search
main
0

Сомневаешься? Пробуй! Студенческая практика покажет, правильный ли выбор сделал абитуриент

Учебная, полевая, педагогическая, производственная, клиническая… Все эти определения на слуху у студентов Нижегородского государственного педагогического университета (Мининского университета). Факультетов здесь много, после объединения с Волжским инженерно-педагогическим университетом и последовавшей вслед за этим реорганизацией появились специальности не только педагогические. Например, «экология и природопользование», «декоративно-прикладное искусство и дизайн», «туризм», «продюсерство (продюсер телевизионных и радиопрограмм)», «прикладная информатика в менеджменте», «информационные системы и технологии», «практическая и социальная психология», «эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «технология транспортных процессов», «инноватика», «сервис в жилищно-коммунальном хозяйстве», «правоведение и правоохранительная деятельность», «экономика и управление», «финансы и страхование», «маркетинг и управление человеческими ресурсами», «сервис в недвижимости и социально-культурный сервис», «социальное управление» и даже «теология». Проще назвать специальности, которых нет в Мининском университете. Но вот медицинской специальности нет точно.

Клиника в школе?Откуда же студенты знают о клинической базе? Я объясню. Мининский университет первым из педагогических вузов ввел практику постоянного присутствия на площадках будущих работодателей и для этого решил использовать изобретение медицинских вузов – интернатуру. Пилотная программа «Клинические базы практик» стартовала в 2014 году в 16 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода. Теперь каждый студент педагогической специальности с первого курса до окончания университета проводит не менее одного дня в неделю в школе. Под руководством кураторов – преподавателя университета и школьного учителя – будущий педагог не только знакомится с методами преподавания и организацией учебного процесса, но учится взаимодействовать с учениками, их родителями и другими учителями. Цель практики – привить студентам любовь к профессии, победить боязнь перед новым этапом жизни.Страх испытывают многие студенты и даже выпускники. Молодому педагогу бывает очень трудно стать во главе коллектива учащихся, ведь в каждом из них есть свои противоречия, сложные взаимоотношения и свои лидеры, особенно если речь идет о старшеклассниках. По мнению инициаторов проекта, более обширная практика помогает избежать трудностей первого периода. А именно в начальный период, как показывает статистика, выпускники педвузов покидают школу. Уже известно, что если первые три года молодой специалист продержался, то вряд ли он скоро уйдет. Конечно, рано говорить о том, как клиническая практика изменит данную статистику, проект только начался. Но студенты уже говорят о том, насколько еженедельное общение с детьми полезно в эмоциональном плане. Благодаря практике у части студентов меняется восприятие будущей деятельности. К примеру, Юлия Н., студентка факультета естественных, математических и компьютерных наук, призналась, что, когда поступала в университет, школу в качестве будущего места своей работы вообще не рассматривала. Но именно во время практики поняла, что преподавание – это то, чем она может заниматься, причем с удовольствием. Юлия и ее сокурсники практиковались на базе нижегородской школы №151. И студенты, и их кураторы остались довольны результатами проекта.Студенты отделения олигофренопедагогики и дефектологии имеют клиническую базу в школе-интернате №92 VIII вида. Директор школы Екатерина Широкова тоже высоко оценила программу: «Студенты, проходившие практику в нашей школе-интернате, окунулись во все трудности работы в коррекционном учебном заведении, приобрели бесценный опыт работы с нашими воспитанниками. Двум студентам было сделано предложение о трудоустройстве. Мы с удовольствием будем сотрудничать с Мининским университетом и дальше».В поля, леса и рощи!Все, кто когда-либо учился на геологов, географов и биологов, согласятся , что полевые практики – самые приятные воспоминания студенческих лет. Именно там молодые люди начинают по-настоящему входить во вкус избранной специальности, чувствовать и осязать ее во всей полноте. В Мининском университете на полевые (учебные) практики выезжают студенты, обучающиеся по специальностям «география», «биология» и «экология и природопользование». Проходят они на университетской биостанции, которая находится на реке Ветлуге в Краснобаковском районе, и в Керженском природном заповеднике, расположенном на территории Борского и Семеновского районов. Когда будущим экологам нужно изучить влияние мегаполиса на природные объекты, полем для практики становятся расположенные в черте города водоемы и их берега. Нынешним летом изучение антропогенной нагрузки велось на очень серьезном научном уровне. В конце 2015 года университет приобрел современный лабораторный комплекс, включающий в себя эколого-аналитическую лабораторию мониторинга и защиты окружающей среды, научно-образовательную лабораторию «Биотехнология» и лабораторию общего землеведения и ландшафтно-рекреационного проектирования. То есть студенты на практике не только проводили аудит окружающей среды и выявляли особенно остро стоящие проблемы, но и с помощью лабораторий проектировали пути их устранения. Стоимость приобретенного оборудования огромна, но руководство университета надеется, что со временем оно окупится. Студенты с преподавателями во главе будут выполнять не только учебные задачи, но и конкретные заказы компаний и частных лиц, касающиеся аудита принадлежащих им территорий и природных объектов. В данном случае прагматические (вполне материальные) цели не вступят в конфликт с образовательными, наоборот.Практика в заповеднике существенно отличается от городской и задачами, и форматом. Романтики там хоть отбавляй, этим она и привлекает студентов. Где еще будешь вставать в три утра, затемно выходить на точки, чтобы вести учет журавлей и других пернатых, передвигаться в сапогах по болотам, жить в избе без удобств и самостоятельно готовить еду? Многим студентам нелегко преодолевать бытовые трудности, ежедневно испытывать физические нагрузки. Но без этого не узнаешь природу, не изучишь ее тайн, не увидишь красоту природы в ее первозданном состоянии, не подышишь чистейшим заповедным воздухом. Руководят студентами, приезжающими на практику, опытные кураторы – научные сотрудники заповедника. Каждому практиканту дается задание провести определенное исследование, сделать анализ полученных данных (измерений, наблюдений) и прийти к выводу на основе имеющихся теоретических знаний. Помимо этого студенты привлекаются в качестве волонтеров, помогают сотрудникам Керженского заповедника в обустройстве экологических троп. Сегодня на его территории развивается экологический и образовательный туризм, и нужно тщательно продумать и технически организовать маршруты так, чтобы туристический поток не наносил ущерба природе. Конечно, молодая энергия для этого необходима. Как и для патрулирования огромной территории – для защиты ее от браконьеров и пожаров. Хотя желающих устроить пикник в заповеднике существенно убавилось в последнее время, до полной победы нового экологического мышления еще далеко. Обо всем этом я узнала от Ольги Владимировны Кораблевой, старшего научного сотрудника Керженского заповедника, руководителя учебной практики. Студенты общаются с ней не только летом на практике. Ежегодно уже в апреле она приезжает в университет, чтобы рассказать ребятам, как нужно подготовиться к поездке, подготовка нужна не только теоретическая, но и практическая. К примеру, необходимо запастись средствами защиты от клещей и москитов. Надежнее всего, конечно, прививка, но вакцинацию делают в три этапа, и стоит она недешево.- Нет ли студентов, которые отказываются от практики в заповеднике? – интересуюсь я у Ольги Владимировны.- Обычно все едут с удовольствием, освобождаются лишь по состоянию здоровья. Добровольно никто не лишает себя возможности окунуться в настоящую работу, – говорит она, улыбаясь. – На самом деле это очень важно: пока не попробуешь себя в качестве исследователя, не покормишь комаров, не научишься фокусировать зрение на мельчайших деталях (а без этого не сможешь различать природные объекты), не узнаешь по-настоящему, ту ли профессию ты выбрал.Действительно, много общаясь с учителями биологии, могу свидетельствовать о том, что большинство из них всю жизнь с благодарностью вспоминают время, проведенное на полевой практике. Они искренне жалеют, что, получив диплом, не могут выезжать на природу в формате полевой практики. Наверное, поэтому педагоги, преподающие биологию, географию и экологию, вместе со своими учениками отзываются на любую инициативу общественных экологических фондов, с охотой и энтузиазмом принимают участие во всех акциях по охране птиц, учету редких видов. А сейчас, когда активно развивается экотуризм, группы нижегородских учителей с учениками  самые частые гости Керженского заповедника. Именно такие поездки, считают учителя, дают детям понятие о природном многообразии, формируют новое экологическое мышление. Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте