а еще сорок и даже тридцать лет назад такое было в порядке вещей. Одежда, представленная на выставке в музее Пушкина, снималась в фильмах «Княжна Мери», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Поездка в Висбаден», «Щелкунчик», «Лев Толстой» и многих других. Есть здесь и экспонаты, «работавшие» в фильмах, которые по разным причинам так и не вышли на экраны. Именно такая судьба постигла когда-то картину «Пушкин»: ее съемки были подготовлены и даже начаты, но затем все готовые материалы навсегда легли на полку.Пожалуй, одним из главных украшений экспозиции ее составители считают парадный мундир камергера с богатым золотым шитьем, созданный на рубеже XIX и XX веков по образцу 1855-1856 годов, в котором Александр Вертинский появился в картине «Анна на шее». Подлинные обшлага его утрачены – художники заменили их деталями сенаторской формы, но на этот нюанс обратит внимание даже не каждый специалист.Открывая выставку, директор музея Пушкина Евгений Богатырев просит гостей в первую очередь поприветствовать художника Ольгу Поликарпову: именно она вдохнула жизнь в эту старинную коллекцию, которая, конечно же, нуждается в профессиональном уходе и специальном хранении. Ведь это не просто банальный секонд-хенд, но бесценные жемчужины материальной культуры и исторического наследия. Ольга в свою очередь благодарит военных консультантов, помогавших работать с погонами, эполетами и знаками воинских отличий, коллег из Музея обуви и Государственного исторического музея, атрибутировавших старинное кружево, художников киностудии Горького, долгие годы собиравших эту коллекцию по всей стране. Так, детали старинных черкесских костюмов благородного винного цвета были куплены в высокогорных селах Кавказа.Выставка «Кино. Литература. Старинный костюм» проходит в рамках образовательного проекта «Кино – это классика» и будет открыта до 30 ноября.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте