Детский сад «Солнечный круг» был создан в 2000 году. В Москве в те годы негосударственный сектор образования уже вполне сложился. Страна сделала огромный рывок от моносистемы в сторону многоукладности, многопрофильности образования. Именно родители потребовали сделать образовательные учреждения отличными от массовых – с персональным подходом к каждому ученику, набором необходимых для жизни предметов, хорошим питанием, большим объемом иностранных языков и спортивных дисциплин. Фундаментальным итогом стало то, что в рамках сектора негосударственного образования была создана своеобразная и оригинальная практика образования как общественного института с некоммерческим типом деятельности, финансируемым не из бюджета, а за счет спонсорских средств и родительской оплаты. Формирование негосударственного сектора образования позволило выйти на решение проблемы личностно ориентированного обучения с учетом разных категорий детей и дифференциации запросов населения. Негосударственные образовательные учреждения решают важные задачи: получение хорошего образования для трудных детей и детей со специальными нуждами, организация содержательной жизнедеятельности ребенка в течение дня, суток, больших промежутков времени, создание инновационной среды быстрого реагирования и квалифицированного опробования новых образовательных практик и технологий для их последующего переноса в массовую образовательную практику, а также привлечение инвестиций со стороны бизнеса в образовательный и социальный капитал общества. Негосударственное образование рассматривается как часть системы общего образования, осуществляющая свои функции в интересах государства и общества.
Демократическому государству важна не организационно-правовая форма, в которой ребенок обучается и воспитывается. Главное – раскрытие и поддержка индивидуального развития личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, формирование навыков восприятия и соблюдения общественных правил и норм, умения жить в этом обществе, принимая всех его членов, способствовать прогрессу этого общества, а также развитие навыков и умений, полезных для дальнейшего жизненного пути.
«Солнечный круг» с начала создания был учреждением дополнительного образования. Идя навстречу запросам родителей и выполняя социальный заказ управы Хамовники (тогда в районе было закрыто или перепрофилировано более 10 детских садов), год спустя, в 2001 году, центр стал образовательным учреждением обучения и воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В настоящее время НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг» имеет два структурных подразделения – детский сад и досуговый центр, которые посещают более 200 детей. Детский сад реализует общеобразовательную программу дошкольного образования, досуговый центр обеспечивает организацию содержательного досуга населения района, в том числе взрослых.
Чем интересен для родителей негосударственный детский сад? Их, безусловно, привлекают домашняя обстановка в детском саду, доброжелательные и квалифицированные кадры, прекрасная материально-техническая база, небольшие группы детей (по 14 человек), индивидуальный подход к каждому ребенку, 12-часовой режим работы, пятиразовое полноценное сбалансированное питание, летние группы.
Нередко к нам обращаются родители, приехавшие на работу из других стран. Так в детском саду появились ребятишки из Германии, Франции, Великобритании, Вьетнама. Как правило, они быстро вливаются в детский коллектив и с успехом осваивают русский язык. Некоторые родители, меняя место жительства, покупают квартиры в Хамовниках. Другие, не получив места для ребенка в государственном детском саду, приводят детишек к нам. Бывают и другие случаи. Внезапно ушла няня, изменились планы у бабушек и дедушек. Этим летом нужно было помочь родителям
4-летнего малыша; они оформляли опеку над ребенком, собирали необходимые документы и в конце учебного года, естественно, не могли найти место в районном детском садике.
«Солнечный круг» уделяет большое внимание установлению доверительных, дружеских отношений с родителями. Мы твердо убеждены, что папы и мамы – самые значимые люди в жизни ребенка, а мы их партнеры и помощники. Нередко проблемы детей – это проблемы самих родителей (неустроенность в личной жизни, собственные детские комплексы, несформированность общей культуры поведения). В беседах, в психологических печатных материалах, на индивидуальных консультациях мы рассказываем родителям о том, как важны для малыша их совместное общение, положительный эмоциональный климат в семье для благополучного психического развития ребенка, о важности поощрения двигательной активности детей, привития им любви к спорту, здоровому образу жизни. Особый акцент делаем на важность участия родителей в развитии у малышей интереса к книге. Домашняя библиотека, сами родители с книгой, чтение вслух малышам, совместное рассматривание картинок сделают свое дело. Книга прочно войдет в мир ребенка и станет его другом на всю жизнь.
Мы ответственно относимся к дошкольному детству, так как этот возраст обладает огромным потенциалом для дальнейшего благополучного развития ребенка, убеждаем родителей, что для взрослых 6 лет – это очень немного, а для малыша – это почти ВСЁ. Мы заботимся о том, чтобы и в семье, и в детском саду были единые требования и подходы к воспитанию.
Практика показывает, что сотрудничество родителей и педагогов в интересах ребенка, достигнутое взаимопонимание значительно увеличивают рост интеллектуального, физического потенциала малышей, создают благоприятные условия для поддержания их эмоционального равновесия. Все наши коллективные мероприятия нацелены на то, чтобы дети дружили и общались, получая от этого радость, а родители узнавали их в непринужденной обстановке, устанавливали с ними положительный эмоциональный контакт, закладывая тем самым основу для взаимопонимания в подростковом возрасте.
Мы никогда не интересуемся профессиональной деятельностью родителей, тем приятнее нам, когда они сами в благодарность за заботу о детях предлагают свои услуги по рекламе учреждения, оказанию помощи в создании сайта, обеспечению автобусом для экскурсий. Как говорят родители, пока дети растут, они сами меняются. Сомнения и критика уступают место конструктивным, деловым и доброжелательным отношениям. Со многими родителями и после выпуска детей нас связывает дружба, мы стараемся во всем помогать друг другу.
Малыши в нашем детском саду удивительно солнечные. Всегда радостные, приветливые, вежливые, обязательно обратят внимание на прическу, украшение, новые туфли или платье. Они часто заглядывают ко мне в кабинет, расположенный рядом с группами. Такие посещения я называю «Минутка у директора». Мы показываем им, как формируем заявки на питание, как пишем очередной отчет, что нового появилось о центре на нашем сайте.
Наши дети – полноправные участники образовательного процесса, всегда могут высказать свою точку зрения и быть уверены, что их услышат. Нас интересует мнение ребят по всем вопросам деятельности детского сада: нравится ли им питание, какие игрушки будем покупать, куда поедем в следующий раз – на экскурсию или в театр?
Наши малыши очень любознательные. Их постоянные вопросы «Почему?» и «Как так?» легли в основу проекта «Детский игровой город», теперь мы все вместе знакомимся с разными сторонами жизни большого города. Запомнить увиденное и услышанное можно только в процессе практики, и мы покупаем малышам пособия, инструментарий для проведения опытов и экспериментов в детской лаборатории.
Как общественно-образовательное учреждение детский сад – зеркало общества. Здесь дети проигрывают взрослые ролевые ситуации, знакомятся с определенными ценностями и правилами совместной жизни. Мы активно готовим детей к жизни в столице, уделяем большое внимание правилам безопасного поведения в городе. В ход идут книги, плакаты, видеофильмы, моделирование различных игровых ситуаций. Безопасность ребенка для нас не просто декларация. В детском саду соблюдаются нормы противопожарной безопасности, строго выполняются рекомендации СанПиНов, разумно дозируется учебная нагрузка; физкультминутки в процессе занятий позволяют снять мышечное напряжение, а зарядка для глаз – улучшить зрение. Мы обучаем детей навыкам релаксации, умению соблюдать режим труда и отдыха. Уверены, что это очень пригодится им в информационно насыщенной и эмоционально перегруженной жизни взрослых.
А еще ребятишки у нас очень добрые и эмоционально отзывчивые. Пока выучим трогательную песенку про любимую мамочку или заботливую бабушку, всплакнем не раз. На выпускном вечере, сдерживая слезинки, они благодарят всех нас, старательно показывают все то, чему их научили.
Детский сад у нас небольшой, и дети гуляют вместе; старшие всегда уступают в игре малышам, вечером, когда обе группы объединяются, читают им книжки, помогают переодеть носочки или поправить косички, убирают за ними посуду, учат говорить по-русски малышей-иностранцев.
А с каким удовольствием мы готовимся к очередному празднику! Выступление перед бабушками и дедушками – всегда незабываемое и долгожданное событие. Сколько взаимных улыбок, тепла и счастья!
В силу семейных традиций наши дети путешествуют по миру. Как обрадовались они, узнав, что теперь у нас есть друзья-дошколята в Берлине! Много интересного рассказывают друг другу малыши о своей жизни, семье, друзьях, любимых игрушках. С каким удовольствием обмениваются они рисунками, фотографиями, песенками, стихами и сказками, в том числе собственного сочинения, да еще и на английском языке! Это наглядно показывает им практическую значимость изучения иностранного языка, а нам позволяет эффективно развивать их лингвистические способности.
Наши ребята – активные участники многих районных и городских мероприятий. Спартакиады для дошкольников, конкурсы художественных работ, фестивали творчества, интеллектуальные игры – вот где можно посостязаться со сверстниками, продемонстрировать свою ловкость, меткость, быстроту реакции, поразить своим творческим видением, проявить смекалку, сообразительность, интеллектуальные способности, показать восторг и радость от победы и сохранить достоинство при вручении наград.
С энтузиазмом ребята приводят в порядок детскую площадку, убирают листья, сгребают снег, участвуют в благоустройстве двора жилого дома, в котором находится центр,- с соседями должны сохраняться хорошие отношения.
Нам нравится активная социальная позиция наших малышей. Растет хорошее поколение. Научив их беречь природу, уважать старших, помогать слабым, любить свой район, город, страну, можно быть спокойным, что наша жизнь будет лучше и достойнее, что они смогут стать полноценными членами общества, ответственными за судьбы страны и мира.
Детский сад может многое, потому что все закладывается в детстве. Надо эффективно использовать его потенциал и возможности. Почему бы не помочь любимой Москве в реализации одной из важных для города задач – внедрения раздельного сбора мусора? Для нас это игра и развлечение, а для города – несомненная польза. Мы всё «по полочкам разложим», рассортируем, да и цвета закрепим! И родителей приучим к дисциплине. Кстати, в свое время подобная работа в Германии началась именно в детских садах, и любой турист в этой стране с удовольствием отмечает аккуратно раскрашенные в разные цвета мусорные бачки, куда организованные жители складывают отходы.
В интересах детей, их развития, расширения кругозора, обогащения опыта «Солнечный круг» сотрудничает с культурными учреждениями Хамовников. Наши дети не раз выезжали на экскурсии в библиотеки района, знакомились с их работой, участвовали в интересных познавательных мероприятиях. Мы с радостью приняли предложение детской библиотеки им. А.П.Гайдара провести у нас «Книжкины игры». Ребята познакомились с творчеством Агнии Барто, Корнея Чуковского и других детских писателей. Вместе с воспитателями они смастерили Дерево желаний и оставили на нем свои заветные записочки.
Мы не спешим расставаться с выпускниками. Традиционно в мае организуем для них встречи, интересную развлекательную программу, конечно, подарки и сладкий стол. Ребята имеют возможность увидеться с друзьями, которые уже учатся в школе. Как они радуются друг другу, обнимаются, делятся новостями, успехами! Надо отметить, что нашим нынешним выпускникам уже 13-14 лет, но мы не теряем связь с ними. Для них у нас открыта игротека, организуются интересные экскурсии и поездки, их всегда ждут в кружках и студиях наши педагоги.
Коллектив центра заслуживает особого внимания. Это команда единомышленников, людей, отлично знающих свое дело, а самое главное, любящих детей. Мы всегда приветствуем их инициативу, ценим творческие находки, с уважением относимся к накопленному опыту. Наш талисман – Клавдия Дорошина, малыши называют ее ласково наша «баба Клява». Ей уже за 80, а она, как и 25 лет назад, доброжелательно и внимательно встречает детей у входа, с деланной строгостью отмечает шалости озорников.
Родители единодушны – в центре царит особенная атмосфера детства. Мы тоже с этим согласны. Вот приводят в детский сад малыша, смотришь, а мамочка ждет уже другого, не успеешь оглянуться, а он уже и сам бежит по ступенькам в любимый детский сад. Многодетные семьи для нас не редкость. За десять лет 15 сотрудниц центра тоже стали мамами – так мы вносим вклад в выполнение государственной программы повышения рождаемости. Два года назад был курьезный случай. Водоплавающая уточка из соседнего детского парка вывела птенцов прямо на детской площадке и направлялась к пруду, тут ее и заметили жители нашего дома, подумали, что птица больна или ранена, а под крылом, оказывается, пушистые беспомощные комочки. Дружно проводили новоиспеченную «мамочку» домой, бережно охраняя ее от машин.
На мой взгляд, детские дошкольные учреждения – особая территория добра, любви, заботы. С детскими садами Хамовников нас связывает давняя дружба. Это единая команда веселых и талантливых людей, которые немало делают, чтобы раскрасить солнечными красками жизнь малышей в большом городе. Их оптимизм, творческая энергия, любовь к детям заслуживают восхищения и уважения. Большой энтузиаст своего дела заведующая детским садом №1472 Татьяна Соколова. Она, председатель Совета заведующих детскими садами района Хамовники, по праву считается лидером в своей области. Как коллега и депутат, всегда нахожу у нее поддержку всех замыслов, связанных с организацией спортивных и творческих мероприятий для детей дошкольного возраста. Подготовка к ним нас, безусловно, сплачивает. Часто обращаюсь к ней за советом и помощью – хочу, чтобы наш детский сад был в общем строю, выполняя единые государственные требования. Хорошо, что теперь есть профессиональный праздник работников дошкольного образования! Он подтверждает значимость и ценность работы воспитателя, его огромную роль в развитии и воспитании будущего члена общества и гражданина страны, дает возможность поблагодарить этих удивительных людей.
Известно, что успехи московского дошкольного образования вызвали к себе интерес во всем мире, и международная организация ЮНЕСКО заключила соглашение с отдельным городом, Москвой, об участии в пилотном проекте в области воспитания и образования детей младшего школьного возраста «Московское образование: от младенчества до школы» с целью изучения и распространения передового опыта.
Работа НОУ «Детский центр обучения и воспитания «Солнечный круг» привлекла внимание окружного управления образования и Департамента образования. Нам оказано большое доверие – быть участником международного проекта ЮНЕСКО. С апреля 2009 года мы стали ресурсным центром «Негосударственное образовательное учреждение», цель которого – разработка модели жизнедеятельности, обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях негосударственного образовательного учреждения в соответствии с потребностью общества и запросами родителей.
Работа в проекте позволила нам ознакомиться с деятельностью других ресурсных центров. Мы оценили их великолепную материально-техническую базу, отличный ремонт и убедились, что город любит своих малышей. Много нового и интересного для себя мы узнали на семинарах коллег и кое-что уже включили в свою работу. Подобный обмен опытом дошкольных образовательных учреждений с различной организационно-правовой формой интересен и уникален, и было бы отлично ввести это в практику на постоянной основе. Нам также представилась прекрасная возможность поучаствовать в совещаниях, организованных Департаментом образования по координации проекта. Безусловный его вдохновитель – заместитель начальника Управления дошкольного и общего образования Мария Цапенко, профессионал высочайшего класса, обаятельная женщина, с чувством юмора, пользующаяся заслуженным уважением у заведующих детскими садами.
Работу по проекту ЮНЕСКО мы выполняем в содружестве с педагогическим колледжем №5. Заключенное в январе 2010 года соглашение дало новый импульс нашей работе. Обучение кадров, методические семинары, консультации, практика студентов в детском саду – далеко не полный перечень нашей совместной деятельности. В феврале мы пригласили коллег на одну из игр в рамках проекта «Детский игровой город». Будущие воспитательницы по-другому оценили сюжетно-ролевую игру, знакомую им по учебникам. По-новому увидели они и отношение родителей к труду педагогов. Они поняли, что работать в современном детском саду – это увлекательно и престижно.
Как ресурсный центр мы проводим работу по сбору, изучению, анализу передового опыта в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, в том числе зарубежных коллег. Осуществляя проект «Детский игровой город», обобщаем опыт по проблеме практико-ориентированного обучения и воспитания малышей. Разрабатываем методические пособия в помощь родителям, например, «Как увидеть художника в своем ребенке», «Развитие музыкальных способностей в совместной деятельности с родителями», методические рекомендации для педагогов «Как играть с пользой для жизни», «Как развить интерес к науке у дошкольников», «Большой теннис в детском саду», «Танцевальная практика в детском саду».
В наших планах – сбор и изучение авторских методик и новых форм работы с детьми в негосударственных образовательных учреждениях, заинтересованных в распространении своего опыта. Мы приглашаем к сотрудничеству всех, кого затронули вопросы, освещенные в данной статье, – и государственные, и негосударственные учреждения.
Наши контакты:
www. sunnycircle.ru
e-mail: sunnycircle@rambler.ru,
тел./факс 8(499) 245 92 33
Комментарии