Районные организации – среднее звено в структуре нашего профсоюза. Здесь аккумулируется все, что происходит в первичных организациях. Каждый председатель райкома знает о добрых делах, достижениях и недостатках любой первички. Но не всегда райком удовлетворен их деятельностью. В чем причины? Почему райкому трудно?
Но осуществить задуманное не удалось. . И вот почему. Во-первых, сравнив статистические данные с 2001 годом, мы выяснили, что численность районной организации уменьшилась на 19%. Во-вторых, было допущено искажение отчетности. Общее количество работающих занижено на 377. Число членов профсоюза завышено на 162. В результате общий охват профчленством завышен на 26% (в отчете – 78%, фактически – 52%).Председатель, выходит, хорош, а дел нерешенных – уйма. На наш взгляд, необходимо:
Надежды не оправдались
Недавно работники нашего обкома изучили работу одного из сельских райкомов по организационному укреплению районного звена отраслевого профсоюза. Выбрали крупный район, где председатель райкома – опытный лидер. Мы хотели обобщить опыт, выработать рекомендации для начинающих руководителей районных профорганизаций.
Но осуществить задуманное не удалось. Надежды не оправдались. И вот почему. Во-первых, сравнив статистические данные с 2001 годом, мы выяснили, что численность районной организации уменьшилась на 19%. Во-вторых, было допущено искажение отчетности. Общее количество работающих занижено на 377. Число членов профсоюза завышено на 162. В результате общий охват профчленством завышен на 26% (в отчете – 78%, фактически – 52%).
В строке отчета «общее количество работающих» не нашли отражения данные о 15 начальных школах, 10 дошкольных учреждениях, сведения о сезонных работниках и другие. В то же время в строке «количество членов профсоюза по школам» показатели завышены на 118 человек. По дошкольным учреждениям – на 19. Почти столько же по учреждениям дополнительного образования.
Треть организаций не выписывают областную профсоюзную газету «Позиция», более половины – «Мой профсоюз». В рамках Года первичной профсоюзной организации на областной конкурс материалы представлены не были. Недостаточно используются формы поощрения. За последние пять лет только три профсоюзных активиста были награждены грамотой обкома профсоюза и один (казначей) – грамотой отраслевого ЦК профсоюза. Районные просвещенцы практически не участвуют в областных спортивных соревнованиях.
Многие из отмеченных недостатков связывают с дефицитом денежных средств. Вместе с тем полнота сбора профсоюзных взносов не обеспечена. Взносы из выплат за счет надтарифного фонда не удерживаются.
Серьезную тревогу вызывает ведение документации. В протоколах ряда профкомов не фиксируется количество присутствующих, ход обсуждения не отражается, нет резолюции. В итоге невозможно судить о правомерности принимаемых решений.
Прием в профсоюз не везде проходит празднично. Не всегда торжественно чествуются ветераны профсоюзного движения, имеющие 30, 40, 50 лет профсоюзного стажа. Нет предметной информации о лидерах – профсоюзных активистах района. Все это отрицательно сказывается на укреплении территориальной профсоюзной организации.
Диктатура председателя
Готовя эту публикацию, столкнулся с мнением, что не следовало бы «сор из избы выносить». Но как же научиться преодолевать трудности, не зная, в чем они? Готовя президиумы, пленумы, мы указываем в документах солидный перечень недостатков. Конечно, не так просто проанализировать причины, их порождающие. Но необходимо. Попробуем понять, что происходит в райкоме, о котором я рассказал выше.
Думаю, не ошибусь, если замечу, что основная причина проблем кроется в желании председателя райкома все сделать самому, без привлечения актива, членов райкома. Этим грешат многие руководители.
В районе принято трехстороннее Соглашение, подписанное главой районной администрации, председателями Комитета образования и райкома профсоюза. Многие позиции этого документа способствуют укреплению профорганизации. Например, стороны Соглашения обязались не допускать закрытия образовательных учреждений без предварительного схода граждан. Уволенным по сокращению численности или штата предоставляется право приема на работу в случае образования вакансий в данном учреждении. Продуманы разделы «Рабочее время и время отдыха», «Оплата труда». Указано, сколько необходимо заплатить за простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя (предписание соответствующих служб, отключение электроэнергии, в том числе за неуплату, и т.д.). Не допускается изъятие средств надтарифного и фонда экономии заработной платы учреждения в случае их неполного использования. Педагогам, оставившим работу в связи с выходом на пенсию, выплачивается единовременное пособие в размере должностного оклада за счет районного бюджета. Раздел «Социальная защита молодежи» направлен на поддержку молодых учителей, воспитателей. Особая забота о совмещающих работу с обучением при получении второго педагогического образования. Им сохраняются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством для обучающихся без отрыва от производства. Выпускникам средних и высших педагогических учебных заведений, направленным или прибывшим в сельскую школу, выплачивается единовременное пособие в размере трех должностных окладов из местного бюджета.
17 пунктов Соглашения гарантируют права профсоюзных организаций и их членов. В частности, устанавливают доплаты председателям профкомов в пределах
5-15% из надтарифного фонда. Работникам предоставляется возможность получения длительного отпуска до одного года.
Казалось бы, все просто – конкретные пункты Соглашения направлены на защиту интересов членов профсоюза. А попробуйте «пробить» любой из них! Сколько тревог, волнений приходится пережить председателю райкома, чтобы отстоять ту или иную позицию и закрепить в локальном акте.
Но, как выяснилось, члены профсоюза не осведомлены о «черновой» работе райкома. Пользуясь льготами, большинство педагогов воспринимают их как само собой разумеющееся. Встречи в трудовых коллективах подтвердили, что ход переговоров по подготовке и принятию Соглашения до сведения коллективов не доводился, они не привлекались к разработке наиболее трудно разрешимых вопросов.
Члены райкома не привлекаются в должной мере к проведению встреч в трудовых коллективах, подготовке президиумов, пленумов, семинаров. Профкомы практически не обмениваются опытом. Нет смотров, конкурсов на лучшие профорганизацию, профлидера, профсоюзный уголок. Все берет на себя председатель райкома.
Что это за человек? Опыта и эрудиции не занимать. Отличается принципиальностью и настойчивостью в социальном партнерстве. Райком профсоюза, которым руководит председатель, действует по утвержденному плану. На обсуждение пленумов и президиумов выносятся вопросы, связанные с выполнением уставных требований, задач, поставленных областной организацией и ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ. В них отражаются проблемы соблюдения трудового законодательства, состояние охраны труда, проведения Года первичной профсоюзной организации, Дня здоровья и спортивных соревнований, участие в коллективных действиях.
Председатель положительно влияет на первички. Их планы продуманы, отвечают уставным требованиям, отражают основные направления деятельности. Особенно в части контроля за выполнением коллективного договора, трудового законодательства, проведения спортивных мероприятий и праздников, оздоровления членов коллектива и их семей.
Что делать?
Председатель, выходит, хорош, а дел нерешенных – уйма. Что делать? На наш взгляд, необходимо:
– привести статотчетность в соответствие с реальным положением;
– обеспечить полноту взимания профсоюзных взносов с членов профсоюза, учитывая, что они удерживаются из всех видов заработной платы, в том числе и выплат из надтарифного фонда;
– привлекать новых членов профсоюза и своевременно ставить на учет прибывших из других организаций и учебных заведений;
– прием в члены профсоюза проводить в праздничной, запоминающейся обстановке с вручением профсоюзного билета;
– ежемесячно представлять в бухгалтерию список вновь принятых в профсоюз работников отрасли и изъявивших желание уплачивать профсоюзные взносы безналичным порядком, а также выбывших из профсоюза добровольно на основе личного заявления и решения первичной профсоюзной организации об исключении из членов профсоюза;
– широко информировать педагогические коллективы о деятельности профсоюза и его роли в защите интересов работников отрасли, привлекая актив районных профсоюзных организаций;
– использовать все формы материального и морального поощрения профактива для пропаганды опыта лучших и повышения авторитета профсоюза;
– оказывать практическую помощь первичным профорганизациям;
– проводить смотры, конкурсы на лучшие профорганизацию, профлидера, профсоюзный уголок;
– организовать обмен опытом между профсоюзными организациями в форме взаимопосещений, семинаров, консультаций, «круглых столов» и др.;
– обеспечить все профорганизации подпиской на газеты «Позиция» и «Мой профсоюз»;
– чествовать членов профсоюза, имеющих 30, 40, 50 лет профсоюзного стажа.
Обычные, скажете, дела. Но именно из них складывается авторитет нашей организации.
Александр ШРАМ, председатель Омской областной организации профсоюза
работников народного образования и науки, заслуженный учитель РФ
Комментарии