Утверждение, что победителей не судят, – не более чем иллюзия, миф, не имеющий ни малейшего отношения к реальной жизни. Судят, еще как судят. В финале любого конкурса с жюри не согласны все. Или почти все. Во всяком случае многие. И конкурс “Учитель года” – особенно его региональные этапы – неисключение. Всегда найдутся те, кто после подведения итогов перешептывается в кулуарах, что, мол, опять жюри выбрало не того, недоглядело, не учло, не предвидело. Прошедший в конце марта в Нефтеюганске финал конкурса “Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа-2002” стал приятным исключением из правила. С тем, что победа досталась Елене Дмитриевой, учителю литературы из Нижневартовска, согласились все. Или почти все. Во всяком случае многие.
У Натальи ФИЛЯРОВСКОЙ по-английски заговорят даже немые
Ханты-Мансийскому окружному учительскому состязанию уже семь лет. И второй год в его рамках проходит местный финал конкурса педагогов дополнительного образования “Сердце отдаю детям”. Несмотря на столь солидный “стаж” и вполне устоявшиеся традиции, на сей раз все же решено было действо слегка разнообразить. Во-первых, воспользовавшись тем, что столица округа Ханты-Мансийск в это время принимал международный турнир по биатлону, организаторы перенесли конкурс в Нефтеюганск. Тому, впрочем, была еще одна причина: именно Нефтеюганску, а точнее, его представителю – учителю литературы Анне Лесык победа досталась в прошлом году. Было и еще одно нововведение: помимо профессионального Большого жюри судьбу конкурсантов решали еще и судьи помоложе – трое студентов Сургутского пединститута.
Все начинается с непременного торжественного открытия. Конечно, это праздник скорее для гостей и наблюдателей. Учителям, некоторым из которых давать конкурсные уроки уже через каких-то пару часов, как правило, не до “высоких” речей и поздравлений – им бы с мыслями собраться да дрожь в коленках унять. Но порядок есть порядок, а испытание “медными трубами” – необходимый этап любой конкурсной программы.
Из пятнадцати претендентов на звание “Учитель года” больше всех “повезло” географу Андрею Бричееву из Югорска – он должен войти в класс первым. За сорок минут урока под названием “Ветер, ветер – на всем белом свете” шестиклассники, разбившись на четыре группы и вооружившись бессчетным количеством карточек, вспоминают все, что знают о связи теплого и холодного воздуха с высоким и низким давлением, разбираются, в чем разница между бризом и муссоном, самостоятельно, путем проб и ошибок определяют причины возникновения и значение ветра. Но заданий так много – их с лихвой хватило бы на два часа работы, темп велик, учитель явно нервничает, дети теряются ,и в результате красивый в своей задумке урок приходится спешно заканчивать уже после звонка. Забегая вперед, скажу, что жюри “простило” Андрею Валерьевичу его волнение и, по достоинству оценив первоначальную глубину урока, пропустило его в суперфинальную пятерку. А студенческое жюри, очарованное его обаянием и остроумием, признало его “самым-самым” и присудило собственный спецприз.
Сергей Чернов, преподаватель музыки из Нефтеюганска, – еще одна яркая фигура окружного конкурса. Эдакий былинный Илья Муромец, только вместо дубины – гитара. Дамы при виде Сергея Александровича хватаются за сердце, заливаются девическим румянцем и в один голос прочат ему победу.
– Услышав, как он поет, я подумала: что ему делать в школе, когда его место на большой профессиональной сцене, – говорит Светлана Гусева, учитель МХК из Кондинского района, – а потом поняла, что его детям не надо никуда ехать, покупать дорогие билеты на концерты, они имеют полное право на преподавателя-звезду.
На конкурсный урок Чернова “Колокольные звоны России” попасть оказалось куда сложнее, чем на единственный гастрольный концерт Ростроповича: в классе все битком забито, зрители сидят даже в коридоре. Но для жюри богатырской внешности, удивительно мощного голоса, мастерского владения целым оркестром музыкальных инструментов, звездного имиджа и дамского ажиотажа явно маловато, им подавай методы, технологии и приемы. В итоге Чернова не пропускают в суперфинал: судьи, по их словам, шли на урок, а оказались на концерте.
Хафиз Гарипов из Сургутского района тоже не мог пожаловаться на отсутствие пристального к себе внимания: дело в том, что этот “мужчина в самом расцвете лет” работает в начальной школе. По словам Надежды Коноплиной, ректора Сургутского пединститута и председателя жюри, только за это ему надо “поставить памятник”. Памятник не памятник, но в пятерку, которой предстояло давать уроки-импровизации на сцене, Гарипова, несмотря на некоторые огрехи его урока, включили. А на торжественном закрытии конкурса “за большой личный вклад в приобщение детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом” еще и наградили спецпризом от окружного Комитета по физкультуре и спорту.
Не подумайте, что на ханты-мансийском конкурсе блистали лишь мужчины: ярких, незаурядных женщин тоже было немало. Наталья Филяровская, учитель английского языка из Сургута, по ее собственному признанию, решилась на участие в этом соревновании не столько для того, чтобы побороться за звание лучшего учителя округа, сколько оттого, что стало скучно “вариться в собственном соку”, а проще говоря, блистать исключительно в кругу учителей своей школы, пусть даже такой известной, как Высшая гимназия-лаборатория Салахова, которые и так прекрасно знают, на что она способна. Ее урок “В универмаге” – классический и очень интеллигентный вариант обычного рабочего занятия, где при помощи самого традиционного “джентльменского” набора учителя-“иностранца” – аудирования, диалогов и работы по группам – преподаватель добивается главной цели – безболезненного запоминания детьми новых слов и выражений.
Еще один, казалось бы, самый обыкновенный, но в то же время очень тонкий и умный рабочий урок “Защита западных рубежей Руси в XIII веке. Александр Невский” дает Ирина Пронина, историк из Мегиона. Шестиклассники не просто работают с картой, выискивая на ней Неву или Чудское озеро, но пытаются проанализировать и понять, как будут разворачиваться события в той или иной битве. Они разбираются в понятиях “тактика” и “стратегия”, критикуют как немецких рыцарей, так и русских дружинников, находя слабые места в боевом построении их войск. В финале Ирина Николаевна вносит в занятие еще одну свежую нотку, говорит о том, о чем раньше принято было умалчивать: Александр Невский – неоднозначная историческая фигура, и вспоминать о нем нужно не только как о победителе, святом, канонизированном Русской православной церковью, но и как о способном на предательство хитром и коварном политике.
…Уроки, защиты педагогических концепций и хобби-клубы заставили пить успокоительные пилюли не только учителей, сопровождающих и членов жюри, но и их радушных хозяев: директора принимавшей конкурс школы N3 Надежду Александровну Емельянову и всех ее педагогов. Впрочем, они не жаловались, болели сразу за всех конкурсантов, как могли, оберегали их покой, с полуслова угадывали их желания и наравне с остальными зрителями пытались прорваться на уроки.
– Когда все закончится, мы проведем серьезный разбор всех конкурсных занятий, – говорит Надежда Александровна, – лучшее постараемся перенять, обсудим и работу наших детей.
– А кого из конкурсантов вы бы хотели видеть в своих рядах?
– Да всех бы у себя оставила, будь моя воля. Но больше всех мне понравилась Аделия Сизова, музыкант из города Нягань. Пусть она не прошла в суперфинал, но в ней столько молодости, столько задора и нежности, а главное – я вижу в ней перспективу, развитие. Вообще для меня в работе с учителями главное не то, что они делают сейчас, а на что они теоретически способны в будущем.
Конкурс “Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа” – безусловно достойное звено общероссийского движения. Он развивается и из года в год дает все больше пищи для размышлений, заставляя задуматься, к примеру, о связи уровня жизни, который в этом нефтяном крае, безусловно, выше среднероссийского, с уровнем педагогики. Но вот парадокс: несмотря на то, что на этот раз, по всеобщему мнению, профессиональная подкованность учителей была повыше и посерьезнее, чем на прошлом конкурсе, год назад на победу реально претендовало куда больше участников, интрига была тоньше и напряженнее. В этом году выбор жюри был очевиден еще до начала уроков-импровизаций второго тура. Елена Дмитриева, без пяти минут кандидат философских наук, проводит в десятом классе урок из разряда “смотрите, но не пытайтесь повторить сами”. “Вечное и преходящее в романе Толстого “Война и мир” – повод поговорить о двух извечных соперниках – небе и земле, сравнить собственные жизненные принципы с позициями героя романа. В качестве своеобразного философского мерила Елена Анатольевна избирает небо, то, каким увидел его Андрей Болконский над аустерлицким полем, то, каким видит его современный поэт Юрий Велла, живущий в Ханты-Мансийском округе, то, каким видят его сами школьники, сравнивая небо XIX века с небом века XXI. Равнодушное для одних, милосердное для других, небо в любом случае справедливее земли с ее мелочностью и страстями. Кому-то эти сорок минут могли показаться излишне пессимистичными – ребята выходили из класса задумчивыми, если не подавленными, но в его красоте и виртуозности не усомнился никто. Как и в том, что никто лучше Елены Дмитриевой не представит округ в Москве, на всероссийском финале.
На торжественном закрытии конкурса “Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа-2002” решено говорить только о победах и удачах. Наверное, именно поэтому многие даже не замечают, что не назван победитель конкурса “Сердце отдаю детям”: местные педагоги дополнительного образования оказываются еще не совсем готовы к выступлению на российской арене. Не готовы, и ладно: праздник от этого тусклее не становится. Представители районных администраций, различных комитетов и большой власти сыплют подарками – деньгами, книгами, путевками в санаторий – как из рога изобилия. Математик Анжелика Петренко, самая молодая участница конкурса, получает в подарок от администрации Березовского района сережки – вместо тех, что, оказывается, потеряла на открытии. Но самым приятным сюрпризом становится подарок от Лидии Пауковой, директора окружного Департамента образования и науки: всем суперфиналистам, вошедшим в призовую пятерку, автоматически присуждается высшая квалификационная категория. А в повседневной, далекой от конкурсной суматохи жизни это, согласитесь, куда важнее любого громкого титула.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Фото Николая МУРАВЬЕВА
Нефтеюганск
Комментарии