search
main
0

Соловьи в краю сирени. Родители не против трудового воспитания, если видят результат

Все 50 учеников Толоконцевской средней школы – члены учебно-производственной бригады, созданной еще в 1986 году. Первый ее руководитель – молодая учительница, а ныне директор школы Татьяна КЛИМОВА. Когда все разрушали, толоконцевцы создавали. Из бригады выросло все село. Это его и спасло. О том, как это было, рассказывает Татьяна Александровна.

Наш коллектив умеет работать: и уроки давать, и картошку копать, и стены красить. Потому что он в основном состоит из наших бывших выпускников, прошедших через бригаду и вернувшихся после учебы на родную землю. Самое главное, что есть у людей, которые знают каждый клочок земли, ответственность за село. Село непростое, 100 километров до райцентра не по лучшей дороге. 300 дворов, есть предприятие, где перерабатывают уголь за небольшую зарплату. Раньше было автосообщение с Тюменской областью, на границе с которой мы находимся, потом оно пропало, ездить на заработки стало проблематично. Да и не дает это денег, на которые можно прокормить семью. Молодые мужчины, конечно, рвутся, те, кто постарше, работают в селе, но основное наше богатство – наши огороды, лес с грибами и ягодами, речка Ир, в которой плещется рыба. Все друг у друга на виду, и для того чтобы воспитать какого-то уставшего от жизни папу, учителям не нужно распределять обязанности – просто пойдем, вразумим, если надо,  пол помоем и, конечно, ребятишек накормим. Нашим детям и внукам, конечно, желаем карьеры, хорошей работы, но они всегда возвращаются – если не работать, то хотя бы пожить в нашем сиреневом краю, где поют соловьи.Бригаду мы назвали в честь нашей речки – «Ировчанка». Создавая ее, конечно, думали о том, что сельского школьника обязательно нужно готовить как хозяина земли, культурного труженика села, с ранних лет формировать принадлежность к своей малой родине, ответственность за нее. Потом оказалось, что у нее еще много функций. Было сформировано три рабочих звена: овощеводы, полеводы, ремонтники.На второй год УПБ перебралась в новое здание интерната. Пять комнат, столовая, зал были в распоряжении ребят. Ребята не только трудились, но и придумывали конкурсы, вечера, дискотеки и спортивные соревнования. Через некоторое время лагерь труда и отдыха «Ировчанка» раскинулся на берегу речки Ир. Для этого совхоз выделил 10 трехместных палаток. Кому довелось жить в этом лагере, нередко вспоминают это яркое и незабываемое время. Работа на огороде и пришкольном участке, ремонт школьных кабинетов – все это сочеталось с отдыхом на прекрасном берегу реки. Была построена кухня, в которой хозяйничали две старшеклассницы. День традиционно заканчивался у костра  песнями под гитару. В 1989 году наша школа в числе многих получила новенький трактор МТЗ-50 с прицепным инвентарем. Мальчики получили возможность на практике изучать трактор, а бригада – мощное подспорье в работе с землей.Правда, в 1995 году, когда совхоз превратился в акционерное общество, трактор забрали. Но нас это не напугало. Сейчас у нас заключены договоры сотрудничества с администрацией Толоконцевского сельского поселения и ЧП «УКорит».С 1990 года во многих школах России УПБ стали умирать. Хлопотно, затратно, да и отношение к труду стало другим. Но мы, посовещавшись, решили сохранить бригаду, а трудовой лагерь превратили в лагерь с дневным пребыванием. И если в восьмидесятых мы ее создавали, ставя перед собой целью трудовое воспитание, то в 90-х она приобрела практическое значение. Это были годы, когда вместо зарплаты выдавали гуманитарную помощь, например, в виде чечевицы, и бригада стала жизненно важна для села – мы обеспечивали школьную столовую овощами, травами для фитобара, организовали еще одно звено – сборщиков лесных даров. Кормили детей два раза в день круглый год и, честно сказать, зная, что у кого-то на ужин не будет и корочки, раздавали ребятишкам остатки еды. Это, наверное, не очень правильно, но мы делаем так и сейчас – наши ребята голодными не остаются, хоть булочку, да принесут себе на ужин. Они все на виду – знаем настроение, понимаем обстановку в семье. Это наши дети, и мы за них отвечаем.Вот уже 28 лет ученическая производственная бригада работает на земле и добивается высоких результатов. Традиции, заложенные вначале, развиваются, приумножаются. На учебно-опытном участке и в УПБ дети получают первые навыки опытнической и научно-исследовательской работы. Земля у нас далеко не идеальная – холодный глинистый грунт. Несмотря на это, урожай на школьном участке всегда очень высокий. 45 ребят под руководством педагогов обрабатывают 0,55 гектара земли, получая каждый год 0,4 тонны картошки, 0,03 тонны капусты, 0,02 тонны томатов, а еще огурцы, лук и чеснок, фасоль, бобы, горох. Наш секрет успеха – заботливые руки педагогов и детей. Ребята знают, что делают это для себя. У нас двухразовое питание в школе обходится в 100-150 рублей. Не в день – в месяц! Особенность нашей продукции – низкая себестоимость, ведь вся работа в основном проводится вручную.Для нас имеет большое значение та среда обитания, которую сельские школьники воспринимают как естественную. Производство продуктов питания укрепляет и сближает нашу школьную семью, делает ее более сплоченной. Учащиеся совместно с учителями производят продукцию, учатся разумно использовать выращенное. Вся территория школьного двора закреплена за классами, которые следят за порядком. Участвуя в школьной акции «Цветы – солдату», на мемориале воинской славы высадили цветы. Постоянно проводим экологические десанты на клумбы в центре села. Ребята в течение всего лета помогают сельской администрации в благоустройстве поселка. В школе много комнатных растений, за которыми тоже ухаживают учащиеся. Цветы на школьном участке самые разнообразные. Одних кустов георгинов более трехсот! В 2013 году бригада закупила саженцы роз. До самой осени они цвели, радуя нас и наших гостей.Весной на территории школы и поселка высаживаем саженцы деревьев, проводим санитарную обрезку кустарников на территории школы: сирени, калины, смородины. В апреле и мае проводим традиционные выставки-продажи посадочного материала, а на вырученные деньги приобретаем инвентарь для работы на УОУ – лопаты, грабли.В 2013 году наша бригада получила в подарок от администрации муниципального Крутинского района механический культиватор. Это значительно облегчит труд, так как всю территорию УОУ и цветника приходилось раньше вскапывать лопатами. Из сельхозинвентаря у нас есть еще газонокосилка. Территория школы довольно большая, и обкашивать вручную трудно. Косилку мы приобрели на деньги, вырученные от продажи излишков картофеля.Чтобы вырастить урожай, нам приходится преодолевать множество трудностей. Это  вспашка и прополка, доставка семян и готового продукта. Вода для полива берется из местной скважины. Практически каждый день ее накачивают в специальную емкость, для того чтобы она прогрелась на солнце. Кроме всего прочего, урожай необходимо сохранить зимой. Для этого в школе есть овощехранилище. Две трети участка засажено овощами. За долгие годы работы выбраны лучшие сорта. Но мы постоянно пробуем новые, отбирая достойные. Есть у нас маленькая делянка для начальной школы. Ребята с малых лет учатся обеспечивать себя и свою семью продуктами питания. Есть уголок для опытов.В итоге кроме приобщения к труду и питания детей УПБ сделала еще одно важное дело. Выпускники нашей школы поступают в аграрные вузы, приобретая те специальности, навыки которых они получили еще в школе. Практически из каждого выпуска один или два ребенка выбирают Омский аграрный университет или Тюкалинский сельскохозяйственный техникум. А те ребята, которые остаются жить в селе, уже умеют выращивать овощи, разбираются в сортах и инвентаре. Наше село небольшое, и мы часто слышим благодарности в адрес школы за то, что научили их и их близких работать на земле.Ученики нашей школы – постоянные участники районных и областных смотров-конкурсов учебно-опытных участков, районных выставок юных растениеводов «Урожай года». Дважды представляли район на областном слете трудовых объединений. Более десяти лет подряд лидируем в районе в конкурсе-смотре ученических производственных бригад и учебно-опытных участков. На областном этапе этих конкурсов мы уже три года занимаем призовые места.Хоть детей меньше, но посевные площади практически не сократились. Сейчас сельчане поверили, что село будет жить, многие ребята возвращаются домой. Сокращать площади мы не будем – ждем демографического взрыва. В наших планах – выращивать больше овощей для продажи, ведь финансирование школ очень скудное.    Не спешите разрушать созданное!    – бывает мало любви к ней.    Дети должны ощущать себя хозяевами школы, пришкольного участка, села.    Родители никогда не будут против трудового воспитания детей, если видят результат этой работы.    Учителя должны работать, подавая пример любви к труду не только школьникам, но и родителям.с. Толоконцево, Омская область,  фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте