Сегодняшний день в образовании непрост для всех участников образовательного процесса. Современная школа, как мне кажется, держится на трех китах: технологичной образовательной среде, комфортных условиях обучения, качестве знаний. Нынче ученик и его родители сами выбирают школу, поэтому каждая образовательная организация стремится к тому, чтобы выбрали именно ее. Наша школа не исключение, мы, как и все, сегодня находимся в жестких конкурентных условиях. Говоря о специфике образовательного пространства поселения Воскресенское, можно начать, например, с его географического положения.
На сегодняшний день географическая и транспортная ситуация складывается таким образом, что по Калужскому шоссе до школ Старой Москвы (Теплого Стана), обладающих, по мнению родителей, конкурентными преимуществами, в час пик можно ехать около часа. Поэтому тенденция такова: дети из тех школ возвращаются в Воскресенскую школу. Инфраструктура поселения Воскресенского для получения образовательных услуг – это школа №2067 и детский сад №1124, Дом культуры, детская школа искусств, воскресная школа.Часть поселения Воскресенского – деревня Язово – граничит с районом Южное Бутово (ЮЗАО), дети ходят в школы Южного Бутова. По словам родителей, «им туда ближе и обучение там качественное». Однако после открытия дороги от Воскресенского до Южного Бутова, хотя по ней пока и не ходит общественный транспорт, возникает вероятность того, что часть наших детей может пойти в школы Южного Бутова, предоставляющие разнообразный спектр образовательных услуг. Ведь качество образования в итоге определяется тем, что человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться, поэтому качество образования выступает одной из важнейших характеристик конкурентоспособности образовательного учреждения.Вектор развития нашей школы – это улучшение качества и расширение спектра образовательных услуг для жителей поселения, поэтому наша задача – удовлетворение образовательных потребностей детей в непосредственной близости от места проживания.В последнее время изменилось многое, и прежде всего подход к работе, появились открытость и готовность к диалогу с учениками и их родителями, для которых все проводимые мероприятия и предназначены. С помощью управляющего совета школы работа с родительской общественностью, организованная через открытый диалог, позволила рассматривать возможность софинансирования дополнительных образовательных программ родителями обучающихся. Такое сотрудничество не только повышает имидж школы в глазах жителей поселения, дает возможность выбора ученикам, но и повышает заработную плату педагогов, дает возможность расширения материально-технической базы школы.Сегодня в других округах есть центры дополнительного образования, центры патриотического воспитания, детские спортивные школы, а в ТиНАО подобные обязательства берут на себя такие школы, как наша, на базе которых формируются ресурсные центры. Для развития инфраструктуры поселения и округа в целом наша школа сегодня приняла на себя обязательства по выполнению дополнительных государственных работ по профилактике безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании среди несовершеннолетних. Профилактика безнадзорности и алкоголизма, на мой взгляд, должна рассматриваться через призму оказания помощи детям разных категорий, в том числе оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в осознанном выборе своего жизненного и профессионального пути. Эти дополнительные государственные работы не только дадут определенные профессиональные навыки ученикам, расширят возможности дополнительного бесплатного образования, но и покажут новые пути развития педагогам, а также помогут увеличить финансирование, а значит, и заработную плату.Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи. Всем этим задачам отвечает работа в рамках договора с городской инновационной площадкой по опережающей профессиональной подготовке, работа со стипендиатами Правительства Москвы и сотрудничество с городским Центром профессионального и карьерного развития. В результате нашего сотрудничества ребята получают возможность изучить свои личностные качества, узнать запросы рынка труда, получить навыки проектной деятельности, пройти стажировки и практики на предприятиях города, научиться общаться, дружить, уметь показать себя, осознанно выбрать специальность и по результатам олимпиады Start-up получить возможность зачисления на бюджетное место в вуз без экзаменов. Для реализации проекта на территории поселения школа ведет переговоры с администрацией Воскресенского, представителями бизнес-сообщества (в том числе и родителей) для обеспечения возможности прохождения стажировок и практик десятиклассниками на близкой к дому территории. Сотрудничество с частным бизнесом предполагает расширенное государственно-частное партнерство и открывает новые пути развития.В связи с удаленностью от центра и сложностью посещения таких мероприятий, как «Университетские субботы» и «Профессиональные среды», школа ведет переговоры с вузами и колледжами о возможности сотрудничества и проведения мероприятий на базе школы, а также о возможности работы наших учеников в лабораториях вузов, например, уже заключен договор о сотрудничестве с физическим факультетом МПГУ.Для взаимодействия с вузами в разных форматах, прохождения профориентационных практик и стажировок, участия в мероприятиях ресурсных центров школы в рамках дополнительных государственных работ, а также для расширения возможностей в освоении научного и культурно-образовательного пространства Москвы, выполнения индивидуального проекта, внеурочной деятельности в свободный учебный день при разработке эффективного расписания необходима реализация пилотного проекта по использованию эффективного учебного плана, при этом учебная нагрузка не более 7 уроков в течение 4 учебных дней на уровне среднего общего образования и не более 5 учебных дней на уровне основного общего образования. Эффективный учебный план позволит более продуктивно использовать учебное время для подготовки к итоговой аттестации и участию в олимпиадах и конкурсах, а также реализовать профильное обучение, что должно повысить уровень показателей школы в рейтинге школ Москвы. Для повышения эффективности учебного плана необходимы разнообразные технологии и формы обучения (дистанционное, заочное, очно-заочное), которые в нашей школе реализуют в единичных случаях, но в перспективе они будут внедрены в системе.В отдельно взятой школе нельзя полноценно реализовать эффективный учебный план и многопрофильность, для этого необходим большой образовательный комплекс со множеством классов в параллели. Сейчас мы находимся в процессе реорганизации с Центром развития ребенка – детским домом №1124, задачей которого станет обеспечение преемственности всех ступеней образования путем единой идеологии, общего подхода к воспитанию и обучению. Все строящиеся и планируемые к вводу в эксплуатацию (в 2014-2015 учебном году) образовательные учреждения на территории поселения, а может быть, и за его пределами, например в микрорайоне Бунинский, могли бы войти в состав нашего комплекса для создания равных условий и реализации намеченных планов в конкурентных условиях близости образовательных организаций Южного Бутова. Я думаю, прав был Чарлз Дарвин, сказавший: «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения!»Наталья ПОЗДНЯКОВА, директор школы №2067
Комментарии