search
main
0

Солнечный тембр. Ученики школы искусств живут в мире творчества и вдохновения

Каждая школа начинается с директора, а школа искусств тем более. Марина Леонидовна Рахматуллина возглавляет казанскую школу искусств №4 много лет, поэтому нынешний коллектив педагогов собрала она. Дети сюда едут из других районов города. Родители это объясняют так: там прекрасные, талантливые педагоги. По словам преподавателей, Марина Леонидовна, как магнитом, притягивает именно одаренных учителей. Для иных, средних, ее критерии – это неподъемная планка.

В школе вот уже не одно десятилетие живут творчество и вдохновение. «Ученики у нас талантливые», – утверждают педагоги. Но таланты надо искать, открывать, растить. Здесь считают, что начинать воспитывать таланты нужно как можно раньше. Эту задачу здесь реализуют через подготовительный класс, в который принимают малышей начиная двух с половиной – трех лет. У многих детей рано появляются интерес и любовь к миру звуков, они воспринимают его интуитивно. Именно здесь малыши и делают свой первый шаг в дивное царство музыки.Подготовительный класс называют школой раннего развития. Понятно, что в основные классы возьмут далеко не всех. Обид у родителей обычно не бывает. Они сами видят, есть ли у ребенка способности к музыке, и если у него их нет, то в этом никакой беды, заставлять ребенка заниматься музыкой насильно никто не будет.Зато те, кто остается, занимаются с увлечением и любовью. Малыши особенно привязываются к Ирине Робеспьеровне Арнольновой, вот как ее пяти- и шестилетние ученики отзываются о ней: «Она теплая, как мама», «Она добрая и веселая, как мама», «Она нас любит, говорит, что мы талантливые».Когда Марина Леонидовна приняла руководство школой, в ней было 100 учеников и две инструментальные специальности – фортепиано и баян. Сегодня здесь занимаются 500 юных музыкантов по двенадцати специальностям: добавились скрипка, виолончель, гитара, домра, балалайка, мандолина, флейта, саксофон, курай. Преподаватель игры на курае Сагит Гарифзянов помогает возрождению замечательного татарского народного инструмента.Дети развивают свои способности в классах импровизации, композиции, синтезатора. Особо любимым направлением стала музыкальная информатика, которая способствует всестороннему развитию. По многочисленным просьбам юного и взрослого населения несколько лет назад появились вокальное и инструментальное отделения. Теперь старшеклассники учатся играть на электромузыкальных инструментах, осваивают эстрадный вокал, участвуют в вокально-инструментальных ансамблях.Открытие школы искусств в 1989 году по инициативе Управления образования Казани в отдаленном спальном районе города Азино помогло решить несколько проблем: создать возможности для дополнительного образования, приобщить детей к миру прекрасного. Ребят микрорайона не только отвлекли от шатания по улице, но и сделали их жизнь увлекательной и достойной.Занятия в школе искусств повлияли и на родителей, в какой-то степени приобщили и их к искусству. Многие родители и члены семей музицируют с детьми, поют вместе с ними, берут в руки баян, гитару, домру те, кто когда-то в детстве учился играть. Появились домашние хоровые ансамбли. Музыка обогащает и детей, и взрослых, делает их жизнь гармоничнее, духовнее, многограннее. Педагоги это заметили и организовали в стенах школы семейное шоу, и теперь родители раскрывают свои умения и способности на конкурсе «Я и моя родня – музыкальная семья».Зайдите в школу искусств, и вы увидите сплошь счастливые лица. Они и в обычной школе стали учиться лучше, с тех пор как поступили сюда. Известно, что игра на музыкальных инструментах развивает память, речь, математические способности. Происходит развитие левой руки, одновременно развиваются правое и левое полушария. Ребенок становится эмоционально богатой, творческой личностью.Марина Леонидовна считает фортепианный отдел школы гордостью, ее настоящим, прошлым и будущим. Дания Абдрашитовна Рафикова – заведующая отделом. Рядом с ней молодые педагоги, бывшие воспитанники школы искусств. Динара Фаттахова создает свои авторские методики, способствующие развитию творческих способностей юных пианистов, учит их импровизировать, а также играть на синтезаторе.Отдел народных инструментов возглавляет Татьяна Марина. Сама она готовит юных баянистов и аккордеонистов. Желающих попасть к ней в класс всегда много. И не только потому, что ребенок и родители выбрали эти инструменты, она, по их отзывам, ласково и внимательно относится к каждому. Среди именитых преподавателей школы учителя домры, артисты Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан Ольга Еланина и Татьяна Белова, которая ведет еще и класс мандолины. Настоящих профессионалов растит преподаватель класса балалайки виртуоз-балалаечник Артем Усов. «В его руках, – писал один журнал, – балалайка становится звонкоголосой, с переливающимся журчанием, подобным ручейку, солнечным тембром». Артем Александрович вошел в Международную балалаечную энциклопедию.Особо популярна у подростков, как и в былые времена, гитара. В руках ребят, которые учатся у преподавателя классической гитары Екатерины Моисеевой, она поет так, что заслушиваются профессиональные гитаристы.Оркестр народных инструментов восторженно встречают на всех концертах и юные слушатели, и взрослые.Популярен в Казани хореографический отдел, в который ребята ездят со всех концов города. Танец для них – способ самовыражения, умение управлять своим телом, своими чувствами. Руководит отделом Анна Гореева. Ее конек – современный танец, в который она привносит элементы восточной экзотики. А Эдуард Мишанин ставит динамичные остросовременные танцы, которыми увлекаются мальчики. Ольга Тихонова отдает предпочтение классике.Воспитанники казанской школы искусств №4 с удовольствием участвуют в фестивалях, конкурсах любого уровня – от городских до всероссийских. На конкурсах поют, танцуют и самые маленькие питомцы четырех-шести лет.Слава школы искусств вышла далеко за пределы Татарстана. Самым звездным отделом считают хоровой класс – на его счету более ста побед, в том числе и на Международном фестивале «Планета детства» в Москве, Всемирном чемпионате исполнительских видов искусства в Лос-Анджелесе, II Международном фестивале «Планета детства» в Тарту, Международном конкурсе юных вокалистов в Австрии и т. д.Успехи ребят из Казани замечены и известными деятелями искусств. Побывавший в школе Владимир Спиваков пригласил юных скрипачей в Москву, где на конкурсе, организованном маэстро, одна девочка из школы искусств заняла первое место.Приезжал сюда и всемирно известный дирижер Валерий Гергиев. Он отобрал нескольких детей для участия в популярном Всероссийском детском хоре.Многие выпускники школы искусств поступают в творческие вузы, среди них Казанская государственная консерватория, Казанская академия культуры и искусств, Московское военное музыкальное училище.Педагоги гордятся своими бывшими учениками, для них важно, что выращенные ими таланты получили развитие и состоялись как артисты, как творцы. С особой гордостью Марина Леонидовна говорила о Юлии Музуровой, талантливой солистке Молодежной оперной программы Большого театра. Ее красивое меццо-сопрано высоко ценят поклонники оперного искусства. В конце прошлого года она пригласила своих педагогов вместе с Мариной Леонидовной на спектакль «Кармен», роль которой она исполняла на главной сцене страны.Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказок, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Ребята, которые учатся одновременно в школе искусств и общеобразоватиельной школе №144 (они находятся в одном здании), соответствуют этому пожеланию. Содружество двух школ притягательно для детей и их родителей. Обе школы составляют общие планы проведения праздников, фестивалей. В гуманитарных классах школы №144 обычно есть хотя бы один музыкальный инструмент. Нередко оба директора – Марина Леонидовна Рахматуллина и Фирдаус Ахтямовна Саидгараева – встречаются, чтобы обсудить общие планы, наметить общие мероприятия. Две школы совместно проводят концерты, посвященные знаменательным датам, вечера памяти деятелей искусств Татарстана.Родители учеников обеих школ говорят, что им повезло, потому что их дети в одном и том же здании могут получать еще и дополнительное образование, никуда не надо ездить. С 8 утра до 8, а то и до 9 вечера они заняты чем-то полезным и увлекательным. Одних и тех же ребят после уроков в основной школе можно увидеть то с музыкальным инструментом, то со спортивными доспехами.Фирдаус Ахтямовна говорит, что благодаря занятиям музыкой ее воспитанники умеют дорожить временем (надо непременно успеть тут и там) и легче справляются с неудачами. Музыка пробуждает в человеке высокие чувства и мысли. Искусство, считают оба директора, необходимо в жизни каждого.Казань, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте