search
main
0

Соперничество или сотрудничество?

​В Московском Доме учителя по инициативе лаборатории интерактивных проектов кафедры эстетического образования и культурологии МИИО и АНО «Пролог» – учредителя ежегодного фестиваля-семинара детской театральной педагогики «Пролог – Весна» – в рамках Московского городского клуба «Дети – театр – образование» состоялся «круглый стол» «Развитие творческой личности в образовательной среде детского театрального фестиваля».

По замыслу инициаторов эта встреча должна была стать своеобразной репетицией, прологом к Всероссийской научно-практической конференции памяти Л.Сулержицкого, запланированной на 26-30 ноября 2012 года под девизом «Научиться учиться и учить с удовольствием». Основной темой конференции станет «Актуальность идей и методов, разработанных театральной педагогикой ХХ века в образовательных учреждениях России в современной социокультурной ситуации». Уникальный опыт профессионального и личностного воспитания средствами театра в значительной степени оформился в процессе театрально-студийного движения ХХ века. Особенно продуктивных результатов в этом направлении удалось достигнуть Л.Сулержицкому – режиссеру-педагогу Первой студии МХТ, чье 140-летие мы отмечаем в этом году. Поначалу во время летнего отдыха он затевал длительные игры-путешествия с детьми актеров и режиссеров МХТ, потом в Крыму все чаще вовлекал в эти игры молодых, да и маститых, актеров, а в итоге создал импровизационный метод, непрерывную атмосферу игры, фантазии, тренинга, эксперимента, доброжелательного сотрудничества между учениками и педагогами Первой студии. Это позволило в сравнительно короткий срок воспитать уникальный коллектив актеров и режиссеров Первой студии, среди которых были Евгений Вахтангов, Михаил Чехов, Софья Бирман. Методы Сулержицкого подняли профессии актера, режиссера, театрального педагога на новый, несравненно более высокий качественный уровень. Со временем педагогическая практика Сулержицкого вышла за пределы профессионального театра и нашла себе применение в различных сферах педагогики, в том числе в гуманистической, личностно ориентированной педагогике общего школьного образования.На очередной встрече клуба нащупывались ключевые темы будущей конференции, а поводом для разговора стало обсуждение образовательных возможностей детского театрального фестиваля. «Развитие творческой личности в образовательной среде детского театрального фестиваля» – так была сформулирована тема. Началом разговора стал рассказ о фестивале-семинаре «Пролог – Весна», который вот уже в девятый раз будет проходить в мае 2012 года. Этот фестиваль – один из тех, где конкурсно-отчетной системе противопоставляются концепции творческого сотрудничества и взаимного обучения, принципы совместного лабораторного поиска и коллективной творческой игры. Многие сторонники таких фестивалей присутствовали на этой встрече. Среди них такие видные деятели педагогики искусства, как доктора педагогических наук А.Мелик-Пашаев и З.Новлянская, кандидат педагогических наук А.Ершова, директор школы №686 «Класс-Центр» С.Казарновский, художественный руководитель ТЮМа С.Розов, руководитель общественной организации «Планета Первоцветов» Л.Тихомирова. В дискуссии вместе с московскими педагогами дополнительного образования и руководителями детских театральных коллективов приняли в этот раз участие многие деятели культуры, искусства, образования, общественных движений. Среди них: Н.Ершова – заместитель руководителя Центра дополнительного образования Института педагогики и психологии образования МГПУ, В.Поплавский – художественный руководитель театра «Горизонт» Московского городского Дома учителя, А.Московская – директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Высшей школы экономики, кандидат экономических наук, Е.Крылова – генеральный директор НП «Гражданский долг», А.Новикова – социолог фонда «Общественный вердикт», М.Гааз – главный редактор журнала «Я вхожу в мир искусств», И.Овчинников – сотрудник театра «Мастерская Петра Фоменко», А.Гончаренко – специалист кабинета детских театров СТД РФ, В.Рыжаков – профессор Школы-студии при МХТ. На встречу были приглашены также представители Департамента образования, но они, к сожалению, не смогли откликнуться на приглашение.Педагоги и деятели системы образования отметили, что фестивали, подобные «Прологу – Весна», приобретают дополнительную актуальность в свете новых стандартов образования, с одной стороны, нацеленных на личностные результаты, не подлежащие цифровой оценке, с другой стороны, сокращающие часы на гуманитарное образование и эстетическое воспитание.Деятели театра спорили о том, должны ли детские театральные фестивали становиться площадкой предпрофильного образования и отбора. С.Розов высказал мысль, что это необходимо, В.Рыжаков, напротив, отстаивал идею об игровой природе детского творчества и вреде ранней профессионализации.Участники «круглого стола» много говорили о роли критики на детских театральных фестивалях – обсуждать спектакли необходимо не только с педагогами-режиссерами, но и с детьми. Однако компетентной критики в этой области, обладающей и искусствоведческими знаниями и психолого-педагогическим тактом, очень мало, поэтому педагогам стоит воспитывать такие кадры в собственных коллективах.Чрезвычайно важно отношение непрофильных (не театральных и не педагогических) СМИ к таким фестивалям. Педагоги отмечали дисбаланс, сложившийся между вниманием, уделяемым фестивалям конкурсно-оценочного типа и фестивалям, ставшими самоорганизующейся средой творческого развития и сотрудничества, он не в пользу последних, тогда как оба этих вида деятельности по-своему необходимые и взаимодополняющие. Шла речь о том, что это отношение во многом определяется позициями государства и общества, где установка на рейтинговую систему и состязательность из области бизнеса необоснованно переносится на совершенно иные сферы деятельности.Представители общественных организаций и движений убеждены в том, что руководители и лидеры детских театральных фестивалей могут и должны налаживать контакты с государством и обществом, это поможет им осознать свое место в современном социуме и получить поддержку.Все присутствующие отмечали, что встречи в режиме «круглых столов» и конференций способны сократить разрыв между наукой, искусством, культурой и образованием. В итоге было решено, что необходимо постараться «дружить фестивалями» и, возможно, содействовать тому, чтобы фестиваль «Юные таланты Московии» в ближайшем будущем видоизменился и стал фестивалем фестивалей, который будет проходить один раз в 3-5 лет, собирая на своей площадке участников и организаторов малых авторских фестивалей для обмена творческим опытом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте