search
main
0

Солнечные зайчики, вперед!

Московский гуманитарный педагогический институт провел первый городской конкурс детских и детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик».

Авторы и организаторы (Департамент образования, факультет и кафедра дошкольного образования МГПИ) поначалу задумывали этот конкур как оригинальную социально-педагогическую программу, что должна была выявить весь спектр детских талантов и содействовать развитию творческого мышления и воображения дошкольников. Кроме того, программа должна была оказать социально-педагогическую поддержку тем дошкольникам, которые обладают разными творческими способностями, в том числе и с нарушениями в развитии. Особое внимание предполагалось уделить одаренным малышам. Словом, задумка была в русле программы «Московская семья – компетентные родители» и столичной программы развития дошкольного образования на 2008 – 2017 годы, но шла дальше: родители, ставшие вместе со своими детьми участниками «Солнечного зайчика», должны были, во-первых, проявить активность, во-вторых, приобрести абсолютно новые знания, знакомясь с работами других детей и оценивая эти работы добросовестно и заинтересованно, проявляя лучшие человеческие качества в общении с этими детьми.

Задумывая конкурс, педагоги кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ и специалисты Департамента образования отдавали себе отчет, насколько разнообразны и даже разнополярны представления взрослых об успешности каждого ребенка, понимали, как важно формировать адекватные представления об этой успешности у родителей дошкольников. Не менее перспективной была задача развития творческого потенциала ребенка в процессе такой проектной деятельности, когда дети и родители работают над проектом вместе, когда возникают особые, заинтересованные и партнерские отношения детей и взрослых, когда родители вносят свой вклад в воспитание и обучение ребенка и отдают сами себе отчет, насколько значим этот вклад.

Информация к сведению

Задачами конкурса «Солнечный зайчик» стали:

– формирование у родителей и педагогов представлений о методе творческих проектов как эффективном условии развития творчества детей дошкольного возраста, способствующем формированию положительной самооценки и расширению «зоны ближайшего развития» личности ребенка;

– содействие овладению родителями и педагогами дошкольных образовательных учреждений методом творческих проектов, распространению существующих и созданию новых авторских программ, направленных на социально-педагогическую поддержку высокомотивированных, одаренных детей, нормально развивающихся дошкольников и воспитанников, имеющих те или иные нарушения в развитии, обеспечение для них новых стартовых условий для развития, воспитания и обучения;

– содействие развитию творческой активности, мышления и воображения, творческих способностей детей дошкольного возраста;

– содействие формированию у детей положительного образа себя и своей семьи, гармоничной картины мира;

– популяризация лучших научно-методических разработок по развитию способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проходил конкурс практически в течение всего учебного года – с 15 ноября 2007 года по 15 апреля 2008 года – по нескольким номинациям («Моя семья», «Моя игрушка», «Моя сказка», «Мои друзья», «Мой детский сад», «Моя Москва»), причем первый тур был заочным и завершился к 15 января нынешнего года.

Конкурс проходил при активной поддержке родителей и педагогического интернет-клуба «Детский сад настоящего: 100 резервов». Проекты были самые разные: художественные, конструктивные, литературные и даже мультипликационные. У всех авторов, конечно, свое видение мира и свои изюминки, но отрадно, что и дети, и взрослые правильно поняли основную идею проекта – сплочение детей и родителей в ходе совместной деятельности, формирование общих интересов и благоприятного психологического климата в детском коллективе, налаживание эффективного сотрудничества семьи и детского сада.

Примечательно, что родителям предлагали принять участие в интернет-голосовании, отдать свои голоса за тот или иной проект. Организаторов потрясло именно это голосование, когда взрослые москвичи считали своим долгом оказать особую поддержку детям с ограниченными возможностями развития, опровергая устоявшееся мнение, что все нынче стали эгоистами, которым нет дела до других. Оказывается, москвичи не утратили способности к сопереживанию и участию, к проявлению доброты по отношению к тем, кому трудно. Сотни семей внимательно следили за ходом конкурса, высказывая свое мнение о тех дошкольных образовательных учреждениях, которые посещают их дети, не жалея добрых слов для того, чтобы рассказать о воспитателях, музыкальных работниках, инструкторах по физкультуре, заведующих. Никто от них ничего подобного не ожидал, но это был тот случай, когда «взрослые не могли молчать»!

Вот так, шаг за шагом, все вместе, москвичи определяли победителей, причем решения жюри и участников интернет-голосования нередко расходились. Например, в номинации «Я и моя семья» жюри отметило Центр эстетического воспитания «Покровский» за проект «Московская семья: вчера и сегодня» и программу семейного клуба «Дружная семейка», а также детский сад №1439 за художественные проекты из цикла «Моя семья на прогулке», а из 203 голосовавших в интернете наибольшее количество голосов получил детский сад №1524. В номинации «Моя игрушка», по мнению жюри, лидировал детский сад №1641 ЗАО с эстетическим приоритетом воспитания и обучения детей за комплексный проект «Россия моя мастеровая», а по результатам интернет-голосования (453 человека) первым был признан детский сад №1632. По мнению организаторов, ЦРР – детский сад №1775 представил в номинации «Я и мой детский сад» лучший мультимедийный проект «Золотой нянь», по мнению педагогического интернет-клуба, лучшие – мультимедийный проект «Ландшафтный дизайн детского сада» и издательский проект «Детско-родительские дайджест-журналы» детского сада №1917, а по результатам голосования (принимали участие 274 человека) наибольшее количество голосов получил ЦРР – детский сад №2336 СЗАО. В номинации «Я и моя семья» жюри отметило Центр эстетического воспитания «Покровский» за проект «Московская семья: вчера и сегодня» и программу семейного клуба «Дружная семейка», детский сад №1439 за художественные проекты из цикла «Моя семья на прогулке», а голосовавшие (203 человека) – детский сад №1524 СВАО. В номинации «Мои друзья» жюри выдвинуло в победители детский сад №1524 за коллективный литературный проект «Наши пушистые друзья», а голосовавшие (348 человек) отдали предпочтение детскому саду компенсирующего вида №1298.

Но были и знаменательные совпадения: в номинации «Моя сказка» симпатии жюри были отданы начальной школе – детскому саду №1810 за музейный проект и лего-мультфильм «Колобок» и прогимназии №1834 за серию конструктивных проектов «Снежная королева», а голосовавшие в интернете (622 человека) наибольшее число своих голосов тоже отдали прогимназии №1834.

В субноминации «Лучший семейный проект» победители были определены безоговорочно, ими стали семьи Ярополовых из СВАО (за создание конструктивного проекта «Генеалогическое семейное древо»), Булышкиных из САО (за создание поэтического художественного проекта «Семейная книга сказок») и Чуриловых из ЗАО (за создание флэш-проекта «Ребенок в студенческой семье»). В номинации «Проект на английском языке» лидерами были Центр эстетического воспитания «Покровский» ЦАО за поэтический проект на английском языке и детский сад №2374 с этнокультурным (русским) приоритетом за игровой проект «Английское кафе».

Из большого количества участников номинации «Моя Москва» жюри с колоссальным трудом определило победителей – детский сад комбинированного вида №90 САО за игровой проект «Путешествие по Москве» и «Московский календарь» и детский сад №1960 за литературно-художественный проект территории детского сада. При этом организаторы педагогического интернет-клуба решили отметить и мультимедийный проект «Московские окна», художественный проект «Москва православная» детского сада №1917.

Финал и подведение итогов конкурса прошли на базе Московского гуманитарного педагогического института, поздравить участников и лауреатов конкурса пришли председатель организационного комитета, первый проректор МГПИ Татьяна Иванова, главный специалист Управления дошкольного и общего образования ДОМ Вера Слепцова, представители окружных управлений образования и научно-методических центров. Немало теплых слов участники и победители конкурса услышали от сотрудников городской лицензионной службы, представителей Ассоциации предпринимателей России и педагогического интернет-клуба «Детский сад настоящего: 100 резервов», членов научно-методического сообщества – преподавателей МПГУ и МГГПУ, сотрудников библиотеки имени Боголюбова.

Все участники и победители конкурса были награждены почетными грамотами и памятными подарками, в их честь детские творческие коллективы детского сада комбинированного вида №1917 и детского сада комбинированного вида №456 – лауреаты городского конкурса «Надежда» – дали благотворительный концерт. Кроме того, на память о конкурсе был выпущен «Портфолио лауреата городского конкурса творческих проектов детей и родителей «Солнечный зайчик», посвященный Году семьи, который подарили каждому участнику. Это дало возможность семьям использовать материалы конкурса для дальнейшего конструирования содержания образовательного процесса и развивающего взаимодействия с детьми, обогащения опыта совместной проектной и творческой деятельности воспитанников и их родителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте