Спутник классного руководителя: 5-7 кл. :: Одаренный ребенок: особенности обучения :: Русский язык в кроссвордах :: Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Спутник классного руководителя: 5-7 кл.
Автор-составитель Н.И. Билык. – Волгоград, 2006.
Одна из примет времени: в школах все больше появляется детей, которых принято называть проблемными. К кому обращаются они со своими радостями и бедами? Кому им еще довериться, как не классному руководителю. Именно эти люди помогают разрешать конфликты между родителями и педагогами, им доверяются и ждут поддержки. Что бы мы ни говорили, а педагог продолжает выполнять множество функций, главная из которых – воспитание.
Переход детей из начальной школы в среднюю – совершенно особый этап в их жизни. Классному руководителю придется решать несколько задач: создавать условия для успешной адаптации детей, формировать коллектив, вырабатывать единые, обоснованные требования к ребятам, приспосабливать учебные программы, нагрузку, образовательные технологии к их индивидуальным возможностям и потребностям.
«Спутник классного руководителя» призван помочь во всем этом.
В книге дано несколько общих правил успешного взаимодействия с детьми. Оно, во-первых, должно быть неформальным, во-вторых – справедливым и объективным, в-третьих – демонстрировать личную заинтересованность ребенка, в-четвертых – быть направленным на помощь, а не раздачу ярлыков, и в-пятых – давать шанс на перспективу. Книга раскрывает и обосновывает приоритетные направления работы классного руководителя и подробно описывает каждое. Для практической работы, конечно, одного этого «Спутника…» будет мало, но с ним, особенно если только начинаешь набирать опыт, неплохо бы познакомиться.
Одаренный ребенок: особенности обучения
Под редакцией Н.Б. Шумаковой. – М., 2006.
В предисловии к этой книге сказано, что главная особенность пособия связана с осуществлением целостного подхода к построению образовательного процесса для одаренных детей, который основан на интеграции образовательных ресурсов базового и дополнительного образования. Сама по себе важность интеграции образовательных ресурсов в целях индивидуализации воспитания и обучения школьников достаточно очевидна. Книга представляет читателю один из возможных вариантов создания такого единства. У одаренных детей повышенные познавательные потребности, интерес к умственной нагрузке, увлеченность той или иной сферой деятельности и ярко выраженная исследовательская активность. Проявляясь по-разному и обеспечивая развитие самостоятельной исследовательской деятельности, она выступает в качестве ядра базового и дополнительного образования детей.
В первой главе книги изложены необходимые для учителя научные представления о феномене одаренности, описаны особенности одаренных детей и трудности, с которыми они могут столкнуться в процессе обучения. Главное внимание уделено описанию психолого-педагогической процедуры обследования, облегчающей поиск детей, для которых необходимо создавать специальные условия обучения и развития в силу их повышенных познавательных потребностей и возможностей, в силу их личного склада. В двух следующих главах – методика исследования как основа построения занятий по традиционным предметам и курсам междисциплинарного обучения. Также предлагается курс междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок», который обеспечивает базис для дальнейшей индивидуализации и обучения школьников во второй половине дня через блок дополнительного образования.
Пособие знакомит с одним из вариантов модели обучения и развития детей с общей одаренностью в условиях общеобразовательного учреждения. Важно отметить и всегда помнить, что одним из критериев пригодности той или иной системы обучения и воспитания одаренных детей была и остается недопустимость того, чтобы оно, это обучение, наносило какой-либо вред другим группам учащихся. Обучение одаренных детей не может выстраиваться в школе, если исходит только из интересов их одних.
Русский язык в кроссвордах
Буйко В.И. – Екатеринбург, 2006.
Книга целиком и полностью оправдывает взятый ею девиз: учимся, играя. Предназначена она для детей 7 – 11 лет.
Кроссворд – хороший способ запоминать трудные слова, их орфографию, развивать память, внимание. Данная книга – это сборник особых кроссвордов, и он очень отличается от тех сборников, что предназначены для того, чтобы скоротать время в электричке или метро.
Книга дает несколько советов, как запоминать трудные слова. Надо, во-первых, поставить себе цель: хочу быть грамотным, поэтому должен запомнить то или иное слово и т.п. Во-вторых, чтобы запомнить слово, надо понять его смысл. В-третьих, нужно подключить разные виды памяти: зрительную, речедвигательную (проговариваем слово так, как его пишем), слуховую, моторную (разборчиво пишем слово). С автором можно согласиться в том, что действительно лучше запоминаешь тогда, когда преодолеваешь препятстви.
В книге, кроме самых разных кроссвордов, приведено множество пословиц, поговорок, загадок, а также дан список слов со сложной орфографией.
Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Автор-составитель Г.А. Лапшина. – Волгоград, 2006.
Фольклор и экология, оказывается, могут быть очень близки, и эта книга тому подтверждение. Автор-составитель прав в том, что приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией – тема малоизученная и, несомненно, интересная. Фольклор обладает большим эмоциональным потенциалом, мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное.
Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, засоренность – все это вызывает необходимость начинать экологическое образование уже в детском саду. Чтобы оно было увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор как средство формирования экологических знаний. В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает ряд затруднений: отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально-экологического материала, недостаточно конкретных разработок сценариев фольклорно-экологических занятий, праздников, вечеров. Кроме того, дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, предметы и явления природы. В предлагаемом пособии разработана система перспективного планирования музыкально-экологических мероприятий, подобран репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности, предлагаются развернутые сценарии циклов музыкальных инсценированных развлекательных и познавательных занятий, праздников экологической направленности на основе фольклорного творчества с детьми старшего дошкольного возраста. С помощью игры прямо из детского сада можно попасть на деревенский двор, на экскурсию в огород, совершить путешествие в лес, в гости к Мухе-Цокотухе.
Комментарии