Воспитательная система базируется на следующих принципах:- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, добросовестность;- демократизм и гуманизм;- системность в планировании и организации воспитательной деятельности;- природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности.
Оздоровительная работа в классе строится на основе общешкольной оздоровительной программы «Родничок здоровья». На уроках применяются офтальмотренажеры, проводятся психологические тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия. Классные часы построены на основе методики Аллы Шемшуриной «Нравственные уроки».В классе функционирует система самоуправления. Есть мэр города, отвечающий за организацию работы отделов «Учеба», «Досуг», «Здоровье», «Забота – тимуровская помощь», спортивный отдел. К 4-му классу ученики становятся более самостоятельными. Совет учащихся готовит и проводит классные собрания, КТД, вечера. Организует тимуровскую помощь ветеранам и пенсионерам. Организует помощь в учебе одноклассникам. Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть, что контролируется мэром города. Виды собраний: выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое. Совет города организует самообслуживание, помощь в учебе ребятам, у которых есть проблемы, обеспечивает дисциплину и порядок в классе. Вся информация отражается в классном уголке. Направления работы Направление I. «Здоровье» – «Мое здоровье в моих руках» Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтапные задачи программы 1-я ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1-й класс).Основные задачи:1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).4. Предупредить непонимание основных понятий ЗОЖ.2-я ступень – углубленное изучение (2-й класс).Основные задачи:1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.3. Формировть практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.3-я ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4-е классы).Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.Направление II. «Гражданин» – «Я люблю свою землю, родные края…» Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины. Тематика классных часов Часть 1. Я – гражданин России С любовью к России.Летопись природы родного края.Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.Все работы хороши – выбирай на вкус.На лесной поляне.День защитника Отечества.Подвигу народов жить в веках.Красота русской природы.Слава хлебу на столе.Часть 2. Мы вместе Деловая игра «Главные вопросы».Утренник «Ваши права и обязанности».По морям, по волнам.О дружбе, доброте, отзывчивости.От самоуничижения к самоутверждению.Звездный час.В гостях у Мойдодыра.Школа вежливых наук.Сюрпризы лесной полянки.Направление III. «Семья» – «Папа, мама, я – дружная семья» Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.Организация деятельности: – лекционный метод передачи знаний; – психодиагностические методы исследования личности; – экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах; – методы социально-педагогического тренинга:а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;б) метод анализа конкретных ситуаций;в) игровое моделирование;г) игры и упражнения разной направленности;д) психологические этюды.Тематика классных родительских собранийНравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка.О воспитании любви к природе.Воспитание у ребенка любви к чтению.Как помочь детям в учебе? День рождения класса.Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.Семейные праздники.Воспитание культуры поведения у младших школьников.Семейный конфликт и дети.Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.Развитие творческих способностей в семье.Веселимся всей семьей.Почему дети лгут? Проблема нравственности.Чтение – окно в мир познания.Ваш ребенок и его друзья.Секреты здоровья ребенка.«Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.Воспитание милосердия.«Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.Поздравление наших пап. КВН «Если хочешь быть здоров». Несколько полезных советов родителям.Направление IV. «Нравственность» – «В человеке должно быть все прекрасно…»Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.Формы работы: – тематические классные часы по нравственной тематике; – спецкурсы по нравственной тематике; – дискуссии по нравственной тематике; – поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами; – шефская работа учащихся в детских домах, больницах; – изучение нравственного наследия мира; – читательские конференции; – организация циклов бесед «Уроки нравственности»; – занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»; – праздники, сюрпризы, конкурсы; – театральные и кинопремьеры по нравственной тематике; – экскурсии, поездки, походы по боевым местам; – изучение нравственного наследия своей страны; – изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди; – знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.Направление V. «Досуг» – «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.Формы работы:- празднование памятных дат в жизни учащихся;- празднование памятных дат календаря;- посещение театров, музеев, выставок;- театрализованные представления;- фестивали, презентации;- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;- дискотеки, танцевальные вечера.Направление VI. «Интеллект» – «Хочу все знать» Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.Формы работы:- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;- интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;- интеллектуальные бои;- школы интеллектуального развития;- тренинги интеллектуальных умений;- спецкурсы.Направление VII. «Общение» – «Я, ты, он, она – вместе мы друзья» Цели:1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок».3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.4. Учить приемам преодоления проблем в общении.Формы работы:- социометрия;- интерактивные игры, тематические классные часы;- тренинг общения детей и родителей;- самопрезентации и самопредставление;- праздники, конкурсы, ролевые игры.Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в рубрике «Методическая кухня» Ольга ЕВДОКИМОВА, учитель начальных классов средней школы села Рощинский Республики Башкортостан, победитель VI конкурса «Мудрая сова»
Комментарии