Западный округ столицы стал одной из самых главных площадок развития патронатного воспитания. Здесь есть два учреждения, которые работают в направлении патронатного воспитания – специальный (коррекционный) детский дом VII вида №2 и специальная (коррекционная) школа-интернат №8 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Любовь к Родине начинается с семьи
Детский дом №2 участвует в эксперименте по патронатному воспитанию с 2004 года. За это время уже отработаны технология поиска, подбора, подготовки, обучения кандидатов в патронатные воспитатели и технология подготовки ребенка к бесконфликтному переходу из детского дома в патронатную семью, методика подбора патронатной семьи для конкретного ребенка.
В работу патронатной службы вовлечены в основном сотрудники детского дома: психоневролог, педиатр, психологи и воспитатели. Самые главные этапы – это психологические консилиумы, психодиагностика ребенка, коррекционная работа и тренинги, позволяющие психологически подготовить ребенка к патронатной семье, психокоррекция детско-родительских отношений и оказание психологической помощи и семье, и ребенку.
Работа с взрослыми, которые по тем или иным причинам (любовь к детям, религиозные убеждения, стремление научиться быть успешным родителем и так далее) хотят стать родителями, конечно, очень сложна. Не случайно треть из обратившихся в детский дом потенциальных патронатных родителей, оценив свои возможности, не стали сотрудничать со службой, но зато половина прошли обучение, 17% уже заключили договора, а 3% оформили опеку над ребятишками.
У детского дома одно из самых важных направлений работы – установление и поддержание отношений детей прежде всего с их родственниками. Не случайно 20% воспитанников посещают своих родственников, а 17% навещают родственники. Это очень хорошие показатели. Ведь если прибавить к ним 14% детей, посещающих патронатную семью, и 16% детей, проживающих в патронатной семье, то получается очень семейная картина воспитания, а как раз это очень важно для того, чтобы дети были в дальнейшем адаптированы к жизни. Не случайно в детском доме есть клуб «Моя семья», в котором индивидуально и в группах работают с дошкольниками, младшими школьниками и теми ребятами, которым уже 11-13 лет, используя чтение сказок, развивающие и сюжетно-ролевые игры, индивидуальные беседы, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
Патронатная служба детского дома №2 работает с детскими домами №№17, 23, 21, 11, 22, с управами Кунцево, Можайское, Фили-Давыдково, Очаково-Матвеевское, Солнцево, Тропарево-Никулино, Дорогомилово, Внуково, Крылатское и другими. По мнению директора детского дома №2 Надежды Хрыкиной, это позволяет сконцентрировать все силы, ресурсы, чтобы помочь каждому ребенку обрести семью.
Помочь патронатному воспитателю
В коллективе школы-интерната №8 собрались очень опытные педагоги, которые понимают: патронатным воспитателям нужна прежде всего очень большая психологическая помощь. А как иначе? Родная мама и то не всегда может почувствовать, как выстроить отношения с ребенком, а в патронатную семью приходит совсем незнакомый маленький человек, и с ним нужно выстраивать отношения, если не родственные, то уж точно дружественные. Но ведь не секрет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не умеют общаться с взрослыми бесконфликтно, да и взрослым очень часто не хватает выдержки. Именно поэтому в «Правилах для родителей», в книжке, подготовленной коллективом школы-интерната в помощь патронатным родителям, первое правило: «Терпение. Выдержка, выдержка и еще раз выдержка». А еще нужно быть постоянным в своих правилах, неторопливым, не спешащим наказывать ребенка за проступки, спрашивать мнение ребенка и объяснять ему, почему его поведение неправильно, использовать дисциплину как форму обучения, а не как форму наказания ребенка, уважать ребенка, хвалить его за хорошее поведение.
Биологические родители редко берут в руки специальную литературу по воспитанию, им кажется, что достаточно жизненного опыта, чтобы воспитывать детей по своему разумению. Патронатным родителям педагоги школы-интерната советуют почаще обращаться к такой литературе или к специалистам. Не случайно в школе-интернате постоянно готовы давать советы, помогать патронатным родителям выстраивать правильные отношения с ребенком. При этом очень важно, чтобы родители стали примером социальных связей. Для этого педагоги советуют патронатным родителям почаще спрашивать ребенка, как его дела, внимательно слушать рассказ ребенка, давать ему понять, что взрослым очень важны его мнение и знания, уважать его чувства, давая ему возможность быть самостоятельным, в то же время необходимо сделать все, чтобы он почувствовал: к нему в любую минуту готовы прийти на помощь.
У детей, которые были лишены родительской заботы, всегда возникают самые различные проблемы. Наверное, поэтому самая важная глава книжки, подготовленной педагогами школы-интерната в помощь патронатным родителям, это:
Советы «Как вести себя с ребенком, у которого возникли проблемы»
Слушая ребенка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, затем своими словами повторите то, что он вам сказал. При этом:
– ребенок убедится, что вы его слышите;
– ребенок может услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
– ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, вы помогаете ребенку разобраться в вопросе.
Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жесту, тону голоса.
Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, подмигните, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть ответов на все вопросы.
Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируя вашу заинтересованность в том, что ребенок говорит вам. Например: «А что было дальше?»
Комментарии