search
main
0

Соревнование партий при судействе электората. Тема «Современные избирательные системы»

В наше время основными избирательными системами являются мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной избранным считается тот, кто набрал предусмотренное законом большинство голосов.

Достоинства этой системы: возможность формирования эффективно работающего и стабильного правительства (однопартийное правительство). Тесная связь с избирателями.

Недостатки: значительная часть избирателей (иногда до 50%) может быть не представлена в органах власти по причине избрания их кандидата.

Сложности при формировании правительства, отсутствие стабильности в его работе.

В англосаксонских странах существует мажоритарная система с самыми широкими возможностями выдвижения «независимых» кандидатов, которые в реальности попасть в парламент, помимо воли двух основных политических партий, не имеют шансов.

Пропорциональная избирательная система предусматривает, что депутатские места в представительном органе распределяются между различными избирательными объединениями в зависимости от количества голосов, которые получило на выборах каждое из избирательных объединений как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

Достоинства этой системы. Представлена реальная картина политической жизни общества, расстановки политических сил. Существует обратная связь между государством и организациями гражданского общества. Способствует развитию плюрализма и многопартийности.

Недостатки системы. Обезличенность партийных списков, т.к. избиратели голосуют за списки, а не за конкретных кандидатов. Сложности при формировании правительства, его нестабильность (так, в Италии с 1945 года по середину 90-х годов сменилось 52 правительства). Политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах центральной государственной власти. Весьма слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями (избирают партию – избирательное объединение, а не кандидата). Зависимость депутатов от своих партий (избирательных объединений) и их лидеров.

В континентальной Европе, тяготеющей к германо-романскому стилю мышления, преобладает партийно-пропорциональная система, хотя и с определенными вариантами.

Все мажоритарные системы относительно одинаковы, а пропорциональные различны. Последние различаются в зависимости от полной или недостаточной реализации принципа пропорциональности, а также в зависимости от необходимого для прохождения в представительный орган процентного минимума от общего числа поданных избирателями голосов (заградительного барьера). Из-за этого часть избирателей лишается своих представителей в органах власти (заградительные барьеры составляют: в России – 7%, в Испании – 3%, в Турции – 10%, в Польше – 7%).

Важная роль в пропорциональной системе принадлежит партийным спискам – спискам кандидатов, выдвигаемым политическими партиями и избирательными объединениями на выборах в представительные органы. Они имеют большое значение при возникновении вакансий депутатских мест без проведения дополнительных выборов.

За рубежом применяются как списки, в которых число кандидатов должно точно соответствовать числу приходящихся на избирательный округ мандатов, так и списки, в которых число может быть больше или меньше числа мандатов, но не свыше установленного законом максимума.

Различают закрытые (жесткие, связанные) и открытые (свободные) списки. При системе закрытых списков порядок расположения в списке кандидатов не может быть изменен избирателями, они голосуют за список в целом, и полученные списком мандаты распределяются по очередности, установленной списком.

При системе открытых списков избиратель также голосует за список в целом, но он может выразить свое отношение к конкретным кандидатам, указав, кто из них в какой последовательности должен, по его мнению, получить мандат (преференциальное голосование). В этом случае распределение мандатов внутри списка осуществляется по числу полученных преференций, т.е. голосов избирателей, отданных тому или иному кандидату из списка.

Французский юрист ХIХ века Морис Дюверже отмечал некоторые закономерности взаимосвязи избирательных и партийных систем.

Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию двухпартийной системы по двум причинам: а) третья и остальные партии слабо представлены в парламенте, что приводит к эффекту недопредставительности; б) наличие психологического аспекта – избиратель предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больше шансов победить на выборах.

Мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура свидетельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. Партии при этом стремятся к компромиссу. Это происходит, потому что данная избирательная система дает возможность участия в первом туре выборов всем партиям.

Пропорциональная избирательная система способствует становлению многопартийной системы. Партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой позицией по отношению друг к другу. Каждая партия получает возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в блоки и не прибегая к компромиссам.

Изменения в избирательной системе и законодательстве России

В мае 2005 года принят новый Федеральный закон №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». На основании его изменился порядок формирования указанного органа законодательной власти. Все депутаты будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов. Главным мотивом изменений, по мнению принявших закон депутатов Государственной Думы, является устранение отмеченного выше недостатка мажоритарной системы, выраженного в том, что при победе на выборах определенного кандидата с минимальным перевесом значительная часть избирателей лишается своего представителя во власти. Кроме того, новый порядок голосования будет способствовать повышению роли политических партий в общественной жизни страны.

Основные изменения избирательного законодательства 2002-2006 годов:

1) Федеральные списки кандидатов должны выдвигаться только политическими партиями, имеющими право участвовать в выборах. В настоящее время законодательство не предусматривает создания избирательных блоков при проведении выборов. Начиная с 2005 года в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов (было – не менее 10 тысяч), причем более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, в остальных региональных отделениях не может быть менее 250 членов.

2) В федеральный список кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы должны входить не менее 100 и не более 500 кандидатов, которыми могут быть не только члены партии, но и иные лица (не более 50% списка), не являющиеся членами иных политических партий.

3) Федеральный список кандидатов на выборах в Государственную Думу может содержать общефедеральную часть (не более 3 человек) и должен указывать на региональные группы, число которых не менее 100 (число избирателей по каждой региональной группе – не менее 650 тысяч и не более 3 миллионов человек). Региональные части списков в совокупности должны охватывать всю территорию России.

4) Значительно повышен предел всех расходов из средств избирательного фонда политической партии – до 400 миллионов рублей (ранее – 250 миллионов), без учета средств избирательных фондов региональных отделений политических партий. С учетом того, что региональные отделения политической партии также могут формировать свои избирательные фонды, в целом партия может израсходовать более 1 миллиарда рублей.

5) В Государственную Думу избираются депутаты по федеральным спискам, каждый из которых получил не менее 7% голосов, при условии, что таких списков не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании (если ни один из списков не получил более 7% голосов, то выборы признаются несостоявшимися). Общая сумма голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на 450 (число мандатов), полученный результат – избирательное частное, на него делится число голосов избирателей, поданных по стране за соответствующую партию. Таким образом определяется количество мест каждого федерального списка в Государственной Думе.

6) Устанавливается единый день голосования на выборах представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления – второе воскресенье марта (резервный день – второе воскресенье октября).

7) С 1 января 2006 года в десять раз увеличено государственное финансирование партий.

8) С 25% до 10% сокращено количество недостоверных или недействительных подписей избирателей, достаточное для отказа в регистрации.

9) Перечень оснований прекращения полномочий депутата Госдумы дополняется новым положением, согласно которому парламентарий утрачивает свой мандат в случае перехода из одной фракции в другую.

10) Предусматривается возможность проведения электронного голосования на небольшом количестве избирательных участков.

11) В целях повышения политической ответственности граждан на выборах всех уровней отменена форма голосования «против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)».

12) Отменен процентный порог явки избирателей на выборы депутатов Государственной Думы, преодоление которого являлось обязательным условием состоятельности выборов.

Глава Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Александр Вешняков подчеркнул, что с последними изменениями избирательного законодательства завершается процесс обновления всего массива избирательного законодательства к выборам 2007-2008 годов.

Методическое обеспечение изучения избирательного права в школе

Современные методики в преподавании вопросов избирательного права и избирательного процесса в старших классах основной и полной (средней) школы

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. перед педагогическими коллективами школ поставлена задача обеспечения нового качества образования, предусматривающего такую подготовку учащихся, которая позволит выпускнику школы комфортно чувствовать себя в современном российском обществе. По сути дела, в данном документе речь идет о формировании так называемых ключевых компетенций личности, среди которых сегодня выделяют: социальную, коммуникативную, информационную и др. компетенции. Подробно анализировать данную проблему с теоретической точки зрения мы не станем (этот предмет требует отдельного самостоятельного исследования), однако отметим, что содержание многих из названных выше понятий так или иначе выходит на вопросы подготовки будущего избирателя.

Так, социальная компетенция предусматривает готовность выпускника школы играть различные социальные роли, среди которых роли гражданина и избирателя – одни из ведущих, социально значимых ролей.

Коммуникативная компетенция может рассматриваться как одно из слагаемых, формирующих грамотного, подготовленного избирателя (достаточно перечислить некоторые важные коммуникативные умения, которые, несомненно, пригодятся каждому из нас в жизни: как задать нужные вопросы кандидату, претендующему на тот или иной пост во власти; как общаться с представителями избирательного комитета; как вести диалог с теми, кто избран по вашему избирательному участку и призван защищать ваши интересы и т.д.).

Значимость информационной компетенции в этой же связи сложно переоценить. В современных средствах массовой информации накануне предвыборных кампаний ведется самая настоящая война за электорат. И «на войне, как на войне» все средства хороши. В этот период журналисты и предвыборные штабы кандидатов во власть буквально обрушивают на избирателя потоки информации, которая особым образом дозируется, отбирается и подается так, чтобы в лучшем (или, напротив, в худшем) виде представить того или иного кандидата. В этой ситуации многие люди просто теряют голову: как определить достоверность информации, оценить предвыборные платформы кандидатов и т.д.

Всему этому, безусловно, обучать просто необходимо. Однако для многих педагогов открытым остается вопрос, как это делать. Существуют ли сегодня такие методы работы, которые позволяют формировать данные компетенции применительно к вопросам избирательного права и избирательного процесса? Насколько эффективны те или иные способы работы с учащимися? Эти и другие проблемы подготовки будущего избирателя мы постараемся обсудить в данном разделе.

Методики, обеспечивающие учебное сотрудничество или совместную работу учащихся над теми или иными заданиями, не являются принципиально новыми в российской школе. Практически на протяжении всего прошлого века в педагогике обсуждались вопросы групповой работы учащихся, формирования малых групп, степени эффективности данных методов работы и т.д. Однако сегодня к этим проблемам вновь пристальное внимание. И это не случайно. Создание коллективного продукта в группе позволяет учащимся почувствовать значимость совместной деятельности, создает ситуацию успеха, которая в свою очередь становится основой для формирования положительной мотивации к изучению тех или иных вопросов, рассматриваемых на уроке. В данном случае даже без обязательного распределения ролей (например, такого часто используемого в практической работе учителя: «оратор», «консультант», «художник», «секретарь» и т.д.) сама цель (подготовить отчет, составить документ, разработать план, нарисовать плакат и т.д.) обеспечивает взаимозависимость членов группы по результату, продукту совместной деятельности. Характер обучения в данном случае наиболее соответствует современным требованиям и может быть охарактеризован как продуктивный. Предлагаем рассмотреть варианты организации учебного сотрудничества на уроках по избирательному праву и избирательному процессу.

Приемы учебного сотрудничества на этапе введения нового материала. Данные приемы будут уместны на уроке, посвященном изучению основных положений современного законодательства о выборах. Целесообразно учителю до урока просмотреть основные документы, представляющие интерес с точки зрения избирательного права (Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» и другие источники), и подготовить необходимую для практической работы школьников выборку (см. приложение к данным методическим рекомендациям). Далее следует подготовить план работы для каждой группы (это может быть, например, такой перечень вопросов: кто может быть участником избирательного процесса; какими правами он обладает; какие обязанности на него возлагаются; какова его роль в избирательном процессе и т.д.). Каждая группа для работы получает свой документ и соответствующий план действий (перечень вопросов к нему). Итоговая задача для всех групп – представить отчет о работе над документом. По завершении выступления групп у учащихся создается целостное представление о правах и обязанностях участников избирательного процесса.

Как вариант отработки новых понятий педагог может использовать методический прием «каждый учит каждого», известный также в отечественной методике как работа в парах сменного состава. Для организации работы учителю необходимо продумать, какие именно определения будут вынесены для изучения с использованием данного приема (можно выделить их по различным основаниям: наиболее существенные для изучения данной темы; наиболее трудные в усвоении; наиболее объемные; наиболее простые и т.д.). Данные определения заносятся на карточки по числу учащихся в классе (или «+1» карточка, если в классе нечетное количество учеников), таким образом, что некоторые или многие из них будут неоднократно повторяться. Информации должно быть немного: 1-2 предложения. Старайтесь пользоваться простыми предложениями, избегать сложных слов, объяснений терминов через другие, еще не изученные термины и т.д. В ходе проведения урока карточки раздаются каждому учащемуся, дается 1-2 минуты на прочтение информации. В это время учитель уточняет, понятна ли учащемуся информация, содержащаяся в карточке. Далее педагог объясняет правила работы:

1. Каждый попеременно будет выступать в роли учителя и ученика: то есть, свободно перемещаясь по классу, выбирать себе всякий раз новую пару и сообщать сведения, содержащиеся в карточке, своему новому партнеру, а затем внимательно выслушивать его информацию.

2. Беседа каждой пары продолжается не более 3 минут.

3. Задача учащихся – обойти за отведенное время как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.

В ходе работы учитель следит за тем, чтобы соблюдался регламент и никто не оставался без пары. Если число учащихся нечетное, педагог сам участвует в работе. По истечении установленного времени (10-15 мин.) учитель останавливает работу пар сменного состава и подводит итоги по следующим вопросам:

Кто смог обучить наибольшее число учащихся?

Какую информацию узнали в ходе работы? (Предложить кому-либо из учеников сделать краткие записи на доске и устно озвучить полученную информацию.)

Какие проблемы возникли в ходе обучения?

Что запомнилось больше – то, чему учил сам, или то, чему учили другие?

По избирательному праву учитель может предложить учащимся работу в режиме «каждый учит каждого» таких понятий, как:

выборы – процедура, включающая в себя регистрацию избирателей, составление их списков, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, голосование и подведение его итогов;

избирательное право граждан – конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления;

активное избирательное право граждан – право избирать;

пассивное избирательное право граждан – право быть избранными;

избиратель – гражданин, обладающий избирательным правом;

избирательная комиссия – комиссия, организующая проведение выборов, и другие понятия.

Покажем примеры иных способов использования приемов учебного сотрудничества в ходе изучения понятия «политика».

Ученикам предлагается поработать над определением слова «политика». Данный этап решает важнейшую задачу личностного включения учеников всего класса в предстоящую работу над социальной проблемой политического участия. Размышления над понятием, попытка дать собственное определение на первый взгляд совсем простому слову, которое используется практически каждым человеком в повседневной жизни, помогает школьникам настроиться на серьезную работу.

Учащиеся объединяются в малые группы по 4-5 человек. Задача каждой малой группы – сформулировать собственное определение понятия, которое является ведущим в данной теме. Так что же такое «политика»? Предлагается в ходе «мозгового штурма» набросать все, возникающие по поводу данного слова ассоциации. Предложения учащихся педагог фиксирует на доске. Затем проводится сокращение списка (какие ассоциации близки по смыслу, каким одним словом можно их определить и т.д.). Далее педагог предлагает учащимся продолжить и завершить начальную фразу определения:

Политика – это ___

Продолжите это предложение, вкладывая в него свой смысл, опираясь на имеющийся жизненный опыт, свои представления о политических правах российских граждан и т.д.

Возможные ответы:

– искусство управлять обществом;

– способность прийти к власти в обществе и удержать ее;

– умение балансировать между интересами различных социальных групп общества и т.д.

Учитель может также воспользоваться одним из следующих определений политики:

«Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой являются завоевания, удержания и использования государственной власти; а также участие в делах государства граждан и социальных групп». (Энциклопедический словарь)

«Политика – это процессы в государстве или организации (включая группы всех видов, например, семью), связанные с влиянием на содержание и выполнение преследуемых целей, установок и их управление». (Большой толковый социологический словарь).

Работу с понятиями лучше проводить в два приема: сначала работа в малых группах, каждая из которых должна дать свое собственное определение и письменно зафиксировать его (примерно 4-5 минут одновременной работы всех групп), а затем обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой принимает участие сразу весь класс (еще 4-5 минут).

Учителю (или ученику, ведущему это обсуждение) следует фиксировать все предложения на доске или листе бумаги с тем, чтобы в последующем дать обобщенное определение, которое и будет основой для дальнейшей работы.

Предполагаемые результаты: учащиеся понимают, что в политической жизни общества так или иначе принимают участие все люди, независимо от социального положения, уровня образования, возраста. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами социальных групп, с вопросами власти. Каждый человек входит в состав той или иной социальной группы, такой как семья, класс, коллектив спортивной секции, кружок художественной самодеятельности и т.д. Хотим мы этого или нет, но все мы являемся участниками политической жизни, даже если не осознаем этого.

Использование учебного сотрудничества в ходе промежуточного закрепления изученного материала. Так, учащимся, познакомившимся с основными принципами выборов, для работы в малых группах предлагается обсудить ситуацию: представьте себе, что в крошечном поселке на Севере не стали возводить кабину для голосования потому, что там всего два десятка избирателей, и эти люди, скорее всего, не встретятся и не помешают друг другу. Задание: определите, нарушается ли в данном случае какой-либо принцип выборов; если да, то какой именно.

Приемы учебного сотрудничества применимы также в ходе рубежного или итогового повторения по теме «Избирательное право».

Задание учащимся: взять различные газеты (3-5, чтобы можно было показать политическую палитру, сложившуюся в стране и в регионе накануне выборов, а также организовать работу в малых группах, а в малочисленных сельских школах в парах или индивидуально) и предложить учащимся самостоятельно определить, какова позиция газеты в отношении предстоящих выборов: можно ли определить политические пристрастия данного СМИ, на основании каких публикаций делается такой вывод и т.д.

Людмила МОСТЯЕВА, Юрий МОСТЯЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте