Ранцы с забавными картинками, книжки с выстроившимися в стройный ряд буквами, тетрадки в клеточку – что может быть желаннее для дошколенка? К сожалению, приобщение к миру знаний внешней атрибутикой не ограничивается. За вожделенным фасадом взрослости скрываются ответственность и дисциплинированность. Качества, привить которые непросто. Формированием у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей, занимаются и родители, и воспитатели-профессионалы. Консорциум этих, увы, уже выросших друзей детства, жаждет, чтобы ребенок научился получать от научно обоснованного постижения тайн бытия удовольствие, каждая мама и каждый папа вкупе с педагогами желает добиться результатов грамотно, бережно – так, чтобы не спугнуть раз и на всю жизнь проснувшийся у малыша интерес к познанию. Развитие учебной мотивации – многомерный куб, грани которого удерживают в едином пространстве любознательность и умение преодолевать застенчивость, старательность и упорство, стремление побеждать соблазн отвлечься и способность испытать остроту внезапно затопляющего все существо счастья от совершаемого открытия. Мастерство пробуждать в маленьком человечке дремлющие таланты и умение мобилизовывать внутренние ресурсы маленького человечка обеспечили коллективу дошкольников из Алексина победу в конкурсе «Детский сад будущего-2007», организованном нашей газетой и Управлением образования и науки Липецкой области, в номинации «Скоро в школу».
Алексинском районе Тульской области 27 детских садиков. 19 из них находятся в городе, 8 принимают под свой гостеприимный кров детишек на селе. Но, как говорит инспектор по дошкольным образовательным учреждениям районного управления образования Александра Леонова, одним из ярчайших примеров удачного воплощения инновационных замыслов, опирающихся на крепкую основу добрых традиций, вот уже 42 года служит именно 21-й.
Топ-топ – по ступенькам взбирается к вершинам своей личности малыш. «Думаю, я хороший мальчик, потому что очень люблю людей, – пытается анализировать замысловатые изгибы своей натуры пятилетний Дима Водопьянов. – У меня, как и у мамы, доброе сердце. Мне очень нравится разговаривать с мамой о себе и животных. По-моему, самые справедливые люди на свете – это взрослые, они храбрые. Еще я очень люблю гулять с дедушкой и хочу быть похожим на него. Когда вырасту, стану пожарным и буду помогать людям». А вот четырехлетней Юле Клюевой больше всего на свете хочется, чтобы у нее были микрофон – для того, чтобы петь, мобильный телефон для разговоров с любимыми друзьями и настоящая гоночная машина. А еще она мечтает о времени, когда у нее будет много денег и она сможет на них купить письменный стол и портфель.
Они очень разные, эти смешные, трогательные крохи. Вдумчивые и рассеянные, ласковые и забывчивые, фонтанирующие выдумкой и невероятно правдивые. Искренние. Смелые. Одаренные видеть больше явного и чувствовать глубже сокровенного. Их объединяет одно – принадлежность этому скромному дому, открытому всем ветрам из-за нехватки средств на забор, уважаемому даже городскими гимназиями за высокий уровень подготовки будущих отличников, теплому из-за жара согревающих ростки индивидуальности сердец.
В садике девчонки и мальчишки начинают осознавать свою личную обособленность, свою «самость», у них начинают формироваться первые понятия о добре и зле. Безусловно, нельзя еще говорить о том, что у дошкольника моральные принципы и нравственные оценки сформировались полностью. Тем не менее он уже отлично знает, «что такое хорошо и что такое плохо», он уже может понять, что необходимо слушаться и уважать старших, что неприлично совершать те или иные поступки, он способен переживать такие чувства, как гордость и стыд. Основным стимулом деятельности становится оценка его поведения взрослыми, хорошие поступки он чаще всего совершает ради того, чтобы заслужить похвалу. Когда его окружают доброжелательные и любящие люди, малыш быстрее набирает опыт любви и сердечности. Он уже способен в какой-то мере и к сопереживанию, и к сочувствию.
Считается, и, по всей видимости, не зря, что к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. А такое желание возникает, если близкие взрослые относятся к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться со старшими.
Но ведь игры бывают всякими. Вот Светлана Землянухина, победитель городского конкурса «Педагог года», создала целый арсенал полезных игрушек. Многие смастерила сама, многие помог сделать муж. Кегли, например. Вынимаешь их из коробочки и сразу же видишь: эта целехонька, а у этой фигурки есть только половинка, ой, а здесь и вовсе половинка половинки. Оказывается, кегли олицетворяют не что иное как дроби. Карточки закрепляют эмпирический опыт визуальным осознанием: целая, одна вторая, четвертая часть. Солнышку можно заплести косички из лучиков. Правда, легче их брать прядками, по десять. И чтобы не запутаться, выбирать, раскладывая рядом, карточки: десять, двадцать, тридцать. Ах, да это же десятичный счет! Таких сюрпризов в этой комнатке уйма. На одной полочке стоят емкости с задачами по математике, на другой – по грамматике, на третьей – по природоведению. Любой ребенок из старшей подготовительной группы в любое свободное от других важных дел время берет коробочку, различая их тематическую направленность по цвету, и углубляется в процесс. Самостоятельно. Проконтролировать, верно ли его решение, он тоже может сам.
Кабинет для конструирования пользуется популярностью в основном у тех, кто приходит в садик на несколько часов. Им необходимо освоить, как ориентироваться в пространстве, глядя на карту. Где находится окно? Слева. А дверь? Внизу. Интерьер комнаты маленькие проектировщики читают по схеме, об архитектурных изысках здания узнают из макета.
Трижды в год ватага местных карапузов, организованная по всем правилам походного искусства, выбирается в самое настоящее путешествие. В День знаний ребята отправляются к живительному источнику.
В начале XVI века образовалось село Колюпаново. Недалеко от него в одном из склонов оврага блаженная Евфросиния собственными руками выкопала небольшое углубление, наполнившееся тут же водой. К нему направляла она больных, обращавшихся к ней за помощью, говоря: «Берите воду из моего кладезя и будете здоровы». До сих пор стекаются паломники к этим местам, и сюда же приходят воспитанники 21-го детского сада насладиться прозрачностью воды и вдохнуть аромат стародавней истории их родного края. 9 мая они посещают курган Славы. А летом выбираются все вместе в лес.
Коллектив Алексинского художественного краеведческого музея даже поблагодарил детский сад за его живое и деятельное участие в повышении уровня патриотического воспитания, приобщение детей к нематериальному культурному наследию, истории родного края по программе музейной педагогики.
Предания старины и картинки из жизни дают пищу для творчества юных живописцев. В дизайн-студии окруженные портретами Пушкина и Крамского, пейзажами Шишкина и Васнецова дети творят. Ладошками и кистью, пальчиком и собственного изобретения пульверизаторами они создают красоту. Вслед за своим наставником Ириной Овечкиной, памятующей, что по одному из своих образований она профессиональный гравер, и очаровывающей детские души зарисовками народного быта с печами и самоварами из тестопластика.
Фантазии захватывают впечатлительные натуры, но упражнения инструктора по физической культуре Оксаны Агеевой быстро возвращают мечтателей к реальности. Поднимая ноги, вися на перекладине или прыгая на мяче, обгоняя друга, не расслабишься, приходится концентрироваться на упражнениях. А как же иначе побеждать?!
Заведующая детским садом №21 Ирина Строгонова уверена: важно уметь отойти от стереотипного, шаблонного мышления. Но как, отбросив общепризнанные пути разрешения определенной задачи, научить ребенка мыслить нестандартно?
На помощь приходит прежде всего то, что изначально заложено в человеке природой. Воображение, фантазия – это основные инструменты для развития творческих способностей и мышления ребенка. Развивая личность, давая ребенку возможность проявить самостоятельность и поступить ответственно, можно добиться грандиозных результатов.
Ждут выпускников 21-го садика в 13-й гимназии, специализирующейся на гуманитарных познаниях. А 18-я, где предпочтение отдают точным наукам, оставляет первоклашек в стенах родного дошкольного заведения, присылая к ним своих педагогов. Нина Агафонова приходит в сад, чтобы научить своих первоклассников четко выводить буквы, попадая в рамки тетрадной линейки, рассказать об отличии перелетных птиц от зимующих, ввести малышей в царство арифметики. Людмила Зорькина появляется в саду на уроке музыки. Вместе с помогающей ей воспитательницей Людмилой Поляковой педагог разучивает с ребятами песни и дарит им радость от соприкосновения с гармонией звука.
Заключенный с 18-й гимназией договор корректируется каждый год. Жизнь не стоит на месте: развивается гимназия, увлекая за собой и сад. А ее директор Лариса Романова не перестает удивляться и радоваться, что нашла единомышленников среди дошкольников, и вот уже несколько лет к ней приходят дети, полностью адаптированные к сложной гимназической программе.
– Ирина Александровна, что такое детский сад будущего?
– Большая работа с общественностью. Сад – это не просто место, где присматривают за малышом, здесь формируется личность. И в этом должны участвовать не только воспитатели, педагоги, но и родители. Для того чтобы мамы и папы осознали, насколько их ребенок готов к школе, они и сами должны понять требования современного образования. Поэтому нужно расти нам всем вместе и быть на равных.
Комментарии