В прошлом выпуске «Методической кухни» (УГ, №51, 2010 г.) мы рассказали об итогах интернет-фестиваля «Добрых рук мастерство», который провела Сеть творческих учителей и активно поддержала «Учительская газета». В том же номере появился материал одного из победителей по версии нашей газеты. В январской «Кухне» мы предлагаем вашему вниманию разработки остальных победителей. Презентации к этим материалам опубликованы на нашем сайте www.ug.ru.
Уровень образования школьников: 6-7-е классыЦели:- способствовать повышению эффективности обучения детей в образовательном процессе по изучению народных ремесел Карелии, России через мастер-класс по изготовлению изделий из лыка;- создание условий для творческого развития детей и их самореализации средствами декоративно-прикладного искусства.Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение во всех сферах жизнедеятельности человека. Прикладное искусство – изготовление собственными руками предметов, применяемых в быту.В последние годы изучаются и возрождаются угасающие виды народного декоративно-прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов – лозы, бересты, соломки, лыка.Природа – замечательная мастерская. Для работы с природным материалом не понадобится дорогостоящее оборудование. Инструменты и приспособления очень простые. Научить детей работать с природным материалом – это значит приобщить их к ремеслу, которое издавна бытовало на территории нашей страны и сегодня переживает второе рождение.На фестиваль я предлагаю свой мастер-класс «Солнечный конь», посвященный изготовлению коня из лыка. Вместе с детьми мы работаем с природным материалом. Детям нравится делать своими руками подарки, сувениры из лыка. Игрушка конь используется на наших праздниках в игре с большим успехом.Технология изготовления несложная, доступная ученикам 5-7-х классов. Вместе с девочками мы проводили мастер-классы в начальной школе. Ученики 3-4-х классов хорошо справлялись.Солнечных коней мы делаем не только из лыка, но и из соломки, из сухой травы на осенних посиделках во внеурочное время. Приглашаем родителей, классных руководителей. Дети узнают новое об истории родного края, о развитии данного ремесла.Предлагаемый мастер-класс содержит:• технологию изготовления коня из лыка;• исторические сведения, которые были собраны в процессе исследовательской деятельности учащихся по изучению народных ремесел родного края;• картины русских художников;• пословицы, которые сопровождают процесс изготовления коня;• игры;• песни;• фотоотчет с урока.Ресурсы:http://www.gogol.ru/izo/raboty_polzovatelei/_kuklaobereghttp://kizhi.karelia.ru/culture/crafts/bast/http://propets.4bb.ru/viewtopic.php?id=58http://www.arhpress.ru/pinega/2005/3/10/15.shtmlhttp://creativchik.blogspot.com/2010/02/blog-post_14.htmlПрезентация к мастер-классу опубликована на сайте «Учительской газеты» в разделе «Методика».В процессе работы с природным материалом у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы рук, глазомер. Воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира. Формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и способов его применения, бережное отношение к природе.Предлагаемый мастер-класс могут использовать в своей работе учителя технологии, дополнительного образования, учителя начальной школы.Технологическая карта изготовления коня из лыкаЛыко – это природный материал красивого светло-коричневого цвета. Мы живем в городских условиях, и лыко достать можно в хозяйственных магазинах. Это кисть, которая называется «Кисть мочальная».Изображение и последовательность выполнения работы1. Подготовить ножницы, нитки хлопчатобумажные белые (штопальные), нитки шерстяные красные или нитки «Ирис», или лыковые веревки.2. Взять кисть мочальную. Одной кисти хватает для изготовления конька.3. Подготовить небольшой пучок лыка на всю длину кисти для изготовления головы, части туловища, передних ног.4. Пучок согнуть пополам и перевязать белой нитью, отступив от края 2-3 см.5. Стебли лыка заломить в противоположную сторону. Плотно стянуть от перевязки.6. От сгиба отступить 2-3 см и туго перевязать красной нитью. Затем отступить еще 3 см и перевязать красной нитью.7. Сформировать голову конька и перевязать шею белой нитью.8. Определить место соединения второй части туловища и перевязать белой нитью.9. Разделить нижнюю часть пучка на две части (передние ноги) и перевязать красной нитью, отступив от края 2 см.10. Взять вторую часть лыка из кисти, согнуть пополам и соединить с первой частью туловища. Пучок плотно стянуть и перевязать красной нитью.11. Определить соединение туловища и задних ног. Пучок перевязать белой нитью.12. Третью часть лыка из кисти согнуть пополам и уложить на белую нить.13. Пучок плотно стянуть и перевязать красной нитью.14. Нижнюю часть пучка разделить на две части, определить длину задних ног и перевязать красной нитью.15. После перевязки задних ног конька лишняя часть лыка может быть использована для гривы или для изготовления кукол.16. Остатки лыка от задних ног разделить на три части для гривы конька.17. Подготовленные части лыка для гривы туго завязать на голове и на шее красными нитками.18. Ножницами подровнять ноги, гриву и хвост. Конь готов.Валентина ЧУПРОВА, учитель технологии лицея №40 Петрозаводска, Республика Карелия
Комментарии