search
main
0

Солнце в каждом. В Липецке создана система раскрытия безграничных возможностей особых детей

Инклюзивное образование – это своеобразный тест на человечность каждого из нас. Сегодня это особенно ясно, когда в обычную общеобразовательную школу пришли те, для кого двери ее были долгое время закрыты. И надо нам всем учиться распахивать не только двери, но и свои сердца…

Дети Батищева«Дети с безграничными возможностями». Это определение, услышанное из разных уст во время пребывания в славном городе Липецке, приятно ласкало не только слух. Его хотелось повторять, оно согревало и смягчало неуютный, дождливый со снегом день.Надо было видеть, с какой нескрываемой гордостью директор Центра образования, реабилитации и оздоровления Игорь Иванович Батищев рассказывал о своих подопечных. А их у народного учителя РФ немало. На данный момент обучаются и воспитываются 578 человек. В детском саду (он открыт 10 лет назад) 27 малышей.А вообще центру 54 года. Мудро и дальновидно поступили его основатели, закладывая в будущем его развитие как образовательного комплекса с различными отделениями. Деткам, не таким как все, здесь открывают безграничные возможности для собственного совершенствования. Есть медицинский центр, в котором врачи-специалисты помогают успешно прирастать здоровьем. Этому же служат образовательно-оздоровительный комплекс «Звездный» на 320 мест в селе Горицы Добровского района и оздоровительно-реабилитационный комплекс на 600 мест в поселке Мирный Задонского района. Добавьте к этому бассейн, тренажерный зал, зал ритмики (открыты в этом году) и различные направления творчества для выявления и развития способностей (от музыкального до театрального). Не говорю уже о многочисленных кружках. Любой материал, побывав в чутких руках воспитанников (глина, шерсть, соломка, краски, холст, бумага и т. д.), становится шедевром, сохраняющим тепло и свет его создателя. Что за чудо, к примеру, филигранные картины Ратмира Князева! Откуда у мальчика с непростым медицинским диагнозом такое глубинное постижение мира? От его творений распрямляется какая-то пружина внутри, становится легче дышать, радостнее жить… Немало открытий готовят нам дети Батищева, как часто называют воспитанников поистине народного учителя.Игорь Иванович – человек, одаренный особым даром находить кратчайший путь к сердцам людей, – знает ту сокровенную тайну, для чего в наш мир приходят такие особые детки, и он готов делиться ею со всеми. «В этом году выпустили пять медалистов», – говорит он. Из уст директора обычной школы это прозвучало бы строчкой из отчета. А здесь, у стенда с фотографиями выпускников (кто в коляске, кто со слуховым аппаратом), эти обычные слова наполнены торжественной мелодией. И такие «крещендо» при знакомстве с педагогами и воспитанниками центра звучат на каждом шагу. Чего стоит знакомство с двумя молодыми педагогами кандидатами биологических наук – биологом Эдуардом Анохиным и преподавателем физкультуры Алексеем Бруйковым. Темы их диссертаций взяты из жизни – важно, чтобы воспитанники могли успешнее развивать свои безграничные возможности. А как эмоционально руководитель творческой мастерской «Секреты филологии» Людмила Микрякова рассказывала о проектах, восхищалась родителями своих подопечных – чуткими, верными и надежными помощниками! И проведение литературных балов, и создание буктрейлеров превращается в увлекательное коллективное творчество всей семьи.Центр дистанционного образования как структурное подразделение возник 8 лет назад. Он стал той самой золотой нитью, которая вывела в свет сотни юношей и девушек, которые по состоянию здоровья оказались заперты в четырех стенах. Сегодня здесь обучаются 193 ребенка из Липецка и районов области. Для каждого созданы индивидуальные учебные планы и расписание. Ребенок и его родители могут выбрать дистанционную форму обучения или с нею сочетать изучение отдельных предметов в центре. (Каждому ученику при этом предоставляется собственный комплект оборудования.)Примечательно, что ребята участвуют в конкурсах различного уровня. В этом учебном году на фестивалях и конкурсах, как региональных – «Солнце в каждом», «Шедевры из чернильницы», так и городских – «Радуга творчества», «Как прекрасна Земля и на ней человек», и на других состязаниях, засветились, заиграли прекрасными гранями новые таланты.Недаром Николай Спиридонов, с которым мы встретились в центре (он привез на занятие одного из своих сыновей), признался, что его детей именно здесь, в Липецке, стали называть юными дарованиями. «Да мы же не так просто из Междуреченска в Липецк перебрались. Узнали о центре – и сюда», – счастливая улыбка папы была красноречивее всех слов.Не случайно к Игорю Ивановичу прочно прикрепилось многозначное слово «батя». Судьба каждого воспитанника для него дорога и значима. Среди выпускников – музыканты, актеры, педагоги, массажисты, словом, работники различных сфер. А первые шаги к успеху начинались здесь. Кстати, в центре учился и сын Батищева Дмитрий – так решил отец: пусть освоит науку сочувствия, приятия не таких, как все. Как не оценить провидческую мудрость «бати» и как не поздравить Дмитрия Игоревича Батищева, директора специальной школы-интерната города Грязи, с недавней наградой – Премией Правительства РФ 2017 года в области образования!Штучные профессионалыЦентр дистанционного обучения на базе средней школы №48 создан в 2013‑2014 учебном году как ответ на потребность родителей дать детям качественное образование, если те по каким-то причинам не могут посещать школу.Среди них около половины – дети с ограниченными возможностями здоровья. Директор Анатолий Ильич Шумов, почетный работник общего образования РФ, рассказывая о создании информационно-образовательной среды (оборудование кабинетов, рабочих мест учителей впечатляет), все-таки главную роль отводит учителям. Говорит, такие кадры, как у него, надо поискать. Они умеют устанавливать и плодотворный контакт с каждым учеником, и обратную связь. А с какой отдачей работают! Одним словом, штучные профессионалы.«А вот здесь все учебники класса», – произносит торжественно Анатолий Ильич, выкладывая на стол маленькую флешку. Электронными учебниками сегодня не удивишь. Но вот база видеоуроков, подготовленных учителями, особая методология их создания впечатляют. Если учесть, что в числе тех, кому нужны такие дистанционные образовательные технологии, и дети, которые не могут посещать школу из-за профессиональной и творческой деятельности, то можно только порадоваться за юных жителей Липецка и области, что образовательная среда так чутко и вовремя реагирует на вызовы времени.В школе №40 классы с нарушением слуха появились четверть века назад. До этого городские дети обучались в школах-интернатах Задонска и Лебедяни. Но не всех родителей это устраивало. Так в старейшей школе (а ей более полувека) стало развиваться и совершенствоваться год от года инклюзивное образование. Дети с сохранным и нарушенным слухом сначала совместно проводили внеучебное время, участвуя в различных школьных конкурсах, праздниках, посещая кружки по интересам. Сейчас они обучаются вместе. (В школе 13 классов и 3 дошкольные группы для глухих и слабослышащих детей.)Проводя гостей по уютным комнатам детского сада, директор Татьяна Ивановна Аксенова то и дело обращала наше внимание то на Мишеньку, то на Алешеньку, то на Танечку, рассказывала об их первых победах и успехах. В основе профессионализма педагога всегда лежит любовь к детям. И постоянная верность избранному делу. Интересно, что за всю историю школы Татьяна Ивановна всего лишь третий директор.Школа сотрудничает с кафедрой адаптивной физической культуры и медико-биологических дисциплин ЛГПУ имени П.П.Семенова-Тян-Шанского. Преподаватели и студенты помогают разрабатывать программы реабилитации детей, предварительно проведя диагностику двигательной подготовленности детей. Семинары и практикумы с участием специалистов кафедры адаптивной физической культуры дают возможность учителям быть в курсе всего нового в области обучения и всестороннего развития детей с нарушениями слуха. После окончания школы выпускники получают профессиональное образование в колледжах, техникумах, училищах Липецка, Москвы, Пензы, Задонска, а также в вузах города и столицы. Сейчас в школе №40 в общеобразовательных классах обучаются 575 человек, в специальных (коррекционных) – 56, в дошкольном отделении – 18 воспитанников.Когда каждый – победительВ этом году во второй раз Липецкая область приняла участие в национальном чемпионате «Абилимпикс»-2017. Его открытие происходило в Липецком техникуме городского хозяйства и отраслевых технологий. Учебное заведение, руководит которым Оксана Александровна Власова, по праву можно назвать флагманом инклюзивного образования среди колледжей города. Впечатляет та доброжелательная, доступная среда для студентов, которая начинается с пандусов, но не ограничивается видимыми параметрами. Это еще и настрой преподавателей, студентов, культура взаимоотношений. Но об этом, как и о работе Регионального специализированного центра поддержки системы инклюзивного среднего профессионального образования, нужно рассказывать отдельно.А пока на сцену уютного зала начальник Управления образования и науки Липецкой области Сергей Николаевич Косарев и начальник Управления соцзащиты Сергей Александрович Орусь вызывают участника предстоящего конкурса и предлагают загадать желание между двумя Сергеями. Нетрудно догадаться, каким оно будет. Так что в добрый путь, участники конкурса, и пусть победит каждый.У малышей из детского сада №22 победы, конечно, впереди. А пока они учатся радостно отмечать каждый день пусть маленьким, но достижением. В этом им помогают добрые, хотя вовсе и не волшебники, но верящие в рукотворные чудеса взрослые. Иначе как объяснить, что за все это время создания групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с 1991 года) из полутора тысячи детей примерно восемьсот пошли учиться в общеобразовательные школы. А помогли им в этом специалисты детского сада, которые ежедневно проводили занятия в залах на тренажерах, в оборудованных кабинетах, в бассейне…Коллектив детского сада работает в тесном контакте с преподавателями Липецкого института развития образования, врачами детской поликлиники №1, специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Заведующая детским садом №22 Полина Петровна Ушкова на вопрос, что больше всего стимулирует малышей на занятиях – словесное поощрение, подарок или что-то другое, ответила просто: «Любовь к ним взрослых».Думаю, эта настоящая любовь, которая не раздражается, не ищет своего и никогда не перестает, – залог успеха и интегрированного ансамбля танца «Параллели». Он создан по инициативе Елены Лемак-Косенко. В свое время талантливая девушка работала с детьми с ОВЗ и, придя в дом творчества «Городской» имени С.А.Шмакова, взялась за невиданное доселе дело. Создала две группы – «Танцующие на колесах» и «Танцующие в тишине». Выразить на бумаге пером то, что испытывают зрители во время их выступлений, невозможно – надо смотреть. Мне удалось побывать на репетиции ансамбля, когда три педагога, включая Елену Александровну, готовили новый номер с танцорами. Побольше бы таких любящих свое дело людей! И тогда, может, мы будем вместо казенного «инклюзия» говорить «соучастие» – не от него ли производное «счастье»?P.S. В будущем году в Липецке откроется школа-новостройка, и уже сегодня Департамент образования администрации г. Липецка вместе с активистами общественной организации «ВыРАСтите мир. Аутизм в Липецке» работают над организацией обучения детей с расстройствами аутистического спектра в ресурсных классах.Липецк

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте