На стене ресурсного Центра дистанционного обучения детей-инвалидов мигает огоньками-солнышками огромная электронная карта Новосибирской области. Это классы одной школы, в которой учатся дети со всех уголков региона. Причем не отходя от компьютера. В Тулинской школе «Учимся вместе» ни много ни мало 400 классов. И еще 49 планируется в ближайшем будущем, потому что эта школа, она же Региональный ресурсный Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, виртуальная. В каждом классе – один ребенок. И у каждого – свой учитель.
Реализация направления дистанционного обучения детей-инвалидов в Новосибирской области началась в декабре 2009 года с приказа Департамента образования Новосибирской области об организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов. Основная цель – обеспечение прав мальчиков и девочек с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование, а также условий для их успешной социализации.- Мы начинали с нуля, – рассказывает Анатолий Филиппович Головач, руководитель областного центра образования, структурным подразделением которого является ресурсный Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. – Фактически с двух листков бумаги: о назначении нас региональным центром и 341-й приказ Министерства образования РФ, где были прописаны базовые нормативы. Все остальное мы должны были сделать сами. За три месяца набрали первых детей. И начали работать, постепенно шлифуя систему. Для начала изучили опыт организации дистанционного обучения детей-инвалидов в московском центре образования «Технологии обучения» и центрах других городов России. Чуть ли не с лупой исследовали нормативные документы, определяющие особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в обучении на дому. На их основании разработали свою нормативно-правовую базу. Разработали схему сети дистанционного обучения детей-инвалидов области. Для работы с особой категорией детей подобрали высококвалифицированных педагогов, прошедших специальное обучение. – Сейчас у нас 400 детей, 123 педагога и 200 разработанных программ обучения, – объясняет Анатолий Головач. – До прошлого года это было совместное федерально-региональное финансирование, теперь проект существует только за счет областного бюджета. Причем «солнышки» на нашей карте – это только крупные поселки, а мы ведь в самые отдаленные уголки забираемся. В архиве центра есть фотография, как трактор тащит «газель» с оборудованием по непролазной грязи. В глухой деревушке Чулымского района не было не только Интернета, не протянута была телефонная линия, никакие антенны не ловили телевизионные программы из-за близости к железной дороге. В одном из 15 оставшихся домиков ждали трое ребятишек-инвалидов. Были, впрочем, и другие проблемы. Однажды Анатолий Головач привез оборудование для красавицы-девятиклассницы с иконописным лицом, прикованной к инвалидному креслу. Устанавливал с коллегами программы на компьютер, а рядом крутилась ее младшая сестренка – шутила с мальчишками по телефону, наряжалась на дискотеку. Весельчак и балагур, кандидат сельскохозяйственных наук, бывший доцент вуза, успевший два десятка лет отработать в школе, он ехал обратно и плакал…Сегодня в дистанционную школу родители обращаются сами. Здесь сначала внимательно изучаются документы – принимаются только дети с сохранным интеллектом, потом изыскиваются технические возможности. Базовый набор состоит из компьютера, принтера, клавиатуры, наушников и видеокамеры. Но у каждого ребенка он свой, особый, учитывающий его возможности – например, ПК, управляемый кивком головы, или клавиатура с огромными мягкими кнопками. Недавно закупили оборудование для слепых детей – пятеро начнут учиться уже в этом году. У каждого ребенка не только свой особый комплект оборудования, за исправностью которого следят сотрудники центра, но и свой индивидуальный образовательный маршрут. Поначалу занимались только дополнительным образованием, но в 2012-м по приказу Министерства образования и науки РФ школа перешла на общеобразовательную программу, не отказавшись от старой. Не менее важное дело, чем образование, – социализация детей с ОВЗ. Учеба в школе, общение с педагогами и товарищами ускоряют адаптацию. Владение компьютером открывает для ребят невиданные доселе возможности – они могут получить профессию. С 2011 года им в помощь введены программы «Мое профессиональное самоопределение и потребности труда Новосибирской области», «Технология профессиональной карьеры». Выпускники поступают в областные вузы, где есть удаленное обучение. В прошлом году студентами университетов стали шестеро. И что, может быть, важнее всего – удалось не только сформировать систему по созданию условия для получения качественного образования каждого особого ребенка, но и создать большой дружный коллектив. Одиноких больше нет.Наталья ЯКОВЛЕВА, Новосибирск, фото автора и из архива РРЦДО
Комментарии