АНТОНИЧЕВА Валентина Кузьминична, родилась в 1956 году в деревне Дубниха Лихославльского района Калининской области. Закончила историко-филологический факультет Марийского госуниверситета. С 1995 года – учитель русского языка и литературы советской средней школы ? 3 Республики Марий Эл. Педагогический стаж – 18 лет.
Ведет в школе кружок юных поэтов. Ее ученики серьезно занимаются основами стихосложения, пробуют свои силы в поэзии. При ее участии изданы три рукописных сборника стихов школьников. Ей самой близко поэтическое творчество. Многие стихи В.К.Антоничевой опубликованы на страницах местной прессы.
Учитель года-99 Республики Марий Эл.
…Еще совсем рано. Чуть брезжит рассвет сквозь раздвинутые шторы… Ох уж эти шторы! Первое время муж довольно часто ворчал на мою причуду, но потом смирился и даже стал понимать и принимать прелесть распахнутого в ночь окна: так славно засыпать под трепетное мерцание звезд, так славно, проснувшись неожиданно среди ночи, оказаться не в пугающе беспросветных объятиях мглы, а ощутить на лице своем этот таинственный небесный свет, дарующий покой мятущейся душе, вселяющий надежду на новый, может быть, еще лучший день. Невольно всплывают в памяти слова гоголевской героини: “Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас”. Как это сравнение удивило и восхитило моих пятиклассников! Шумели, тянули ручонки: каждому хотелось прочитать эти строки, а когда услышали и поняли, притихли, задумались… Их чуткость ко всему окружающему, открытость миру порой даже пугают меня:
нам не дано предугадать,
как наше слово отзовется…
…Поднимаю своих девочек, готовлю домочадцам завтрак, собираюсь. Чем ближе стрелка часов подходит к восьми ноль-ноль, тем лихорадочнее становятся движения и мысли:
– Скорее, скорее! Ничего не забыть! Тетради – в пакет (только бы выдержал!); планы, конспекты, книги – в портфель; ручки (вот еще одна, может, пригодится: кто-то обязательно окажется без нее) – в портфель.
Коллеги посмеиваются над его размерами, я шутливо отмахиваюсь: “Omnia mea mekum porto”. Не могу представить его иным. Здесь все, что необходимо для серьезной успешной работы: хороший мел (смешно? Для нашей школы – нет. Это проблема номер один), кнопки, “липучка”, ножницы, чистые листочки, запасные ручки, карандаши, линейки, фломастеры и даже… таблетки. Любой сбой устраняется без суеты, лишних упреков и нравоучений. Ребятам это тоже нравится, многие следуют моему примеру: на столе несколько ручек, прийти на помощь линейкой, резинкой, учебником – естественно.
В последний раз гляжусь в зеркало – волосы, глаза, губы – и, застегнув пальто, выскакиваю на улицу.
…Это особое время! Ноги привычно несут в школу, а органы обоняния активно впитывают свежий морозный воздух весеннего утра. Черная разбухшая земля все уверенней отвоевывает себе территорию. Ночью она отдыхает и позволяет заковать себя тонким ледком, но дневное солнце довольно бесцеремонно уничтожает хрупкие оковы и спешит избавить землю-матушку от невзрачных лохмотьев поистрепавшегося за долгих три месяца зимнего наряда. Повеселели птицы, наливаются соком деревья. Интересно, заметили ли ребята происшедшие в природе перемены? Но почувствовать – почувствовали, это точно. Всегда удивлялась неразрывной связи детей с природой. Чем теплее пригревает солнышко, чем дружнее звенит капель, тем звонче и счастливее голоса моих пятиклассников, тем ярче блеск глаз и энергичнее жизнь.
…Самый беспокойный, но очень приятный промежуток времени: “Здравствуйте!”, “Здравствуйте!”, “Доброе утро!” – навстречу коллеги, ученики, обслуживающий персонал школы. По лестнице – вперед, выше, выше, вот наконец и третий этаж!
– Валентина Кузьминична! Валентина Кузьминична!
Это мой пятый “Б”! Распахнутые глазенки, летящие навстречу голоса. Все в классе? Нет, пока не видно двух Андреев. Заболели? Может, просто опаздывают? Почему шумим? Оказывается, дежурим по коридору, и срочно надо уточнить, кто будет исполнять сию почетную миссию. Уточнили. Ответственные за порядок в классе помогают подготовить доску к уроку, раздают тетради, я раскладываю на столе необходимый к уроку материал, а вокруг – столпотворение: кому-то необходимо что-то рассказать, кому-то – показать, кому-то – спросить, кому-то – просто постоять рядом. Слушаю, отвечаю, улыбаюсь, но внутренним чутьем строго слежу за временем. Минут за 5-6 до звонка на урок мне надо сходить за классным журналом и настроиться на иную волну. Это как перед выходом на сцену: обязательно побыть один на один с собой, “прогнать” мысленно еще раз весь материал предстоящего урока, найти ту первую фразу, с которой и начнется наша работа.
…Звонок. Коридорный гомон и смех затихают, рассасываются по кабинетам. Открываю дверь и вижу весь свой 5-й “Б”, приветствующий меня стоя. Нет, не весь: юные шахматисты не успели доиграть партию и теперь разрываются между желанием и необходимостью – ноги и тело устремлены к парте, а глаза и руки – к шахматной доске. Мое появление и шиканье ребят заставило их подчиниться школьным законам.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Эта традиционная фраза мне просто необходима: опробовать голос, пробежать глазами по лицам присутствующих, улыбнуться.
Все в порядке. Все готовы к уроку. Андрей действительно проспал: взлохмаченные волосы, виноватая сонная мордашка (опять смотрел фильм?); Вадим, как всегда, приветливо улыбчив; уже внимательна и серьезна Анечка, моя верная помощница в учебных вопросах, а вот Оля чувствует себя довольно неловко. Я догадываюсь, почему. Стало доброй традицией появление в классе неожиданных сюрпризов в день чьего-то рождения. Кто только не встречал именинников: и веселый песик, и хитроватый Дедушка Мороз, и гусар, лихо восседающий на коне! А ко всему этому – волшебная шоколадная палочка, сулящая исполнение самого заветного желания именинника. И хотя ребята знают автора этих сюрпризов, но условия игры ими были приняты и одобрены: пусть Валентина Кузьминична и имеет какое-то отношение ко всему этому, но все-таки это… волшебство.
У Оли сегодня день рождения. Но на ее парте не оказалось сюрприза, и в глазах девочки недоумение, вопрос:
– Может, забыли?
Нет, Олечка, не забыла, я на это просто права не имею, раз уж назвалась вашим классным руководителем, однако мне очень захотелось особенно порадовать тебя, чувствую, жизнь не часто балует тебя подарками. Старенькие, застиранные юбочки и кофточки, постоянная забота о младшей сестренке; безграничная радость от приобретения необходимого учебника, отсутствие какой-либо зависти к благополучию одноклассников, готовность всегда прийти на помощь – будь то генеральная уборка, дежурство по классу, выпуск стенгазеты.
Я еще раз обвожу класс глазами и заговорщицким тоном начинаю:
– Ребята, вам не кажется, что сегодня в чем-то особенный день?
– Да! Солнышко с утра!
– Так тепло, весело!
– Весна! Каникулы скоро!
– Сегодня вторник! Первый урок – ваш!
Сердце сладко замирает. Эта случайно вырвавшаяся фраза – награда для меня, и очень дорогая награда. Мне очень хотелось бы завоевать доверие и любовь этих малышей, ведь впереди – семь непростых школьных лет совместной жизни. И чем теплее, искреннее станут наши отношения, тем интереснее и полезнее будет наше общение, тем больше радости и успеха оно принесет.
– И все-таки есть еще одна удивительная особинка сегодняшнего дня! И солнце, и тепло, и птицы – потому что сегодня день рождения очень хорошего человечка.
Мальчишки забегали глазами по лицам одноклассников: “Чей?” Кто-то из девочек ждет, когда я произнесу имя, кто-то шепчет: “У Оли…” и с улыбкой оглядывается на нее, а Оля заливается румянцем и смущенно опускает голову. Когда мы все ее дружно поздравляем, вручаем сюрприз от самой красавицы Весны, я замечаю в глазах взволнованной девочки слезы, сама переборов волнение, крепко обнимаю ее:
– Будь счастлива, Олечка!
Мое следующее задание: придумать предложение с прямой речью и с обращением, посвятив его нашей имениннице. Уверенно взлетают руки, урок набирает свой привычный ритм: работа у доски и по карточкам на листочках, комментированное письмо, небольшой проверочный диктант, знакомство с новым материалом, практическое применение правила, объяснение домашнего задания. Многолетний опыт позволяет видеть реакцию почти каждого и вовремя прийти на помощь то ободряющим словом, то укоризненным взглядом, то шуткой, то небольшой подсказкой. Взаимоотношения с классом на уроке схожи со взаимоотношениями дирижера с оркестром: в фальшивой ноте часто виноват не столько музыкант, сколько руководитель оркестра.
Звонок с урока. И если ребята не захлопали учебниками и дневниками, а все еще находятся со мной, значит, все нормально, значит, мы слышим друг друга и интересны друг другу.
Комментарии