search
main
0

Соловей мой, соловей… Урок на тему «Голосовой аппарат, голосообразование и гигиена голоса человека»

Урок «Голосовой аппарат, голосообразование и гигиена голоса человека» рассчитан на 90 минут учебного времени и проводится в классах с углубленным изучением биологии в курсе «Анатомия, физиология и гигиена человека» (9-й класс). Предлагаемые материалы могут быть использованы учителями как в профильных, так и в классах традиционного обучения во время урочной и внеурочной работы, при проведении специальных и элективных курсов. Вполне допустимо частичное их использование в зависимости от подготовленности класса и наличия учебного времени.

Ход урока

I. Проверка знаний по теме «Дыхание и его значение. Строение и функции органов дыхания»

II. Изучение нового материала

Учитель: Вы, наверное, думаете: «Что такое голос, объяснять не надо – это знает всякий». Так? Но слово это имеет не одно значение. Голосом музыканты называют отдельную партию в хоре, ансамбле, оркестре. Но чаще всего голосом называют звуки, производимые голосовым аппаратом и служащие для общения между людьми. Голоса бывают разные: речевые, певческие, шепотные. Все они в свою очередь характеризуются глубокой индивидуальностью и уникальностью. Предлагаю вам послушать несколько отрывков из известных музыкальных произведений.

Звучат отрывки из вокальных произведений в исполнении известных оперных певцов, обладавших разными типами певческих голосов:

«Соловей» А.А.Алябьева в исполнении В.В.Барсовой (колоратурное сопрано);

ария Гремина из оперы

П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении М.О.Рейзена (бас);

песенка Герцога из оперы Дж.Верди «Риголетто» в исполнении И.С.Козловского (лирический тенор);

романс П.П.Булахова «Не пробуждай воспоминаний» в исполнении Н.А.Обуховой (меццо-сопрано).

Учитель: Сейчас прозвучали голоса выдающихся русских певцов ХХ века: Валерии Барсовой, Марка Рейзена, Ивана Козловского и Надежды Обуховой.

Чем же отличаются голоса певцов, пение которых мы только что слышали? Чем отличаются голоса каждого из нас, ведь мы чаще всего безошибочно узнаем человека по его голосу?

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Человеческие голоса отличаются индивидуальной окраской, высотой, подвижностью, громкостью, особенностями произношения слов и т.д. Все эти специфические качества человеческого голоса объясняются уникальностью голосового аппарата, то есть системы органов, служащей для образования звуков голоса и речи.

Сегодняшний урок как раз и будет посвящен голосовому аппарату и голосу человека. Мы познакомимся с морфологическими и анатомическими особенностями голосового аппарата, с механизмом его функционирования, а также с правилами поведения, соблюдение которых каждому из нас обеспечит сохранение здорового голосового аппарата и голоса.

Строение голосового аппарата человека

Ученики выполняют задания в группах.

Задания для первой группы

Прочитайте внимательно предложенный вам текст, ответьте на вопросы и подготовьтесь к их обсуждению:

1) Какова роль органов дыхания в образовании звуков голоса и речи?

2) Где у человека непосредственно возникают звуковые колебания?

3) Какие вам известны возрастные и половые особенности гортани?

4) Как вы думаете, почему человеческую гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? (Гортань подобно музыкальным инструментам создает звуки, отличающиеся у разных людей и у одного и того же человека разнообразием. Работа гортани, как и всего голосового аппарата, поддается нейрофизиологической «настройке».)

Текст для первой группы

Итак, голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.

Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.

Гортань с заключенными в ней голосовыми складками – источник возникновения звуковых колебаний. Рассмотрим подробно строение гортани.

Человеческая гортань – самый прекрасный музыкальный инструмент. Она расположена на уровне IV-VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамово яблоко»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13-14 годам жизни), у стариков еще ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской. У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4-5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее быстро ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).

Задания для второй группы

1) Чем образован скелет гортани?

2) Как называется отросток черпаловидных хрящей, к которому прикрепляются голосовые связки?

3) Перечислите связки и суставы (найдите их на рисунке), соединяющие между собой хрящи гортани.

4) За счет чего гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров в каждую сторону? (За счет свободного подвешивания в мышцах шеи гортань может смещаться вверх и вниз до 3,5 см.)

Текст для второй группы

Гортань – важнейшая составная часть голосового аппарата, так как в ней расположены голосовые складки. Рассмотрим подробности ее строения.

Скелет гортани образован несколькими подвижно соединенными между собой хрящами. Самый крупный из хрящей гортани – щитовидный, в котором различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым (или почти прямым) углом у мужчин и тупым углом (около 1200) у женщин. От задних краев отходят две пары рогов – верхние и нижние. Наиболее важны в функциональном отношении черпаловидные хрящи, от основания которых вперед отходит голосовой отросток, состоящий из эластичного хряща; назад – мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. При этом изменяется положение голосового отростка, к которому прикрепляются голосовые связки. Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластичного хряща. Надгортанник расположен впереди входа в гортань и прикреплен к щитовидному хрящу с помощью щитонадгортанной связки. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, его дуга обращена вперед, а пластинка – назад. Соединительнотканная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи.

Хрящи соединяются между собой посредством связок и суставов.

Задания для третьей группы

1) Чем образованы голосовые складки человека?

2) К каким хрящам гортани прикреплены голосовые связки человека?

3) Что такое голосовая щель? Каково ее состояние при вдохе и выдохе?

4) Как вы думаете, у кого голосовые связки более длинные и толстые – у мужчин или женщин?

(Как правило, более толстые и длинные – голосовые связки мужчин, в силу чего мужские голоса более низкие.)

Текст для третьей группы

Орган, в котором возникает звук, – гортань. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, покрытой реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, кроме голосовых связок, покрытых многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней – реснитчатым эпителием.

Полость гортани подразделяется на три отдела: верхний – преддверие гортани, средний суженный – собственно голосовой аппарат и нижний – подголосовая полость. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидным хрящами.

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Звучание происходит при сомкнутых голосовых связках. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.

Задания для четвертой группы

1) Что такое артикуляция и какова роль артикуляционного аппарата в голосообразовании?

2) Почему голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо и глотку относят к активным органам артикуляционного аппарата? (Человек может произвольно изменять их состояние.)

3) Что такое резонаторы и какова их роль в голосообразовании?

4) Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, когда он жует? (Теряется резонаторная функция ротовой, носовой полостей.)

Текст для четвертой группы

К голосовому аппарату помимо органов дыхания и места возникновения звуков – гортани относятся артикуляционный аппарат и резонаторы.

Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат. Articulo – «расчленяю») – это работа органов речи, необходимая для образования звуков. К активным органам артикуляционного аппарата относятся:

голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;

язык, состоящий из мышечных поперечно-полосатых волокон, которые имеют различное направление. Язык способен менять свою форму и положение. Он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью. Во время пения, в связи с более округлым произношением гласных, язык находит новые, удобные положения;

губы;

мягкое нёбо с маленьким язычком – подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему существует свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос. Во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;

глотка – полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью. Во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

зубы;

твердое нёбо;

верхняя челюсть.

Представители четырех групп дают ответы на вопросы заданий.

Другие ребята и педагог уточняют и дополняют их выступления.

Механизмы голосообразования у человека. Лекция-беседа

III. Закрепление знаний – выполнение лабораторной работы

Тема «Изучение функций голосового аппарата человека, определение типов певческого голоса и характеристика их тембра».

Оборудование: зеркало, электрический фонарик, записи оперных и эстрадных певцов.

Ход работы

1) Поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Рассмотрите язык. Проследите его артикуляторную функцию. Что происходит с языком при произнесении различных звуков? (Язык изменяет свою форму.)

2) Убедитесь, что в произнесении членораздельных звуков участвуют резонаторы носовой полости. Произносите слоги ле, ли, ни с зажатым и свободным носом. Что вы можете сказать о произношении этих слогов в первом и во втором случаях?

3) Прослушайте голоса нескольких оперных исполнителей. Определите среди них обладателей высокого женского голоса (сопрано), низкого женского голоса (меццо-сопрано), высокого мужского голоса (тенор) и низкого мужского голоса (баритон). Опишите тембр голоса каждого из певцов.

Звучит отрывок русской народной песни «Вот мчится тройка удалая» в исполнении П.Г.Лисициана (баритон, тембр сочный, бархатный, мягкий, теплый).

Звучит отрывок романса П.И.Чайковского «Нам звезды кроткие сияли» в исполнении Е.В.Образцовой (меццо-сопрано, тембр насыщенный, яркий, порой темный).

Звучит отрывок романса С.В.Рахманинова «Сирень» в исполнении А.В.Неждановой (сопрано, тембр серебристый, хрустально-чистый, теплый).

4) Вывод о значении голосового аппарата и голосообразования в жизни человека.

IV. Сообщения учеников о гигиене голосового аппарата (задания трем школьникам даются за две недели до урока)

V. Домашнее задание

Решить биологическую задачу: «В дуэте баса, обладающего обычно мощным звуком, и колоратурного сопрано последнее, несмотря на меньшую силу звука, обычно слышно не хуже. Укажите причину подобного явления».

Олег ПЕТУНИН, учитель биологии средней школы №32, суперфиналист Всероссийского конкурса «Учитель года России-1996», Прокопьевск, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте