Вопрос профессионального самоопределения далеко не личное дело. От этого выбора во многом зависят завтрашний баланс между спросом и предложением на рынке труда, развитие отечественной экономики и наше общее благосостояние. Какова государственная политика в этом вопросе? Ее практически нет. Последний документ – «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» – был принят Минтруда и соцразвития 27 сентября 1996 года.По результатам первого комплексного обследования условий жизни населения, проведенного Росстатом в сентябре 2011 года в 10 тысячах домохозяйств (около 25000 человек), почти 60% населения работает не по специальности.В Центре профессионального образования Федерального института развития образования разработан проект «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», в котором анализируется и проектируется не локальный процесс поддержки самоопределения личности, а федеральные и региональные условия, обеспечивающие доступность этих услуг.23-24 октября 2012 года в ФИРО пройдет Всероссийская конференция «Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии». Обсуждение концепции уже началось, предлагаем читателям «Учительской газеты» принять в нем участие. Свои мнения и предложения присылайте по адресу: rodionovaug@gmail.com
Магистраль или расходящиеся тропки?ПроблемыНиколай РОДИЧЕВ, к.п.н., зав. Лабораторией социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАОСудьба отечественной школьной профориентации зависит в первую очередь от того, в какой мере и каким образом будут преодолены три основных профориентационных разрыва.Разрыв первый – не существует единства во мнениях о том, сохранится ли профессия в качестве той единицы, выбор которой происходит в юношеском возрасте, а тем более на этапе обучения в школе.Для части наших соотечественников такой выбор перестанет существовать. Он вытеснится выбором социальной страты, потребительских привычек, круга знакомых, образа жизни. А то, что мы привыкли называть профессией, будет для них на втором плане либо вообще перестанет существовать. Вместо нее будет личный портфель компетенций, который станет обновляться по мере необходимости. Примерно такую картину рисует часть отечественных экспертов – как ученых, так и политиков. Вопрос в том, для какого процента будущих выпускников школ окажется реальным именно такое послешкольное будущее.Для кого-то из сегодняшних школьников выбор профессии останется тем же, чем был и для его родителей. Для выпускницы школы, планирующей поступить в медицинский колледж, например, в Нерюнгри, более реальна весьма долгосрочная перспектива работы медсестрой в местном роддоме, нежели вольное плавание в мире компетенций со стремительной переменой должностей и рабочих групп, реализующих локальные проекты.Этот же разрыв соответственно актуален и для профессионального образования.В какой мере оно останется таким же линейным, со строго предопределенными во времени и пространстве точками входа и выхода? Любое долгое путешествие в мире профессий обречено на неудачу, реализовывать себя надо не в выбранной профессии, а в коротких играх на рынке компетенций, не на профессиональных магистралях, а в «садах расходящихся тропок». Появляется все больше ранее недоступных новых возможностей – неформальное трансграничное образование, образовательные кредиты, академический отпуск для запуска студенческого стартапа и т. д. Это одна позиция. Противоположная позиция привычна большинству из нас – устойчивое по своему характеру профессиональное образование обеспечит человеку востребованность в социуме, признание, доход, репутацию, визитную карточку.Возможно, истина лежит где-то посередине. Может быть, карьера у представителей креативного класса и у обычных исполнителей сложится по-разному. Тогда содержание, формы, методы профориентации надо обновлять, исходя из текущей ситуации. Если же такая поляризация на рынке труда и услуг профессионального образования действительно усугубится, то тогда прежняя профориентация для части сограждан окажется полностью невостребованной и потребуется создание еще одной, новой модели проектирования послешкольного непрерывного образования.Разрыв второй – между «дешевой» электронной профориентацией и профориентацией «дорогой», реализуемой в непосредственном человеческом общении. Разумеется, имеется в виду дешевизна и дороговизна не только в финансовом измерении.В первом случае при помощи стремительно изменяющихся технологий будут реализовываться, уже на новом витке, прежде всего диагностико-рекомендательные и рекламно-агитационные технологии. Проводит учитель с девятиклассниками профориентационное занятие, дает самое простое задание по построению версии послешкольного будущего… И подросток сразу же обращается к своему мобильному устройству. В нем на карте окрестностей обнаруживаются ближайшие колледжи и вузы, выстроившиеся в рейтинги в зависимости от того, насколько они заинтересованы в привлечении абитуриентов. Калькуляторы баллов ЕГЭ помогают определить свою потенциальную успешность в школьных предметах. А рекомендации, полученные по результатам несложных тестов, окончательно снимают ответственность за построение версий выбора.«Дорогая» же профориентация будет предусматривать, например, качественное тьюторское сопровождение. Правда, сами вдохновители отечественного тьюторства не скрывают, что оно никогда не станет массовым. Но и без штатного тьютора «дорогая» школьная профориентация даст подростку возможность попробовать себя в разных видах деятельности, будь то дополнительное образование, социальная практика на реальных рабочих местах, рефлексивное осмысление своих результатов, представленное в портфолио. Организация экскурсий, встреч с успешными профессионалами, проведение фестивалей профессий (подобных отбору в WorldSkills) – все это весьма ресурсозатратно. А кадровый ресурс, готовый организовать и потом воспроизвести соответствующее социальное партнерство, – просто педагогическая драгоценность.В определенной степени это разрыв не только между дорогим и дешевым. Это разрыв между воздействующим и помогающим. Воздействие на потенциальный выбор будущего выпускника значительно дешевле и может дать быстрый результат. А помощь в профессиональном самоопределении молодежи не просто слишком дорога, ее результаты отсрочены и неочевидны. А как их оформить в школьной отчетности?! К счастью, наши соотечественники за последние годы все чаще задаются вопросом, чем чревата повальная экономия на решении образовательных и кадровых проблем.Разрыв третий – между запросом на результаты профориентации у разных заказчиков.В первую очередь это разрыв между характером запросов разных семей. Кому-то надо, чтобы их ребенок как можно дольше оставался в состоянии «отложенного взросления», пока его социализацией занимаются колледж и вуз, приняв эстафету у школы. А кому-то – чтобы молодой человек как можно скорее обрел финансовую и социальную самостоятельность. Да и сам характер запроса семьи изменяется на глазах: доверие к школе стремительно падает, и может появиться совершенно новый тип запроса – чтобы школа вообще ничего профориентационного не совершала в отношении их ребенка, ни помогающего, ни тем более воздействующего.А ведь существуют еще и сироты, и мигранты, и инвалиды, и двоечники, и девианты, и дети с ослабленным здоровьем, и подростки, отбывающие наказание. Для каждой из этих групп будет свой запрос у разных заказчиков.Между тем мир бизнеса говорит на совершенно другом профориентационном языке. Ему проще создавать и совершенствовать свой «сектор доучивания», находить пути валидации неформального образования, чем идти навстречу тому образованию, которое ориентируется на заказ государства.Конечно же, сейчас сообщества работодателей все чаще формируют свой заказ и согласовывают его с тем, что происходит на переходе от профессионального образования к непосредственной работе.Но вот переход от общего образования к профессиональному пока не может похвастать многообразием таких ситуаций. Школа веками демонстрирует свое собственное понимание нормализации, совершенствуя способы достижения норм воспитанности и обученности. В профориентационном контексте стремление к единому измерителю достижения этих норм принимает причудливые формы. Выпускники, имеющие одинаковые баллы ЕГЭ, одновременно подают в МГУ документы «на психолога» и «на почвоведа». Разговор о выборе места продолжения образования начинается после получения соответствующего свидетельства, но никак не в основной школе, в «сензитивный период». Разумеется, не стоит ожидать достижения норм самоопределенности или профориентированности подростков в школе. Тем более что вряд ли будет достигнуто согласие между потенциальными заказчиками по вопросу о критериях готовности подростков к проектированию послешкольного будущего. Однако мы вправе ожидать от школы участия в общественном обсуждении гарантированного законодательством минимума (той самой нормы) предоставления ресурсов и услуг, обеспечивающих поддержку профессионального самоопределения будущих выпускников. И готовности быть открытой обществу организационно, кадрово, технологически.Великолепная семеркаИдеиВладимир БЛИНОВ, д.п.н., профессор, руководитель Центра профессионального образования Федерального института развития образования;Игорь СЕРГЕЕВ, к.п.н., ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образованияОсновные идеи «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной Центром профессионального образования Федерального института развития образования.1. Этапность реализацииСферу профориентации нельзя изменить одномоментно. Во-первых, в ней довольно противоречиво переплетаются государственные и рыночные, манипулятивные и гуманистические подходы; во-вторых, создавать нужно совершенно новую многоуровневую и многокомпонентную систему; в-третьих, социально-экономическая ситуация постоянно изменяется, и прогнозировать эти изменения затруднительно.Нельзя основывать концепцию на моноподходе, отражающем интересы одной стороны: либо государства, либо социума, либо личности, и невозможно сразу спроектировать идеальную модель организационно-педагогического сопровождения самоопределения личности. Такая модель будет выстраиваться постепенно, шаг за шагом.Первый этап работ по плану будет продолжаться до 2014 года, за это время следует подготовить условия для создания общероссийской системы государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения различных групп населения.2. Личностно ориентированная направленность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределенияКонцепция предполагает постепенное восхождение от профориентационной работы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, а высшим уровнем этой деятельности станет формирование полноценного субъекта профессионального, жизненного и личностного самоопределения.Стратегический ориентир концепции – приоритет интересов личности – все же следует трактовать как идеальный, а не практический, поскольку жизненным окажется только сочетание разных подходов: интересы личности, экономической сферы, общества и государства должны быть согласованы.Тем не менее личностная ориентация означает недопустимость манипулирования сознанием самоопределяющейся личности. Каждому человеку должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать масштаб своих жизненных и карьерных устремлений от узкой прагматичности до идеалов высокого служения. Существенное внимание должно уделяться ценностно-смысловым аспектам самоопределения.3. Постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределенияСубъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций. Перед школьниками на разных ступенях обучения поставлены различные задачи, поэтому единые методики профориентации должны остаться в прошлом, их должны сменить современные технологии психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, учитывающие возрастные и личностные особенности. При этом важно сохранить преемственность и обеспечить непрерывность сопровождения профессионального самоопределения субъекта не только в ходе обучения, но и на протяжении всей жизни.4. Единство профессионального, образовательного и общего самоопределенияВ системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.Практическая и преобразовательная профессиональная деятельность значительно отличается от учебной деятельности в школе, поэтому так важно вовлечение обучающихся в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности для формирования готовности к профессиональному самоопределению. При этом очень важна активная деятельностная позиция не только обучающихся, но и самих специалистов по профориентации.5. Учет роли семьи в процессе сопровождения профессионального самоопределения обучающихсяУсловия, ход и результаты процесса самоопределения обучающегося во многом определяет семья. Часто именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. К сожалению, на позицию семьи во многих случаях оказывают влияние различные мифы и предрассудки о мире труда и профессиональном образовании. Эффективность профессионального самоопределения повысится, если деятельность по его сопровождению будет направлена не только на школьника, но и на его семью.6. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения, ее государственная координацияНа профессиональное самоопределение влияет множество факторов. Семья, бытовое общение, средства массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школах, вузах, колледжах, производственных организациях и т. д. Для изменения отношения к ценностям профессионализма требуется не только профориентационная, в том числе рекламно-информационная, работа с различными категориями граждан, необходимо создание единой профориентационной среды. Очень важно, чтобы различные направления работы и соответствующие методы не противоречили, а, наоборот, взаимно дополняли друг друга; должно быть организовано взаимодействие всех специалистов этой области: государственных и негосударственных профориентационных служб, а также частных профконсультантов. При этом следует помнить о стратегическом ориентире – приоритете интересов личности.Поскольку сопровождение профессионального самоопределения – значимое направление государственной кадровой политики, следует разработать комплекс мер по координации этой деятельности со стороны государства.7. Нормативно-правовое обеспечение оказания образовательной услуги по сопровождению профессионального самоопределенияРеализация обязательного минимума профориентационных услуг во всех образовательных учреждениях должна опираться на нормативно-правовую основу – стандарт или административный регламент, что обеспечит доступность и надлежащее качество профориентационных услуг для разных возрастных групп обучающихся.Возможно, такой документ станет отправной точкой для разработки профессионального стандарта деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и впоследствии на его основе – образовательного стандарта подготовки специалистов в этой области.P.S. Проект «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования»: pedsovet.org/forum/topic10348.htmlТребуется стратегияПерспективыГалина РЕЗАПКИНА, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления, старший научный сотрудник Центра развития психологической службы образования Федерального института развития образованияРазрабатывать концепции дело неблагодарное и рискованное. Даже если получится что-то дельное, исстрадаешься, глядя, как твои идеи на пути к их реализации меняются до неузнаваемости. Так было с Концепцией профессиональной ориентации, над которой больше года работал координационный совет по профориентации при Департаменте образования Москвы. Сейчас профориентационная работа в Москве уже не является приоритетным направлением, как было объявлено четыре года назад, координационный совет распущен, городской центр профориентации расформирован. Наверное, это честнее, чем создавать видимость работы или выезжать за счет усилий энтузиастов-одиночек.Столичная профориентация в миниатюре повторила судьбу профориентации в России, о которой более двадцати лет назад писал ученый И.Н.Назимов: «…ее признание, замалчивание, шельмование, взлеты и падения едва ли не зеркально отражали основные маршруты и зигзаги социально-экономического и политического развития общества, системы его ценностей». С тех пор взлеты все ниже, а падения все глубже.Наивно ждать эффективной профориентационной работы, если мы будем совершать старые ошибки. Чтобы их хотя бы обозначить, вспомним недавнюю историю профориентации.В начале 90-х годов в связи с переходом на рыночную экономику государство отказалось от планирования и гарантий в сфере образования и трудоустройства своих граждан. Именно тогда профориентационная работа в школах была свернута, несмотря на призывы Министерства образования «принять срочные меры по ликвидации тенденций разрушения и направить усилия на развитие и совершенствование государственной службы профориентации» (инструктивные письма №10/22-С от 25.03.1992, №14-М от 18.05.1992).До этого времени в стране действовали учебно-производственные комбинаты, в школах велись обязательные занятия по выбору профессии (наверное, многие еще помнят желтые рабочие тетради), в крупных городах работали территориальные центры профориентации под эгидой Всероссийского научно-практического центра профориентации в структуре Минтруда. Однако профориентация не имела качественного научно-методического, нормативно-правового и кадрового обеспечения, так как финансировалась по остаточному принципу, соответственно была недостаточно эффективной.В начале XXI века сократилось финансирование многих социально значимых проектов. Прежняя государственная система профориентации была «оптимизирована». Эстафета профориентации перешла к Министерству образования. Скрипучее слово «профориентация» заменили шипящим словосочетанием «профильное обучение». Затем спустили в школы руководство к действию – Концепцию профильного обучения, с помощью которой думали решить кадровую проблему.Не сложилось. Профильные классы, как и вузы, открывались без учета потребностей экономики. «Комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» свелся к примитивной констатации профессиональных интересов и склонностей в девятом классе, выявляемых по безнадежно устаревшим методикам. Были проигнорированы важнейшие тактические вопросы: кто должен заниматься профильной ориентацией и профильным обучением? На каких условиях? Какие специалисты и в каком количестве нужны школе? Кто и как должен их готовить?Не были определены и стратегические цели: должна ли школа воспитывать гражданина и профессионала или достаточно дать ученику сумму знаний, необходимых для поступления в вуз? Возможен ли баланс между потребностями общества и человека? Как его достичь?Неопределенность стратегических целей не отменяет необходимости осознания нами личного смысла своей деятельности: для кого мы работаем? Чьи интересы представляем? Подростков, стоящих перед выбором профессии? Их родителей? Вуза или колледжа, помогая обеспечить набор любой ценой? Для чего мы работаем? Чтобы затыкать дыры в экономике, агитируя молодых людей на очень востребованные, но почему-то не слишком престижные профессии, которые бы никогда не порекомендовали своим детям? Или для чего-то еще?..Даже если нет готовых ответов, сама постановка вопросов помогает определить вектор профориентационной работы, без которого любые технологии бесполезны и даже опасны.Профессиональные интересы и мотивы труда надо воспитывать с детства, иначе вся диагностика сведется к выяснению очевидного без всяких тестов: «хочу, чтобы у меня все было и мне ничего за это не было». Преступно тратить силы и средства на подобные занятия. Попытки склеить осколки прежней неэффективной системы наивны и бессмысленны. Для начала необходим пересмотр прежних подходов и определение стратегических целей, адекватных современным задачам. Если, конечно, это не очередная имитация деятельности.
Комментарии