search
main
0

Солнечный город. Воспитательная система класса в начальной школе

Цель системы: формирование физически и духовно здоровой, творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации. Задачи: содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного воспитания; содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в нем; предоставление ребенку широких возможностей выбора индивидуальной траектории развития и способов самореализации; организация воспитательного пространства через детские объединения, где учащиеся развивают свои способности и склонности.

Воспитательная система базируется на следующих принципах:

– приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, добросовестность;

– демократизм и гуманизм;

– системность в планировании и организации воспитательной деятельности;

– природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности.

В классе значительное внимание уделяется воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной деятельности с детьми. Используются разные формы, способы воспитательного процесса в классе. В школе функционирует широкая сеть кружков и секций, которые развивают различные интересы и способности учащихся.

В классе все делается для оздоровления учащихся. В школе богатая спортивная база. Оздоровительная работа в классе строится на основе общешкольной оздоровительной программы «Родничок здоровья». На уроках применяются офтальмотренажеры, проводятся психологические тренинги, спортивно-оздоровительные мероприятия.

Классные часы построены на основе методики Аллы Шемшуриной «Нравственные уроки».

В классе функционирует система самоуправления. Есть мэр города, отвечающий за организацию работы отделов «Учеба», «Досуг», «Здоровье», «Забота – тимуровская помощь», спортивный отдел. К 4 классу ученики становятся более самостоятельными. Совет учащихся готовит и проводит классные собрания, КТД, вечера. Организует тимуровскую помощь ветеранам и пенсионерам. Организует помощь в учебе одноклассникам. Классные собрания проводятся не реже 1 раза в четверть, что контролируется мэром города. Виды собраний: выборное, экстренное, торжественное, тематическое, отчетное, итоговое. Совет города организует помощь в учебе ребятам, у которых есть проблемы Совет города обеспечивает дисциплину и порядок в классе, организует самообслуживание. Вся информация отражается в классном уголке.

Организация воспитательного процесса в классе включает эффективное использование на практике коллективной творческой деятельности, традиций классного общества, планирование и анализ воспитательной работы в классе, диагностику и мониторинг воспитательной деятельности.

Направления работы:

1. Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».

2. Нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно…».

3. Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».

4. Досуг «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

5. Патриотическое воспитание «Я люблю свою землю, родные края».

6. Воспитание коллективизма «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».

7. Интеллектуальное воспитание «Хочу все знать».

Каждое направление имеет свои конкретные цели, которые реализуются в ходе выполнения программы.

Содержание работы: проведение открытых мероприятий и классных часов; диагностика развития классного коллектива; совместная деятельность классного руководителя с социальным педагогом, психологом по изучению развития личности в классном коллективе.

В классе воспитание ребенка основано, прежде всего, на нравственных ценностях. Нравственные качества человека определяют его социальную ценность, именно от них зависит содержание жизненных целей. Это основа данных направлений программы.

Ожидаемые результаты:

Для исследования эффективности системы класса используются следующие критерии:

1. Повышение уровня воспитанности учащихся.

2. Сформированность навыков межличностного общения, решение конфликтных ситуаций.

3. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса.

4. Сформированность нравственной направленности личности учащихся.

5. Развитость креативных способностей учащихся.

6. Эталонность классного коллектива в воспитании учащихся.

Направление I. «Здоровье» – «Мое здоровье в моих руках».

Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Поэтапные задачи программы:

1 ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1 класс).

Основные задачи:

1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимания основных понятий ЗОЖ.

2 ступень – углубленное изучение (2 класс).

1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

3. Формирование практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

3 ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4 классы).

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.

2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.

Направление II. «Гражданин» – «Я люблю свою землю, родные края… ».

Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.

Задачи:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Тематика классных часов

Часть 1. Я – гражданин России.

– «С любовью к России».

– Летопись природы родного края.

– Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

– Все работы хороши – выбирай на вкус.

– На лесной поляне.

– День Защитника Отечества.

– Подвигу народов жить в веках.

– Красота русской природы.

– Слава хлебу на столе.

Часть 2. Мы – вместе.

– Деловая игра «Главные вопросы».

– Утренник «Ваши права и обязанности».

– «По морям, по волнам».

– «О дружбе, доброте, отзывчивости».

– От самоуничижения к самоутверждению.

– «Звездный час».

– «В гостях у Мойдодыра».

– Школа вежливых наук.

– Сюрпризы лесной полянки.

Направление III. «Семья» – «Папа, мама, я – дружная семья».

Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.

1. Дать элементарные психологические знания родителям.

2. Научить навыкам конструктивного взаимодействия.

3. Помочь родителям и детям полюбить друг друга.

4. Научить принимать, понимать друг друга и доверять друг другу.

5. Помочь родителям найти единомышленников среди членов родительского клуба «Мы вместе».

6. Способствовать осознанию родителями важности родительского внимания и воспитания.

Организация деятельности:

– Лекционный метод передачи знаний.

– Психодиагностические методы исследования личности.

– Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах.

– Методы социально-педагогического тренинга:

а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;

б) метод анализа конкретных ситуаций;

в) игровое моделирование;

г) игры и упражнения разной направленности;

д) психологические этюды.

Тематика встреч родительского клуба «Мы вместе»:

1. Знакомство с участниками клуба. Определение цели и задач работы клуба, собственной проблематики.

2. Постановка целей на ближайший цикл занятий. Выработка правил работы в клубе.

3. Условная и безусловная родительская любовь. Как на самом деле любить ребенка?

4. Воспитание без шлепков и криков.

5. Почему дети лгут? Как понять ребенка?

6. Совместное занятие детей и родителей «Мир ребенка и взрослого». Оформление совместного коллажа.

7. Воспитание мальчика и девочки.

8. Формирование у детей ответственности.

9. Разрешение конфликтов.

10. «Мир твоих увлечений» (совместное занятие детей и родителей).

11. Толерантное отношение в семье.

12. «Мое здоровье в моих руках» (совместное занятие детей и родителей).

13. Итоговое занятие «Как нам это удалось».

Тематика классных родительских собраний

1. Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка.

2. О воспитании любви к природе.

3. Воспитание у ребенка любви к чтению.

4. Как помочь детям в учебе? День рождения класса.

5.Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.

6. Семейные праздники.

7. Воспитание культуры поведения у младших школьников.

8. Семейный конфликт и дети.

9. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.

10. Развитие творческих способностей в семье.

11. Веселимся всей семьей.

12. Почему дети лгут? Проблема нравственности.

13. «Чтение – окно в мир познания».

14. Ваш ребенок и его друзья.

15. Секреты здоровья ребенка.

16. «Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.

17. Воспитание милосердия.

18. «Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.

19. «Поздравление наших пап…».

20. КВН «Если хочешь быть здоров».

21. Несколько полезных советов родителям.

Направление IV. «Нравственность» – «В человеке должно быть все прекрасно…».

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

1. Формировать  у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

3. Развивать у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

4. Знакомить учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственными подвигами во имя человечества.

5. Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Формы работы

– Тематические классные часы по нравственной тематике.

– Спецкурсы по нравственной тематике.

– Дискуссии по нравственной тематике.

– Поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами.

– Шефская работа учащихся в детских домах, больницах.

– Изучение нравственного наследия мира.

– Читательские конференции.

– Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

– Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

– Праздники, сюрпризы, конкурсы.

– Театральные и кинопремьеры по нравственной тематике.

– Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.

– Изучение нравственного наследия своей страны.

– Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.

– Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

Направление V. «Досуг» – «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»

Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.

2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться чужим успехам и огорчаться за свои неудачи.

4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы работы:

– празднование памятных дат в жизни учащихся;

– празднование памятных дат календаря;

– посещение театров, музеев, выставок;

– театрализованные представления;

– фестивали, презентации;

– литературные балы, конкурсы талантов, марафоны;

– дискотеки, танцевальные вечера.

Направление VI. «Интеллект» – «Хочу все знать».

Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

1. Определить круг реальных учебных возможностей учеников и зону его ближайшего развития.

2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

– внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

– интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;

– интеллектуальные бои;

– школы интеллектуального развития;

– тренинги интеллектуальных умений;

– спецкурсы.

Направление VII. «Общение» – «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Учить приемам преодоления проблем в общении.

– социометрия;

– интерактивные игры, тематические классные часы;

– тренинг общения детей и родителей;

– самопрезентации и самопредставление;

– праздники, конкурсы, ролевые игры.

Ольга Евдокимова, учитель начальных классов средней школы села Рощинский, победитель VI конкурса «Мудрая сова»

Во вложенном файле – презентация системы.

:       :     :

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте