Здесь у каждого школьника в дневнике написано слово «солнечный», а значит, самый яркий, горящий, сияющий, жаркий! Просто поселок, в котором живут ребята, называется Солнечный, соответственно, и школа тоже Солнечная. В 2022 году учитель русского языка и литературы Солнечной школы Золотухинского района Курской области Олеся БОБРИНЕВА стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России».
Спрашиваю Олесю Николаевну, как жители поселка называют друг друга – солнечниками, а может, солнышками? Она отвечает с улыбкой, что тоже как филолог не раз думала, как правильно должны именоваться и она, и ее земляки-соседи. Пока общее мнение остается традиционным: все они просто жители поселка Солнечный, построенного в 1982 году вместе с сахарным заводом и школой. В прошлом году торжественно отмечали трехкратное 40‑летие – и поселка, и завода, на котором работает большинство взрослого местного населения (всего в поселке около трех тысяч жителей), и школы. В ней сегодня обучаются 306 детей, ей присвоен статус базовой, а к круглой дате провели капитальный ремонт, скоро даже бассейн начнет работать, впервые с 1995 года. В школе идет большая воспитательная работа, много спортивных секций – волейбол, баскетбол, лапта. Есть детское школьное объединение «Планета детства», состоящее из трех звеньев: «Непоседы» в начальной школе, «Союз ребячьих сердец» в средних классах и «Юность» в старших.
Девятый класс, в котором у Олеси Николаевны классное руководство, – активный участник жизни школы. Из 22 обучающихся всего шестеро мальчиков, зато все очень дружные. Год для них выпускной, поэтому главные разговоры о том, кто куда собирается поступать. В основном хотят стать айтишниками, графическими дизайнерами, футболистами и железнодорожниками. Девочки – врачами и медсестрами. До Курска от Солнечного 40 километров, поэтому поступать большинство собираются в курские колледжи и техникумы.
Есть у Олеси Бобриневой выпускницы и ученицы, решившие стать филологами, чему педагог, конечно, очень рада. Одна из них оканчивает филологический факультет МГУ, а другая готовится к поступлению на филфак Курского госуниверситета.
В этом году кроме уроков в шестом, девятых и десятых классах Олеся Николаевна ведет внеурочные занятия по своим предметам. Со старшими в основном занимаются подготовкой к ГИА, а с младшими – «сложными интересными языковыми случаями», еще читают произведения, не вошедшие в программу по литературе, но интересующие ребят. Также занимаются подготовкой к конкурсам, их сегодня очень много, и дети с удовольствием участвуют и демонстрируют свои таланты. Это и театральные конкурсы, и конкурсы чтецов. Награды и грамоты тщательно собирают, чтобы сделать частью богатого портфолио.
У Бобриневой кроме педагогического еще музыкальное и хореографическое образование, что очень помогает в работе: «Вместе с ребятами выхожу на сцену, участвую в конкурсах и фестивалях».
На мой вопрос, какие сегодня дети, Олеся Николаевна отвечает, что, как и раньше, дети сегодня разные.
– Есть скромные, не позволят себе сказать лишнего слова, есть уверенные. Но им всем сейчас, в эпоху всеобщей информационной перегруженности, очень непросто. За этими возможностями таятся опасности. Ребенок сегодня не чистый лист и не гибкая глина – бери и рисуй на этом чистом листе то, что заказывают, или лепи из этого материала. У них сейчас в приоритете критическое мышление. Им нужны не знания как таковые, а способы достижения этих знаний. И еще им нужна стратегия лидерства – как стать успешным. Особенно это проявляется у старшеклассников: ясность в понимании мира и его законов, амбиции, энергия – все это есть. Только для полноценной счастливой жизни этого недостаточно. Я учитель-словесник и глубоко убеждена, что именно мне доверена ответственная миссия формировать духовный мир ребенка, приобщать к тем ценностям, которые становятся национальным кодом, воспитывать настоящего гражданина своего Отечества. Традиция – энергия будущего. Успешный путь открытия чего-то нового, путь поиска себя возможен только в процессе глубокого осознания накопленного опыта, соблюдения народных традиций и сохранения исторической памяти, – делится учительница. – Это мы и называем своим национальным кодом. Я считаю, что школа, опираясь на свои традиции, должна мобилизовать патриотический дух и потенциал русской культуры, без чего наше будущее невозможно, как невозможно обеспечить стабильность и жизнеспособность общества. Поэтому на каждом своем уроке я стараюсь активно использовать краеведческий компонент. Наш край связан с такими именами, как Георгий Свиридов, Афанасий Фет, Надежда Плевицкая, Аркадий Гайдар, Евгений Носов. И я хочу, чтобы дети об этом знали. Это поможет им не потерять себя, сформировать свой нравственный иммунитет. Наша Солнечная средняя школа вот уже сорок лет следует духовным, нравственным и патриотическим ориентирам, успешно используя их в работе всего коллектива. Здесь я не только учу, но и сама учусь, а также делюсь своим опытом с коллегами-единомышленниками на муниципальном и областном уровнях. Мне очень приятно, что все мои начинания, методические поиски поддерживают родители, которые становятся активными участниками нашей школьной жизни. Вместе мы храним историю и традиции родного края, бережем его красоту и стараемся отвечать на все вызовы современности.
В этом Олесе Николаевне помогают новые педагогические приемы проведения уроков, с которыми она ознакомилась во время подготовки и участия в конкурсе «Учитель года России». Запомнился тренинг-лагерь в Шепси, здесь она впервые узнала о возможности использовать на урочных и внеурочных занятиях формат иммерсивного театра. Говорит, получается очень интересно, нравится детям. О работе в формате TED тоже узнала на конкурсе: «Очень ярко и интересно, многие ребята проявляли себя именно в этом формате». Неожиданные возможности предоставляет нейросеть, когда помогает «оживить» портреты писателей и поэтов: «На уроке это смотрится очень здорово, все далекое становится близким и знакомым детям».
Свой главный жизненный девиз «Традиция – энергия будущего» Олеся Бобринева в полной мере реализует и в собственной жизни. В детстве, глядя на свою маму – учителя географии, она тоже решила стать учителем. Вечерами сидела рядом с мамой и смотрела, как та проверяет тетради, а днем подбегала к ее кабинету, чтобы посмотреть, как она ведет уроки. В младших классах хотелось быть такой же доброй, как первая учительница Татьяна Николаевна Сухенко. А в старших представляла себя на месте любимого учителя русского языка и литературы Надежды Валентиновны Тишиной, сумевшей привить старшеклассникам любовь к литературе, научить чувствовать родной язык.
Сегодня Олеся Николаевна работает в одной школе со своими наставниками и с мамой Верой Зиновьевной Семенихиной, теперь все они коллеги, все на равных, ну почти. «Где родился, там и пригодился!» – вспоминает Олеся Бобринева известную пословицу. А на вопрос, как чувствовала себя, вернувшись учителем в родную школу, где еще недавно была ученицей, отвечает, что все прошло очень хорошо. Никакого стеснения не было, все получалось как бы само собой. После окончания Курского госуниверситета сразу пришла сюда, и за 15 лет ни разу не возникло мысли оставить это место и уехать, например, в Курск. Были возможности и приглашения, но свою любимую Солнечную школу с прекрасным коллективом, «где каждый не просто учитель, коллега и наставник, а буквально мама!», Олеся Николаевна ни на что не променяет. Здесь есть самое главное – доверие между людьми, а когда коллеги доверяют друг другу, то и работается, и живется легче. «Я очень рада, – говорит педагог, – что сын мой учится здесь в шестом классе, и в этом году я отдаю сюда дочку в первый класс. Меня как маму устраивает все – и качество образования на должном уровне, и воспитательная работа, и отношения между людьми».
Семья Бобриневых дружная, со своим супругом Олеся знакома с детства, поселок небольшой, все друг друга знают. Окончили школу, поступили в вузы, и после трех лет обучения на филологическом факультете девушке поступило сразу два предложения – работы в родной школе и замужества.
– И все, мы остались здесь! И то, что я никуда не хочу уезжать, во многом заслуга моего мужа. Он работает на сахарном заводе, совсем не городской, ему нравится, когда есть и дача, и баня, и пруд. А еще сад, цветы, земля, на которой можно отдыхать душой. Вот так Господь уготовил, я всегда и во всем полагаюсь на Бога и благодарна очень, что для меня он готовит то, что нужно. И все это мне нравится и приносит радость! – делится учительница.
Есть у главы семьи еще одно увлечение – разведение домашней птицы. Вся семья в этом ему помогает, а заодно участвует в различных конкурсах. Например, мама вместе с сыном стали победителями областного конкурса «Юннат»-2021 – опираясь на собственный опыт, описывали технологию выращивания домашней птицы.
Следующее любимое занятие всей семьи – путешествия, особенно на Кавказ. Это общая семейная страсть. Кавказ зимний, летний, Кавказ в палатках – это то, что всем дает радость. А самый спокойный отдых для мамы – вязание и вышивка.
– Когда начинаешь вязать новую вещь или вышивать что-то, всегда интересно, что получится в итоге. Поэтому и вяжу быстрее, чтобы увидеть, какой сарафанчик выйдет для дочки – желтенький, забавный, яркий! И мы вместе с ней ждем этого результата… А когда готовилась к уроку, особенно к конкурсному, сполна ощутила те же чувства. Какой результат получится? Понравится или нет? Устроит он тебя или нет? Вот такое интересное сопоставление, – улыбается Олеся Николаевна.
В ее жизни переплетаются творчество и работа, словно яркие нити – на вид простые, но если руки приложить, а еще любовь, знание, старание, то и сарафан получится, и урок всем на пользу.
Татьяна МАСЛИКОВА, Курская область
Комментарии