Цель системы: формирование физически и духовно здоровой, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Задачи: содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного воспитания; содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем; предоставление ребенку широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации; организация воспитательного пространства через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности.
Воспитательная система базируется на следующих принципах:
– приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, добросовестность;
– демократизм и гуманизм;
– системность в планировании и организации воспитательной деятельности;
– природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности.
В классе значительное внимание уделяется воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Используются разные формы, способы воспитательного процесса в классе. В школе функционирует широкая сеть кружков и секций, которые развивают различные интересы и способности учащихся.
В классе все делается для оздоровления учащихся. В школе богатая спортивная база. Оздоровительная работа в классе строится на основе общешкольной оздоровительной программы «Родничок здоровья». На уроках применяются офтальмотренажеры, проводятся психологические тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия.
Классные часы построены на основе методики Аллы Шемшуриной «Нравственные уроки».
В классе функционирует система самоуправления. Есть мэр города, отвечающий за организацию работы отделов «Учеба», «Досуг», «Здоровье», «Забота – тимуровская помощь», спортивный отдел. К 4 классу ученики становятся более самостоятельными. Совет учащихся готовит и проводит классные собрания, КТД, вечера. Организует тимуровскую помощь ветеранам и пенсионерам. Организует помощь в учебе одноклассникам. Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть, что контролируется мэром города. Виды собраний: выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое. Совет города организует помощь в учебе ребятам, у которых есть проблемы Совет города обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание. Вся информация отражается в классном уголке.
Организация воспитательного процесса в классе включает эффективное использование на практике коллективной творческой деятельности, традиций классного общества, планирование и анализ воспитательной работы в классе, диагностику и мониторинг воспитательной деятельности.
Направления работы:
1. Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».
2. Нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно…».
3. Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».
4. Досуг «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».
5. Патриотическое воспитание «Я люблю свою землю, родные края».
6. Воспитание коллективизма «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».
7. Интеллектуальное воспитание «Хочу все знать».
Каждое направление имеет свои конкретные цели, которые реализуются в ходе выполнения программы.
Содержание работы: проведение открытых мероприятий и классных часов; диагностика развития классного коллектива; совместная деятельность классного руководителя с социальным педагогом, психологом по изучению развития личности в классном коллективе.
В классе воспитание ребенка основано, прежде всего, на нравственных ценностях. Нравственные качества человека определяют его социальную ценность, именно от них зависит содержание жизненных целей. Это основа данных направлений программы.
Ожидаемые результаты:
Для исследования эффективности системы класса используются следующие критерии:
1. Повышение уровня воспитанности учащихся.
2. Сформированность навыков межличностного общения, решение конфликтных ситуаций.
3. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса.
4. Сформированность нравственной направленности личности учащихся.
5. Развитость креативных способностей учащихся.
6. Эталонность классного коллектива в воспитании учащихся.
Направление I. «Здоровье» – «Мое здоровье в моих руках».
Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтапные задачи программы:
1 ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1 класс).
Основные задачи:
1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.
3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить непонимания основных понятий ЗОЖ.
2 ступень – углубленное изучение (2 класс).
1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формирование практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
3 ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4 классы).
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.
2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.
Направление II. «Гражданин» – «Я люблю свою землю, родные края… ».
Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.
Задачи:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Тематика классных часов
Часть 1. Я – гражданин России.
– «С любовью к России».
– Летопись природы родного края.
– Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
– Все работы хороши – выбирай на вкус.
– На лесной поляне.
– День Защитника Отечества.
– Подвигу народов жить в веках.
– Красота русской природы.
– Слава хлебу на столе.
Часть 2. Мы – вместе.
– Деловая игра «Главные вопросы».
– Утренник «Ваши права и обязанности».
– «По морям, по волнам».
– «О дружбе, доброте, отзывчивости».
– От самоуничижения к самоутверждению.
– «Звездный час».
– «В гостях у Мойдодыра».
– Школа вежливых наук.
– Сюрпризы лесной полянки.
Направление III. «Семья» – «Папа, мама, я – дружная семья».
Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.
1. Дать элементарные психологические знания родителям.
2. Научить навыкам конструктивного взаимодействия.
3. Помочь родителям и детям полюбить друг друга.
4. Научить принимать, понимать друг друга и доверять друг другу.
5. Помочь родителям найти единомышленников среди членов родительского клуба «Мы вместе».
6. Способствовать осознанию родителями важности родительского внимания и воспитания.
Организация деятельности:
– Лекционный метод передачи знаний.
– Психодиагностические методы исследования личности.
– Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах.
– Методы социально-педагогического тренинга:
а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;
б) метод анализа конкретных ситуаций;
в) игровое моделирование;
г) игры и упражнения разной направленности;
д) психологические этюды.
Тематика встреч родительского клуба «Мы вместе»:
1. Знакомство с участниками клуба. Определение цели и задач работы клуба, собственной проблематики.
2. Постановка целей на ближайший цикл занятий. Выработка правил работы в клубе.
3. Условная и безусловная родительская любовь. Как на самом деле любить ребенка?
4. Воспитание без шлепков и криков.
5. Почему дети лгут? Как понять ребенка?
6. Совместное занятие детей и родителей «Мир ребенка и взрослого». Оформление совместного коллажа.
7. Воспитание мальчика и девочки.
8. Формирование у детей ответственности.
9. Разрешение конфликтов.
10. «Мир твоих увлечений» (совместное занятие детей и родителей).
11. Толерантное отношение в семье.
12. «Мое здоровье в моих руках» (совместное занятие детей и родителей).
13. Итоговое занятие «Как нам это удалось».
Тематика классных родительских собраний
1. Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка.
2. О воспитании любви к природе.
3. Воспитание у ребенка любви к чтению.
4. Как помочь детям в учебе? День рождения класса.
5.Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.
6. Семейные праздники.
7. Воспитание культуры поведения у младших школьников.
8. Семейный конфликт и дети.
9. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.
10. Развитие творческих способностей в семье.
11. Веселимся всей семьей.
12. Почему дети лгут? Проблема нравственности.
13. «Чтение – окно в мир познания».
14. Ваш ребенок и его друзья.
15. Секреты здоровья ребенка.
16. «Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.
17. Воспитание милосердия.
18. «Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.
19. «Поздравление наших пап…».
20. КВН «Если хочешь быть здоров».
21. Несколько полезных советов родителям.
Направление IV. «Нравственность» – «В человеке должно быть все прекрасно…».
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
3. Развивать у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
4. Знакомить учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственными подвигами во имя человечества.
5. Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы
– Тематические классные часы по нравственной тематике.
– Спецкурсы по нравственной тематике.
– Дискуссии по нравственной тематике.
– Поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами.
– Шефская работа учащихся в детских домах, больницах.
– Изучение нравственного наследия мира.
– Читательские конференции.
– Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
– Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
– Праздники, сюрпризы, конкурсы.
– Театральные и кинопремьеры по нравственной тематике.
– Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
– Изучение нравственного наследия своей страны.
– Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
– Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление V. «Досуг» – «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться чужим успехам и огорчаться за свои неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Формы работы:
– празднование памятных дат в жизни учащихся;
– празднование памятных дат календаря;
– посещение театров, музеев, выставок;
– театрализованные представления;
– фестивали, презентации;
– литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;
– дискотеки, танцевальные вечера.
Направление VI. «Интеллект» – «Хочу все знать».
Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
1. Определить круг реальных учебных возможностей учеников и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
– внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
– интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;
– интеллектуальные бои;
– школы интеллектуального развития;
– тренинги интеллектуальных умений;
– спецкурсы.
Направление VII. «Общение» – «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить приемам преодоления проблем в общении.
– социометрия;
– интерактивные игры, тематические классные часы;
– тренинг общения детей и родителей;
– самопрезентации и самопредставление;
– праздники, конкурсы, ролевые игры.
Ольга Евдокимова, учитель начальных классов средней школы села Рощинский, победитель VI конкурса «Мудрая сова»
Во вложенном файле – презентация системы.
: : :
Комментарии