Высохнет РОСА?
В Алтайском крае гибнет дорогостоящая компьютерная образовательная сеть
Началась компьютеризация Алтайского края с того, что в Министерстве образования РФ приняли эпохальную Программу информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг. Программа должна была обеспечить информационно и технологически создание и внедрение по всей Руси великой информационных технологий, учебно-методических материалов, в ее рамках планировалось создать стандарты предмета “Информатика”. В том числе в программе были и такие задачи:
создание не менее 40 узлов образовательной информационной сети;
создание при каждом узле сети банка учебно-методических материалов.
В том же году на Алтае, как и во многих других регионах России, был принят план развития системы информатизации Алтайского научно-образовательного комплекса. Появилась на свет РОСА – региональная образовательная сеть Алтая, подразделение Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО). Предполагалось, что сеть свяжет учреждения образования, научные центры, организации высшей школы – в общем, всех участников образовательного пространства края. Педагогам было обещано, что в рамках сети они смогут не только обмениваться опытом, но будут получать методическую, техническую, организационную поддержку в разработке проектов, при внедрении новых форм образования. Серьезность намерений подтверждал пункт “Средства сети РОСА” в Положении о сети. Первым пунктом шло “целевое бюджетное финансирование” и только затем – вступительные и членские взносы абонентов, хозрасчетная деятельность и так далее.
Купили технику, линию связи, модемы, к марту 1996 года к сети подключились около двадцати абонентов – школы, ПТУ и комитеты по образованию. АКИПКРО даже ввел небольшой отдельный курс информационных технологий – чтобы учителя знали, как обращаться с модемами. Материалы по образованию и воспитанию со всей России, из-за рубежа, из 40 регионов края были собраны в краевой банк пединформации. В мае 1996 года на учебном совете АКИПКРО была названа цифра – “на развитие сети из бюджета края затрачено около 500 миллионов рублей”. А потом деньги кончились.
Сегодня РОСА не получает ни из федерального, ни из местного бюджета ни копейки. АКИПКРО платит зарплату четырем сотрудникам – методисту, программисту, инженеру и директору сети. Значит, сеть существует? Да, у школ есть электронная почта, они пользуются конференциями – общероссийскими (например, релкомовскими) и местными – там и вышеупомянутый банк передового опыта, и приказы Министерства образования РФ. Могут подписаться на список рассылки московского центра “Эйдос” (http://www.eidos.techno.ru) или листы рассылки “Педсовет по средам” (pedsovet@ripn.net) и “Школьный сектор” (http://school-sector.relarn.ru) Ассоциации “Реларн”.
Правда, большинство школ не имеют выхода в Интернет. Им сотрудники РОСА пересылают то, что сами получают по конференциям. Вот тут и начинаются проблемы. За ценную педагогическую информацию ее авторы хотят получить деньги. У школ этих денег нет, у РОСА – тоже.
С почтой совсем печальная история – в большинстве школ ею пользуются только учителя информатики. Педагоги и даже директора учебных заведений – абонентов РОСА , за редким исключением, близко не подходят к компьютеру. Чтобы заинтересовать их, нужна хорошая организация дела. Но что могут сделать четыре сотрудника РОСА? Светлана ГОЛОДКО, директор РОСА: “Мы с трудом поддерживаем сеть. К тому же с прошлого года мы делаем институтский сервер”.
– А если кто-то из учителей захочет найти информацию в Интернете по своей тематике?
– Интернет в институте платный. Кто будет оплачивать время, проведенное в “паутине”?
Светлана всего год работает директором РОСА, но уже отчаялась: “Сами школы подключиться к сети не могут. Один модем сто долларов стоит. Какой там модем – школе краску не на что купить. Нет денег, не выделяют. Тяжело мне сказать, что сеть умирает, но это так”.
И утешить молодого директора нечем.
Дарья БОГОМАЗОВА
Комментарии