search
main
0

Сон и явь Ивана Александровича

Всероссийский конкурс творческих работ «Гончаров-200», посвященный юбилею великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова, завершен. В редакцию «УГ» пришли десятки писем со всей России: из Алтайского края и Омска, из Республики Башкортостан, Архангельской и Вологодской областей, из Воронежа и с Урала. Самыми активными оказались, что неудивительно, земляки классика – учителя и их воспитанники из Ульяновской области. С одной стороны, у них серьезная фора – они с Гончаровым почти родственники, у них особая связь, особые отношения. С другой – с земляков и спрос особый. Мы благодарим всех участников конкурса, знатоков и ценителей гончаровского наследия, и объявляем имена победителей.

Победители в номинации «Лучшая электронная презентация к уроку, посвященному творчеству И.А.Гончарова»:I место. Светлана ЯСИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №22» г. Череповца, Вологодская область. «Иван Гончаров. «Обломов»: мотив чтения – нечтения в романе».II место. Александр БРЫКИН, ученик 8-го «А» класса МОУ «Октябрьский сельский лицей» Чердаклинского района Ульяновской области. Презентация к интегрированному уроку (литература-история) «Фрегат «Паллада». Кругосветное путешествие И.А.Гончарова».III место. Мария ФРОМ и Маргарита СИТДИКОВА, учителя русского языка и литературы специальной общеобразовательной школы открытого типа №153 г. Омска. «Обломов – роман о любви».Наибольший интерес наших читателей вызвала именно эта, «электронная» номинация. Самое приятное, что поразмышлять о творчестве Гончарова в таком формате решили не только учителя, но и ребята-старшеклассники. Руслан Ибрагимов, ученик 10-го «Б» класса старокулаткинской школы №1 из Ульяновской области (научный руководитель – учитель русского языка и литературы Нажия Байбулатова), составил маршрут виртуальной экскурсии по гончаровским местам Ульяновска. Дом из красного кирпича с остроконечной башенкой – именно тут родился будущий автор «Обломова», мраморная беседка-памятник Гончарову на волжском берегу, описанном в романе «Обрыв», и еще множество уютных «литературных» уголков, связанных с именем писателя. А Александр Брыкин, восьмиклассник Октябрьского лицея Ульяновской области, отправился вместе с Гончаровым в кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» (научный руководитель – учитель русского языка и литературы Наталья Енакаева). Старинные карты, гравюры, подробное описание чудо-корабля и его команды, меткие замечания Гончарова о далеких берегах и неведомых ему до той поры жизненных укладах. Без сомнения, работа Саши Брыкина одна из самых стильных и увлекательных. Презентации учителей практически все до единой посвящены «Обломову», главному роману Гончарова, попавшему в школьную программу. Наталья Танкова, словесник школы №1 села Мамонтова Алтайского края, и ее коллега и землячка Наталья Данилова из пятой школы города Бийска подробно анализируют легендарный сон Ильи Ильича Обломова. А Наталья Ряскина из воронежской гимназии им. академика Н.Г.Басова показывает, какое место занимает роман в творчестве автора. Мария Фром и Маргарита Ситдикова из омской школы №153 доказывают, что «Обломов» – величайшая история любви из всех когда-либо созданных человеческой мыслью и чувством. Самое оригинальное видение романа «Обломов» предложила, на наш взгляд, Светлана Ясинская, учитель русского языка и литературы череповецкой школы №22 Вологодской области. Ее проект «Иван Гончаров. «Обломов»: мотив чтения-нечтения в романе» – попытка взглянуть на главных героев и их поступки сквозь призму символа – книги, поминутно, там и здесь упоминаемой в романе  пыльной, заброшенной в угол, заплесневелой или, напротив, жадно перелистываемой. Ознакомиться с лучшими презентациями Всероссийского конкурса «Гончаров-200» можно будет уже в ближайшее время на сайте «Учительской газеты» www.ug.ruПобедители в номинации «Лучшая иллюстрация к произведению И.А.Гончарова»:I место. Анастасия ОСТРИКОВА, ученица 10-го «А» класса центра образования №504 г. Москвы (руководитель – старшая вожатая Ольга Семянникова). «Илья Ильич Обломов».II место. Светлана РОМАНОВА, учитель культуры родного края, руководитель музея МБОУ «Кульгешская ООШ им. Н.А.Афанасьева» деревни Кульгеши, Республика Чувашия. «Последнее свидание Софьюшки с Сашей».III место. Валерия КОРКИНА, МКОУ ООШ №8 г. Коркино, Челябинская область. «И.А.Гончаров. «Обыкновенная история». Наденька».Разбирать рисунки, пришедшие на конкурс «Гончаров-200», – особое наслаждение. Сочные и нежные, строгие и непосредственные, выполненные с любовью и иронией, они вдыхают в строки русского классика новую жизнь. Как здорово было бы отметить всех и каждого, но соревнование есть соревнование. Однако, награждая победителей, мы не можем не отметить также огромный воздушный «Фрегат «Паллада» – плод воображения московского пятиклассника Дмитрия Малова из школы №2031 (руководитель Светлана Пулова). Или не подивиться гротескному изяществу Ильи Обломова и Ольги Ильинской, вышедших из-под карандаша Анисы Узбековой (старокулаткинская школа №1, Ульяновская область). Победители в номинации «Памяти «Фрегата «Паллада» – лучшие путевые заметки, очерки о путешествиях, эссе об удивительных местах планеты»:I место. Светлана КАЧЕСОВА, ученица СШ №5 г. Бийска, Алтайский край (руководитель – учитель русского языка и литературы Наталья Долгова). «Путешествие в Горный Алтай».II место. Аниса УЗБЕКОВА, ученица 10-го «Б» класса СШ №1 пгт Старая Кулатка, Ульяновская область (руководитель – учитель русского языка и литературы Нажия Байбулатова). «К Лермонтову на Кавказ».III место. Любовь ДОБРОСОВА, учитель русского языка и литературы СШ №22 г. Казани, Республика Татарстан. «На Казань лежит наш путь…»Травелог, или записки о путешествиях, – один из самых популярных жанров мировой литературы, уходящий корнями в античную древность. Войны и паломники, ученые и писатели веками странствовали по земле, оставляя потомкам свои необычные, меткие, оригинальные наблюдения о заморских далях и обычаях их обитателей. Юлий Цезарь и Афанасий Никитин, Теофиль Готье, Карамзин, Гончаров – теперь к этому славному и далеко не полному списку можно смело присоединить имена наших конкурсантов. Шестиклассник Максим Менибаев из екатеринбургского лицея №3 в своем эссе «Коронный город» пишет о суровом и величественном Кронштадте: «Первый раз я приехал туда в жарком июле. Увидел грозные форты, поросшие веселой изумрудной травкой. Серый гранит мрачно смотрел в воду, под ногами хрустел песок, а сверху жалобно кричали чайки. Я увидел почти сливающийся с небом купол собора, украшенный золотыми якорями, и памятник знаменитому адмиралу, у ног которого плещутся волны, навсегда отлитые в чугуне… В этом городе когда-то служил мой отец… Я и сам хочу служить здесь, чтобы смотреть на остров с военного корабля после долгой вахты». А Елена Деулина, десятиклассница из башкирского села Ямансаз, ведет нас под своды древней пещеры Шульган-Таш, стены которой испещрены рисунками первобытных людей. Читая заметки нашей победительницы, шестнадцатилетней Светланы Качесовой, уносишься мыслями к вершинам Алтайских гор. И голова начинает кружиться, будто и впрямь затягивают тебя призрачные воды Девичьего плеса, таинственного горного озера, в чьих водах согласно древней легенде, спасаясь от бесчестия, нашли свою смерть прекрасные пленницы китайского императора. И трудно не согласиться с Любовью Добросовой из Казани: любое путешествие по миру должно начинаться с искренних чувств к своей земле. Не об этом ли писал и Гончаров?Всех победителей ждут дипломы и подарки от «УГ». Но мы не прощаемся: впереди новые конкурсы и удивительные творческие открытия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте